Основные научные категории педагогики
Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.
Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.
Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.
Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности.
* Интериоризация – глубокое усвоение знаний.
Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.
Задачи педагогики:
1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.
2. Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.
3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.
4. Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.
5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.
6. Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.
7. Разработка методологических проблем педагогики.
Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий
Обуче́ние (в педагогике) — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая.
Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование.
Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.