Массовые внеклассные мероприятия

Они организуются на базе индивидуальной внеклассной работы учащихся по технологии, а также занятий в технических кружках и других творческих объединениях по интересам.

Цель: развитие технического кругозора и воспитание творческого отношения к технологической деятельности у всех учащихся.

1. Встречи с представителями промышленного и сельскохозяйственного производства, учеными, предпринимателями, фермерами, инженерно-техническими работниками. Эти встречи важны для учащихся с точки зрения профессиональной ориентации и получения конкретных представлений о реальном производстве.

2. Тематические вечера по технике. Они проводятся с целью ознакомления учащихся с новыми современными технологиями, наукоемкими производствами, передовой электронно-вычислительной техникой, с историей и перспективами развития техники.

3. Соревнования юных техниковилитехнические спартакиады. Они подводят итоги работы кружков, изучающих эксплуатацию технических объектов или их моделирование:

На этих соревнованиях ученики показывают свои практические умения по управлению техникой, а также демонстрируют изготовленные ими модели технических устройств.

4. Олимпиады по технологии. Это своеобразные соревнования учащихся, которые активизируют их учебную деятельность, формируют интерес к технике. Они могут проводиться на разных уровнях; внутри учебного заведения, районные, городские. В олимпиаде участвуют все желающие учащиеся. Затем, из победителей олимпиады внутри учебного заведения формируется команда для участия в районной олимпиаде.

5. Организация выставок технического творчества. Это важная составная часть всей работы по развитию детского технического и декоративно-прикладного творчества. Выставки творчества учащихся, с одной стороны, подводят итог этой работы, а с другой, — показывают ее уровень. Проведение выставок предполагает большую организационную работу:

· создание комиссии по организации и проведению выставки;

· разработки требований к экспонатам выставки;

· подбор экскурсоводов;

· оформление экспонатов.

6. Этапы экскурсии: подготовка, проведение, подведение итогов.

Роль и назначение учебно-материальной базы. Характеристика инструмента и оборудования мастерских по обработке материалов. Общие требования к помещениям.

К УМ базе относят все средства, с помощью которых осуществляются учебный процесс: учебно-производственное оборудование (машины, аппараты, приборы, станки, приспособления, рабочие и измерительные инструменты), лабораторные установки (приборы и установки для проведения л/р), конструкционные материалы (древесина, металл, текстиль, продукты), технические средства (компьютер, проектор, магнитофон, ТВ).

Оборудование можно разделить по функциональному признаку:

§ основное оборудование индивидуального пользования (рабочее место учащегося, инструменты, которые выдают на урок)

§ основное оборудование группового пользования (лабораторные установки, приборы - то, с чем работают периодически)

§ оборудование рабочего места учителя

§ учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства

§ вспомогательное оборудование (технологические приспособления, тренажеры, контролирующие устройства).

УМ база определяет, какой системой обучения вы будете пользоваться на занятиях; возможности использования различных дидактических принципов (научности, наглядности, доступности и т.д.)

Требования к оборудованию

1. Функционально-педагогические требования – при выборе производственного оборудования для учебных целей учитывают возможность реализации с его помощью принципов и методов обучения.

2. Технико-экономические требования – соответствие типов массового современного оборудования и обеспечение достаточно высокой производительности труда учащихся; выполнение из стандартных деталей и узлов простых в сборке и в использовании; быть не дорогим и долговечным; соответствие требованиям ТБ, гигиены труда и противопожарной безопасности.

3. Эргономические требования (окраска в определенные цвета, надписи, должно выбираться с учетом возрастных, функциональных особенностей учащихся соответствовать характеру их деятельности)

4. Технико-эстетические требования (должно удовлетворять требованиям эстетики, способствовать у учащихся хорошему художественному вкусу)

Требования к помещениям

S помещения определяется наличием и количеством оборудования, используемым в процессе обучения. На одного ученика приходится 2-2,5 м2 - парта и стул. С учетом того, что стоит в кабинете он должен находиться в пристройке или на 1 этаже - никаких подвальных или полуподвальных помещений. Сухое, теплое, проветриваемое помещение , t=17-23 0 . Освещение д.б. искусственное и естественное. Естественное освещение определяется по формуле: Sокон /Sпола *1/4. Искусственное освещение м.б. общим и индивидуальным.

Освещенность определяется от 150-200 Вт на м2 ; при работе с чертежами освещенность д.б 200 Вт на м2 .

К рабочему месту проводится проводка напряжением от 12-36 В. При использовании дополнительного оборудования S помещения, приходящегося на 1 ученика увеличивается до 12 м2 . Желательно в лаборатории или мастерской иметь различные дополнительные помещения (кладовая, препараторская); иметь отдельно мастерскую по кулинарии.

Вентиляция: вытяжка - искусственная; естественная - форточки, фрамуги. Рядом со столом - ТБ.

№16. Методика использования учебно-технической документации на уроках ТиП.

К учебно-технической документации относят чер­тежи, эскизы, технические рисунки, кинематические иэлек­трические схемы, инструкционные и технологические карты, инструкции по эксплуатации технологического оборудовании, по технике безопасности иохране труда при работе.

В чертежах и других графических изображе­ниях фиксируются данные о форме, размерах и другие сведения о предмете.

Использо­вания на занятиях по технологии чертежей, эскизов, технических рисунков, кинематических и электрических схем яв­ляется отражение умения учащихся читать, а затем и сос­тавлять указанную графическую документацию.

Формирование практического умения читать чертеж (эскиз или технический рисунок) простой детали начинается с ознакомления с линиями черте­жа, видами изображений, простановкой размеров на черте­же и т. д.

Практическое изучение электрических схем не сложно для учащихся, так как ознакомление со схемами технических устройств осуществляется обычно вместе с изучением конструкции и принципа работы этих устройств.

Инструкционные карты отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов выполнении той или иной трудовой операции.

Технологические карты, выполненные в виде плакатов с изображением эскизов обработки, служат прекрасным сред­ством наглядности при раскрытии технологических процес­сов изготовления изделий.

ТК содержат очень краткую и точную информацию об устройстве и использовании в работе указанных объектов. Они служат как источники информации при изу­чении этих объектов и как справочные пособия при исполь­зовании инструментов, оборудования и т. д.

Инструкции по технике безопасности и охране труда со­держат правила и требования по безопасному осуществле­нию трудовой деятельности. Выполненные в форме памятки, они предостерегают учащихся от неправильных и неточных Трудовых действий, которые могут повлечь за собой небла­гоприятное влияние на их здоровье.

Наг­лядные пособия при использовании реализуется принцип наглядности, т. е. обеспечивается непосредственное чувствен­ное восприятие учащимися изучаемого материала,

Применение средств наглядности на уроках технологии значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

1. Средства натурального показа. Они служат для демонстрации самих изучаемых технических объектов и процессов в натуре. а) Натуральные объекты: б) Натуральные процессы. в) Реальные трудовые действия.

2. Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов. Они служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций.

3. Реальные изображения видаизучаемых объектов, про­цессов и трудовых действий.

В практике обучения они обычно имеют форму плакатов, как правило, в наборах или альбомах.

При изучении самых раз­личных конкретных технологий используются плакаты, отража­ющие требования техники безопасности и охраны труда.

4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий. К ним относят чертежи, эскизы, кинематические электрические.

Наши рекомендации