Упражнения на осанку для детей всех возрастов (от 4 до 12 лет)
1.И.п. стоя. В парах. Один – «скульптор», другой – «пластилиновая кукла». «Кукла» встает криво, а задача «скульптора» исправить ошибки в осанке партнера. Он подталкивает «куклу» слегка рукой, та слушается и меняет положение. Когда «скульптор» понял, что партнер стоит совершенно ровно, осуществляется проверка: «скульптор» кладет на макушку «куклы» небольшой легкий предмет. Если он не падает – то все в порядке. Потом ребята меняются ролями.
2.Известное упражнение на осанку – положить небольшой мешочек с песком на голову и ходить. Стараться, чтобы мешочек не упал. Групповые занятия вносят еще одно усложнение – не столкнуться. Особенно если помещение небольшое, а детей больше десяти.
3.Все дети сидят. Вызываю по одному. Задача: выйти на сцену, идти ровно, встать в центре, держать осанку. Смотреть на зрителя. Следить за осанкой. Не чесаться, не теребить одежду. Стараться не шевелиться. Дышать спокойно. Постоять секунд 20 и сесть на место, также во время движения следить за положением туловища, рук и ног. (В группе дошкольников можно попросить выходящего на сцену на голове держать мешочек с песком.) После каждого выступающего – обсуждение: что было хорошо, что не очень. Оценка окружающих помогает воспитать в исполнителе устойчивость к критике, умение выслушать и в будущем исправить ошибки, а у говорящих – давать оценку увиденному, умение правильно сформулировать мысль, коммуникативные навыки.
Упражнения на осанку для детей (от 7–12 лет).
1.И.п. стоя у стены. Выровняться у стены так, чтобы с поверхностью соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, пятки. Постоять, ощутить плоскость стены. Потом сделать шаг вперед, сохраняя ощущение стены.
2.Выстраивание шейного отдела позвоночника. (из книги Л.В. Соловьевой «Я научу вас говорить»).
И.п. стоя. Опустить голову. Выстраиваем шейный отдел позвоночника как в игре в кубики. Позвонков всего 7. Седьмой позвонок стоит незыблемо. Сверху на него «ставим» шестой, на шестой пятый и т.д. Совершаем движение и проговариваем. Пока не выровняется весь шейный отдел. В заключение сверху «ставим» голову. Покачаем ее немного. Оценим, как получилось.
3. То же упражнение, но в парах. Партнер помогает, надавливая немного на позвонки, чтобы тот, кто ставит позвонки один на другой, чувствовал, где находится каждый из них. Потом меняются ролями.
4. Разрушение и выстраивание всего позвоночника.
И.п. стоя. Опустить голову. У нас, таким образом, опущено уже семь позвонков. В грудном отделе – двенадцать позвонков. В поясничном – пять. Постепенно разрушая грудной отдел позвоночника, позвонок за позвонком, проговариваем, начиная с 1-го позвонка, доходим до 12-го, потом 1-й позвонок поясничного отдела, доходим до 5-го. Ноги в коленях по мере движения сгибаются. Когда позвоночник полностью разрушен – висим от копчика. Должны быть расслаблены шея, плечи, руки. Голова тяжелая. Немного повисели так, затем нужно выстроить позвоночный столб в обратном порядке. Начинаем с копчика. Для того чтобы копчик был книзу – надо подсесть, колени еще больше согнутся. Затем ставим пятый позвонок поясничного отдела, и т.д. Когда выстроен и поясничный и грудной отделы, остался известный по 7-му упражнению шейный отдел.
Сложность этого упражнения в том, что трудно удержать внимание и распределиться до конца упражнения. Позвонки называются и должны разрушаться в поясничном отделе, а опускается или поднимается голова. Это упражнение еще и на координацию.
5. То же упражнение, но в парах. Партнер помогает, надавливая немного на позвонки, чтобы тот, кто ставит позвонки один на другой, чувствовал, где находится каждый из них. В тот момент, когда один из партнеров «висит от копчика» с разрушенным позвоночником, другой проверяет полную расслабленность его шеи, плеч, рук, подгиб коленей. Потом ребята меняются ролями.
Дыхание
Дыхание – наиважнейший раздел для постановки речевого голоса. От того, как мы дышим, зависит и звучание нашего «инструмента»: сила, мелодичность, красота.
Театральная студия требует от учеников умения правильно дышать, ведь в спектаклях могут быть обстоятельства, при которых исполнитель роли должен говорить длинную фразу, трудный по нарастанию монолог, легко и свободно двигаться и произносить текст не задыхаясь.
Когда мы молчим, дыхание осуществляет вентиляцию легких – это газообменное дыхание . Когда говорим, дыхание участвует еще и в образовании голоса и называется фонационным ( фонация – произнесение звуков речи). При правильном фонационном дыхании вдох короткий, берется носом, а выдох – медленный. Воздух, втягиваемый носом, согревается, увлажняется и очищается. Кроме того, носовое дыхание влияет на работу резонаторов, расположенных в носовой полости, из-за чего углубляется движение диафрагмы. Поэтому очень важно научиться брать вдох носом и распределять выдох, и на занятиях ученики тренируют носовое дыханиеи долгий выдох.
В процессе дыхания участвуют мышцы вдоха и выдоха. Главная мышца вдоха – диафрагма. Мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы способствуют выдоху.
Дыхательная мышца – диафрагма – похожа на «блин», середина которого поднята вверх. Она расположена у нас в середине туловища и разделяет его на две части. Диафрагма движется, работает. То опускается куполом вниз, то всплывает вершиной вверх, как парашют. Хорошая осанка, свобода нижней части туловища дает возможность этой мышце опускаться в глубину. При этом заполняется воздухом нижняя часть легких, увеличивается объем грудной клетки. Диафрагма при опускании давит на мышцы брюшной полости, и живот выпячивается вперед.
Выдох совершается мышцами брюшного пресса и межреберными мышцами. Человек может управлять процессом выдоха, регулировать его. Диафрагма во время выдоха поднимается куполом вверх и замирает в дыхательной паузе.
Очень важно наладить глубину дыхания, дать возможность диафрагме опускаться. Поэтому на занятиях мы будем тренировать еще и глубинудыхания.
В жизни следите за своим дыханием. Каким разным оно бывает в моменты волнения, спокойствия, боязни, злости, отчаяния и т.д. В это время дыхание как будто замирает, останавливается. В такие минуты лучше наладить глубину дыхания. Уходят и страх, и волнение.
При опускании нижней челюсти, при хорошей ее растяжке дыхание также углубляется. Следовательно, необходимо расслаблять и растягивать нижнюю челюсть(подробно описано в главе «Артикуляция»).
Многие дети приходят в студию с ярко выраженным грудным дыханием. Диафрагма при таком типе дыхания не опускается в глубину, дыхание совершается в верхнем и среднем отделах грудной клетки. Трудно осуществляется длинный выдох, часто возникает перебор воздуха, поднимаются плечи.
...
При вдохе плечи должны быть неподвижны!
Обратите внимание, как дышит ваш ребенок! Не поднимаются ли у него плечи при каждом вдохе? Если так, то это неверно. При подъеме плеч диафрагма тоже идет вверх и сдавливает нижнюю часть легких, объем которых становится меньше. Кроме того, происходит перенапряжение мышц.
Если человек, вдыхая, берет слишком много воздуха – легкие переполняются. Чем больше набирается воздуха, тем больше его остается неиспользованным, не принимающим участия в дыхании. Поэтому имейте в виду:
...
Вдыхать большое количество воздуха вредно!
Голос становится сдавленным, отсутствует присущий ему тембр. Кроме того, может возникнуть одышка, несмотря на то, что воздуха в легких достаточно.
При правильном дыхании у сидящего или стоящего человека, если приложить ладонь к нижним ребрам сбоку, то можно почувствовать, как они расходятся («дышат»). А если опустить руку ниже по спине, практически там, где копчик, то также можно ощутить еле заметное движение. На занятиях дети накапливают опыт этих ощущений, и тогда в жизни им легче определить, правильно ли они дышат.
На занятиях мы тренируем полное смешанно-диафрагматическое дыхание, в котором работают диафрагма, мышцы грудной клетки и брюшного пресса.
Многие упражнения лучше делать в положении лежа на ровной твердой поверхности и – обязательно! – в хорошо проветренном помещении.
Упражнения на дыхание для детей (4–6 лет)
Глубина дыхания
Бегемотики.
И.п. лежа на ковриках. Выровняться. Представьте, что вы – бегемотики. Вы лежите на солнышке, вам хорошо. Вокруг поют птички, благодать. Вы расслаблены, лежите и дышите, наполняете свой животик свежим воздухом.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
Вот животик поднимается,
Вот животик опускается.
Дети сосредоточены на процессе дыхания. Смотрят, точно ли у них проходит воздух в глубину, в животик.
Необходимо проверить, как работают животики у «бегемотиков». Кладу каждому на живот медвежонка или зайчика, любую легкую, но чувствительную для ребенка игрушку. А малыш своим дыханием раскачивает его как на качелях.
Качели вверх,
Качели вниз.
Крепче ты, дружок, держись!
Нужно следить, чтоб не было перенапряжения у детей, не нужно стараться специально загонять воздух в живот. Дыхание должно быть естественным.
Бегемотики (сидя).
То же упражнение, но уже сидя. В этом положении труднее удерживать осанку выровненной, а нужно еще следить и за дыханием. Все упражнения тренируют внимание детей.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
Вот животик поднимается,
Вот животик опускается.
Длинный выдох
Полоска бумаги.
И.п. стоя. Небольшую продолговатую полоску бумаги держим перед ртом. Нужно подуть на нее не сильно, но так, чтобы она только отклонилась. Не нужно торопиться. Важно удержать полоску наклоненной некоторое время. Следить, чтобы не было толчков. Нельзя на нее слишком сильно дуть, так, чтоб она совсем легла на руку.