ВОПРОС 12 Педагогический процесс. Основные функции, свойства и компоненты педагогического процесса

ПП- движение вперед, заключенное в целенаправленном наборе. Совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков.

Бабанский (ПП – это единство процессов воспитания, обучения и развития)

Структура состоит:

педагогические цели – представление или выработка конечного результата взаимодействия педагога и воспитанника

принципы – основные направления, достижения, цели

содержание – та часть опыта поколений, которая передается учащимися для достижения цели согласно выбранного принципа

методы – действия педагога и учащегося посредством которых передается и принимается, воспроизводятся содержание

средства – материальные объекты, предметы, предназначенные для организации педагогического процесса

формы – завершенная организация педагогического процесса

Правила построения ПП:

Для достижения эффективности ПП должен быть построен целостно, во взаимной детерминации всех компонентов.

Принципы природоспособности (оценка готовности к восприятию), принцип гуманизма, принцип наглядности;

Содержание (часть нашего опыта, передача)

Методы – игровые

Средства – книги, карандаши

Формы – игра, беседа

Успешность ПП зависит от близости целей воспитателя и воспитанника.

ПП – динамическая саморазвивающая система. Такое представление о педагогическом процессе позволяет анализировать многочисленные связи и отношения, а это главное в практике управления педагогического процесса.

Цель: идеальное предвидение результата деятельности педагога

Педагогический процесс реализует 3 функции: обучение воспитание развитие

ПП представляет собой единство трех структур:

педагогическая (цель, методы, средства, формы)

методическая (этапы достижения цели – план урока)

психологическая (понимание, осмысление, обогащение, закрепление, применение – процесс усвоения)

Характеристика форм организации педагогического процесса.

Педагогический процесс называется целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания.

ПП – это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

В ПП отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используется преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, то в воспитательном процессе – воспитательные мероприятия коллективного характера, общественная деятельность и прочие.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, которая опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности. В воспитании доминирующее значение имеет коллектив, его актив, который направляется влиянием учителя.

Процесс обучения протекает в строго оформленной учебной группе - классе, по определенному учебному плану. Процесс протекает в ходе общественной, политической, культурно-массовой, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста.

Педагогический процесс - это воспитательные отношения, приводящие растущего человека к развитию.

В педагогическом процессе осуществляется взаимодействие между обучающими и обучаемыми, а также между ними и учебной средой (обучающий, обучаемый и среда).

Основной признак воспитательного процесса - саморазвитие учащихся. Воспитательный процесс осуществляется без участия педагога.

Педагогический процесс создается педагогом.

Оба процесса подразумевают организацию воспитательных отношений: взаимосвязь, единство.

Где бы не протекал процесс, он всегда будет иметь структуру:

Цель - принципы -> содержание -> методы -> средства -> формы.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Структура педпроцесса.

Цель - конечный результат воспитательной деятельности (что хотим получить), (научить учиться) Принципы - основные направления достижения цели (связь теории с практикой) (какие...), (единство теории и практики)

Содержание - часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели (что...). Методы - действия педагога и учащегося, посредством которых передается содержание (как...).( use вводный инструктаж, беседу, показ)

Средства - материально техническое обеспечение педпроцесса, т.е. учебная среда (с помощью которых...).

Форма - способ организации педпроцесса (урок),(придают ему логическую завершенность).

Виды педпроцессов в ПТУ

• учебный - взаимодействие педагога и учащегося, в результате которых учащийся получает определенные, знания, умения, навыки;

• внеучебный - это деятельность, направленная на развитие учащихся вне урока, вне учебного процесса; ее главное назначение - помогать подросткам рационально использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения;

• производственный - процесс, организуемый в мастерских училища, цехах завода, в целях воспитания, образования, обучения.

Функции педпроцесса: образовательная, воспитательная, развивающая


Наши рекомендации