Педагогический процесс: структура и основные компоненты
Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя.
Самообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, её носитель – специально подготовленный взрослый – педагог.
Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.
Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.
Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание,оно представляет собой основное средство формирования определенного социального типа человеческой личности.
Составной частью педагогического процесса являются также основы знаний, умений и навыков в области производства и производительного труда.
Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, организационный каркас,в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.
Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика– установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности, как в целом, так и отдельных его частей. Педагогические способы и приемы диагностики получения обратной информации также берутся из общественной жизни. Они используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога.
К способам и методам диагностики относятся:
· проверка знаний, умений, навыков;
· результаты трудовой, общественной деятельности детей;
· их проявление в жизненных, особенно экстремальных ситуациях;
· фиксация нравственных выборов, поступков, поведения;
· плоды самостоятельной продуктивной работы.
Шестой компонент – критерии эффективности педагогического процесса устанавливается педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики, привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу.
Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой.Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.
Эффективность педагогического процесса зависит:
· от степени соответствия его содержания и организации, основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;
· от своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;
· от широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечение детей в общественную жизнь;
· от тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности;
· от степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.