Учебные достижения, оценка их уровня
Класс
Учащиеся должны знать:
· характерные признаки времен года, их сезонные изменения;
· названия растений (не менее 10) и животных (не менее 10), условия жизни растений и животных;
· о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы;
· о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
· о назначении справочной литературы;
· правила поведения в школе, общественных местах, на улице, дома.
· основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.
Учащиеся должны уметь:
· правильно и уместно использовать новый словарь по изучаемым темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу;
· выяснять конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д.), давать краткие и распространенные ответы, требующие сравнения предметов (чашки одинаковые или разные);
· понимать переносное значение слов, обозначающих действия (идет гроза, идет письмо);
· употреблять в разговорной речи предложения с двумя дополнениями (косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей));
· правильно, соответственно нормам падежного и предложного управления, согласования, примыкания, строить распространенные предложения из 5-7 членов;
· правильно и четко произносить все звуки (сохранные и поставленные) в словах с усвоенной слоговой структурой, в предложениях, в связной речи;
· составлять диалоги (придумать разговор между двумя персонажами) по картине, по заданной ситуации, в связи с прослушанным или прочитанным текстом;
· беседовать на темы из окружающей жизни, по содержанию учебных тем, в связи с наблюдениями за природными явлениями и погодой, анализировать различные ситуации общения по вопросам кто?, что?, как?, кому (сказал)?
· Рассказывать по плану об экскурсии;
· Рассказывать о волнующем событии, о предстоящей работе, о впечатлениях прошедшего дня, сообщать интересную информацию;
· высказывать отношение к поступкам товарища, героя рассказа, событиям.
Учащиеся могут знать:
· о значении неживой и живой природы;
· о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
· некоторые взаимосвязи в живой природе;
· о влиянии деятельности человека на живую природу;
· имена художников, композиторов, писателей, воспевающих природу (3-4);
· народные приметы, пословицы, их толкование (2-3).
Учащиеся могут уметь:
· проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
· определять время по часам;
· приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде, в разное время года.
Класс
Учащиеся должны знать:
· название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
· названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
· Луна — спутник Земли;
· глобус — модель Земли;
· названия материков и океанов;
· физические свойства воды и почвы, о значении воды и почвы в природе;
· о роли камня в жизни человека;
· особенности природы родного края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, растительный и животный мир, использование и охрана природы своего края;
· столицу и символы государства России, главный закон государства, проживающие на территории России народы;
· о речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми.
Учащиеся должны уметь:
· использовать усвоенные слова с конкретным и абстрактным значением в речевой практике;
· употреблять слова близкие и противоположные по смыслу;
· использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, имеющими пояснительные слова (Хорошо было отдыхать среди молодых дубков и густого орешника.), устанавливать связь между словами; сложные предложения с союзами «и», «а», «но», «однако», выражающие одновременность и последовательность действия, причину, время;
· четко, слитно, с правильным ударением произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать подвижность ударения при передаче формы слова, изменять громкость голоса в связи с логическим ударением в вопросах и ответах, в стихах и заученных наизусть текстах, соблюдать правила орфоэпии;
· активно высказываться в процессе беседы, отвечать на вопросы и задавать вопросы в последовательности, требуемой ходом беседы, дополнять высказывания товарищей, участвовать в инсценировках; правильно применять в разговорной речи вопросительные предложения со словами: «куда?», «почему?», «чей?», «где?», «какой?», «как?», «сколько?», «когда?»;
· составлять диалоги (объяснение, выяснение, спор) на темы внеклассной и учебной деятельности;
· составлять рассказы по серии сюжетных картин, по одной картине, по опорным словам и предложениям;
· использовать книгу, как справочный материал;
· различать деловую, научную, художественную речь;
· в устной и письменной форме выразить извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка, совет;
· показывать на карте столицу России – Москву, крупные города России.
Учащиеся могут знать:
· о путешествии как способе познания мира;
· о великих географических открытиях, имена некоторых путешественников, мореплавателей, исследователей космоса (3—4);
· названия планет Солнечной системы, отличие планеты от звезды;
· звезды и созвездия, мифы, легенды, сказки о некоторых созвездиях (3-4);
· русские народные сказки и сказки народов России, пословицы и поговорки (4-6);
Учащиеся могут уметь:
· приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
· ориентироваться на местности по солнцу, компасу, природным признакам;
· отмечать на контурной карте географические объекты (горы, моря, реки, города и др.);
· составлять диалог (синтез), достижение общей позиции двух учащихся;
· составлять план сюжетного рассказа;
· составлять рассказы на основе жизненного опыта учащихся, использовать элементы описания и рассуждения;
· в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления.
Класс
Учащиеся должны знать:
· отрабатываемый словарь, нормы произношения и правописания слов;
· о взаимозависимости человека и природы;
· названия важнейших органов человека и их функции, основные правила личной гигиены, о вреде шума;
· о роли прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний;
· правила безопасного обращения с электроприборами;
· о вариантах поведения в жизненных ситуациях;
· о роли искусства в познании мира;
· основные исторические периоды жизни людей;
· основные этапы развития нашего государства, ключевые даты и события каждого этапа;
· нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Учащиеся должны уметь:
· активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую практику, использовать многозначные слова (дрожать от холода – от страха);
· точно и уместно употреблять слова близкие и противоположные по смыслу, слова с переносным значением;
· практически в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений, употреблять синтаксические конструкции с союзами «что», «как», стоящие после глаголов (Учитель сказал, что завтра пойдем на экскурсию. Учительница радовалась тому, что мы успешно написали контрольную работу. ), синтаксических конструкций с союзными словами: «где», «куда», «откуда» (Собака побежала туда, где играли дети), сравнительной синтаксической конструкции с союзом «чем»;
· употреблять сложно-подчиненные предложения с придаточными причины, отвечающими на вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?», самостоятельно ставить проблемные вопросы;
· использовать безличные предложения (Вечерело. Нам пора ехать, уже совсем рассвело.);
· четко, с правильным ударением произносить слова разного звуко-слогового состава;
· самостоятельно вести беседу, составлять диалог с использованием прямой и косвенной речи (инсценировки), обращений в репликах, вводных слов и выражений на тему из школьной жизни, на заданную тему в соответствии с ситуацией или по содержанию серии картин; уметь заменить прямую речь косвенной и наоборот;
· составлять диалог (синтез), достигая общей позиции двух учащихся; применять различные варианты развития диалога из 2-3 микротем (диалог выяснение переходит в диалог-спор, а затем в диалог-синтез);
· осуществлять изложение текста с изменением лица и времени действия, с сокращением (компрессией), расширением, с элементами описания природы;
· самостоятельно составлять план к тексту, связно пересказать прочитанное или прослушанное;
· составить и записать небольшой рассказ по сюжетной картине, отдельным эпизодам кинофильма, событиям истории государства или своего края, с передачей отношения к поступкам действующих лиц, использовать элементы описания и рассуждения;
· в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления;
· работать со схемами, таблицами и моделями.
Учащиеся могут знать:
· о грозных явлениях природы;
· об использовании электрической энергии в жизни человека;
· о значении звука, света и цвета в жизни человека;
· роль памяти, воображения в познании мира;
· имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства;
· основные культурные и научные достижения своей страны;
· культурные достопримечательности своего края;
· некоторые изобразительные средства языка в процессе общения.
Учащиеся могут уметь:
· давать оценку влияния деятельности человека на природу, сравнивать, делать выводы;
· участвовать в мероприятиях по охране природы;
· создавать описательный портрет по заданию, уметь определять настроение собеседника по разным признакам (лингвистическим, паралингвистическим);
· оценивать высказывания участников общения, их редактирование;
· решать речевые задачи, кроссворды, ребусы.
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Авторы: Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская
КОММЕНТАРИЙ
Особенностью программы начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида является наличие специального учебного курса – «Произношение» (подготовительный, 1 и 2-й классы), содержащего требования и материалы для развития произносительной стороны устной речи: произношения (артикулирования звуков), фонематического восприятия, овладения звуко-слоговой структурой слова, произношением слов, предложений, соблюдения ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями речевого общения.
При разработке содержания и методов обучения учтены особенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи, дидактическая и психологическая специфика их обучения, а также современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности.
Являясь органичным разделом коррекционного курса русского языка в программе начальной школы специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, учебная дисциплина «Произношение» ставит глобальную целевую установку - воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи. Важность раздела «Произношение» в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
«Произношение» как специальный курс программы по русскому языку нацелен на решение задачформирования у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции:
· произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
· языкового анализа, синтеза;
· сложной слоговой структуры;
· фонематического слуха.
Методической основой обучения произношению выступают:
• построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков;
• обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями);
• применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;
• использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;
• изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;
• формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания (навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте).
Программой учебного курса «Произношение» предусмотрены следующие линии обучения:
• Формирование произношения звуков. В программе представлена научно и методически обоснованная последовательность изучения звуков (фонем) с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляционной доступности для детей с отклонениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата и нарушениями различения акустических характеристик звуков.
• Освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры. Объем работы над звуко-слоговой и ритмической структурой слова на начальном этапе обучения (в подготовительном -1-м классах) включает изучение отдельных слов определенного слогового состава, определенных фонетических групп звуков, улучшение слуховой памяти и различения звуков; решается задача развития навыков звукового анализа и синтеза, т.е. осуществляется профилактика дисграфии и дислексии. Далее (во втором классе) осуществляется формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из 3-5 сложных слов, различных типов слогов (открытых/закрытых, со стечением согласных).
Содержание программы раздела «Произношение» определяется следующими принципиальными положениями:
1. «Произношение» является сквозным разделом, рассчитанным, в основном, на два года обучения (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода школьного обучения осуществляется уточнение и совершенствование звукового строя речи).
2. В программу включен ряд тематических разделов, модель построения которых инвариантна: не рекомендуется менять последовательность изучения тем и разделов учебного предмета. Звуки должны изучаться в определенной последовательности в зависимости от сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В 1 -м классе основное внимание должно уделяться автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегченных фонетических условиях. Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет строгий отбор лексики и грамматических форм в текстах на этом этапе обучения. В то же время, с учетом принципа коммуникативности, фонетические упражнения осуществляются по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.
3. Во 2-м классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения осуществляется в предложениях, микротекстах, диалогах и т.п., значительно расширяется объем текстов для аудирования. Необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы обеспечить лингвистические условия для устанавливания структурно-системных отношений между изменениями: звучания и лексическим значением слова, грамматической формы и графическими знаками..
Программой строго регламентируется фонетическая организация языкового материала, т.е.. она не является произвольной — она подчинена необходимости автоматизации сформированных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематического восприятия. По мере возможности учитываются коммуникативные потребности учащихся, сфера их общения. Особое внимание необходимо отвести специальным упражнениям, направленным на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов.
Программой обучения учтены особенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи и современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности. В связи с этим в 1 и 2-м классе предусмотрены микроциклы, объединенные общностью фонетического материала.
Рекомендуемая последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).
В то же время для детей с относительно сохранным или скорригированным произносительным фондом возможно более интенсивное по срокам усвоение предлагаемого материала. Однако, следует обращать специальное внимание на степень сформированности фонематического восприятия даже при относительно хорошем навыке произношения звуков.
Речевой материал, используемый в процессе работы над произношением необходимо подбирать таким образом, чтобы представления о звуковом составе слова формировались у детей эмпирическим путем (наблюдения за техникой произнесения, усиление кинестетических ощущений, развитие фонематического восприятия и др.).
4. Предусмотрено концентрическое расположение материала, который содержит требования по развитию произносительной стороны устной речи: произношения (артикулирования звуков), фонематического восприятия, овладения звуко-слоговой структурой слова, произношением слов, предложений, соблюдения ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями речевого общения.
5. Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время во внимание принимается достаточно распространенная тенденция приема детей с дисграфией во 2-й класс из общеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризуется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обусловило их неуспеваемость по русскому языку.
5. Курс построен в соответствии с основными принципами индивидуального и дифференцированного подхода, что определяет важность выбора посильных заданий в соответствии с произносительными особенностями детей, с целью обеспечения для каждого ученика ситуации успеха. Для хорошо читающих детей (прошедших дошкольную логопедическую подготовку или уже обучавшихся в общеобразовательной школе) в процессе работы над произношением используются тексты для чтения. Детям, не умеющим читать, материал для отработки произношения на начальных этапах зачитывает учитель-логопед, постепенно вовлекая продвигающихся в речевом развитии учащихся, в процесс чтения.
6. Содержание учебного материала необходимо ориентировать на выработку умений и навыков произношения под руководством учителя-логопеда, который осуществляет основную функцию контроля за правильностью и четкостью артикуляции и вовремя поправляет речевые ошибки. Часть упражнений и заданий должна быть предназначена для самостоятельной работы учащихся, находящихся на стадии овладения навыками чтения, таким образом, домашние задания носят обязательный характер.
Формы работы.Формирование произношения осуществляется:
· на уроках произношения;
· на индивидуальных логопедических занятиях;
· в процессе самостоятельной работы учащихся.
Основными типами уроков произношения являются уроки, построенные по традиционной схеме:
• повторение;
• объяснение нового материала;
• закрепление материала;
• домашнее задание.
Ход и содержательная сторона каждого урока произношения должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, т.е. на овладение определенными умениями и навыками.
Дидактический материал урока произношения должен быть подобран с учетом того, что, наряду с решением основной его задачи - формирования произносительной стороны речи, учитель решает и ряд других задач: обогащение словарного запаса в результате перевода слов из пассивного в активный словарь; развитие грамматического строя речи; познавательные и развивающие задачи и т.п.
На индивидуальных логопедических занятиях преодолеваются персональные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы произношения и грамоты. Таким образом, индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражнений, связанных с ней. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках произношения. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечивает поступательное развитие учащихся. На индивидуальных занятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уроки произношения (с учетом индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определенного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.
В процессе самостоятельной работы учащихся (в рамках домашних заданий) закрепляются навыки, полученные на уроках и индивидуальных занятиях.
Поскольку раздел «Произношение» в программе школы V вида является сквозным и рассчитан на два – три года обучения (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода обучения осуществляется уточнение и совершенствование звукового строя речи), предусмотрено концентрическое расположение материала.
В 1 и 2-м классе программой предусмотрены микроциклы, объединенные общностью фонетического материала. Изучаются в определенной последовательности звуки в зависимости от сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В подготовительном и 1 -м классах основное внимание уделено автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их восприятию в облегченных фонетических условиях. Во 2-м классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения осуществляется в предложениях, микротекстах, диалогах и т.п., значительно расширяется объем текстов для аудирования.
Одной из основных особенностей обучения в 1-м классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько стадий.
На первом этапеиспользуются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса.Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики артикуляционного аппарата.
Второй этап— развитие фонематического восприятия— очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.
Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают длительный период и обеспечиваются двумя категориями факторов: бессознательными —посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов.
Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хорошо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с анализом звукового состава слова.
Непрерывность артикуляционных движений во время произнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука влияет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляционные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости.Для гласных таким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. Вслоговом сочетании типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ]. Для успешного восприятия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в разныхфонетических позициях.
При подборе материала на закрепление произношения того или иногозвука учитель руководствуется следующим:
— изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровнесочетания;
— материал максимально насыщается изучаемым звуком;
— не включаютсязвуки, неправильно произносимые детьми;
Одновременно учитывается доступность слогового состава слов и степень сложности предложений (лексический и грамматический строй).В то же время, с учетом принципа коммуникативности, фонетические данные уже в 1-м классе вводятся по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.
Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает одновременное обучение слушанию и говорению. Фонематическое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произношения рекомендуется сочетание различных способов: имитации иописания.
Ученик при обучении артикулированию звуков должен осознавать произносительные операции как изолированно, так ив различных сочетаниях. В этой связи широко применяются описания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений речевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, движений руки. В настоящее время широко используется компьютерная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно постоянство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный образец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор упражнения на дифференциацию звуков и т.п.
При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утомляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Благодаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения.
Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучаемый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуляции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не пройденными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном случае — только на слух, исключая проговаривание].
От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе быстро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п.
В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройденным повторение не рекомендуется!
Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным признакам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков.
В процессе обучения упражнения на закрепление правильного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произношения особенно много внимания уделяется в часы индивидуальных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, подобранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей.
При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на утрированное артикулирование. Это значительно облегчает проговаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать положение и движение своих органов, в данном случае — артикуляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подражают ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звучанию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно использовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При заучивании четырех-пятисложных слов используется схема слова, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения подбирают рифмованные фразы с четким ритмом.
Обязательным требованием при проведении всех упражнений является отчетливое произнесение каждого звука, поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направлениях:
—постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижаться четкость произнесения каждого отдельного звука;
—увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6;
—усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стечением согласных типа ССГ, а также сочетание с интервокальным положением согласного звука.
Эти упражнения особенно эффективны для преодоления диспраксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата).
В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми, имеющими значительные структурные затруднения, материал следует усложнять постепенно. При менее выраженных затруднениях при подборе слогового и словарного материала можно вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осуществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соответствующей системе проводят упражнения, в результате которых дети должны овладеть следующими навыками:
—выделять из состава слова любые звуки — как согласные, так и гласные;
— определять последовательность звуков в слове;
—делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.
Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными.
В результате обучения дети овладевают определенным объемом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и расширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относительную готовность детей к усвоению грамматики и правописания. Подбор материала для чтения и письма зависит от произносительных возможностей учащихся.
По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно усложняются упражнения, направленные на различение звуков.Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или всоставе слов (предлагается услышать звук Ш всловах щетка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).
Работа по анализу и синтезу звукового состава речи переносится на уроки грамматики и правописания. На уроках обучения произношению навык анализа и синтеза формируется преимущественно при нахождении изучаемого звука в слове, определении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы слова. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными,чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произношению продолжается практическое знакомство с предложением: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п.
Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речиприобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками постепенно теряют свое значение наглядные методы: сопровождение произношения жестами или показом картинок. На данном этапе обучения акцент делается на использовании символов, схем и пиктограмм.
Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения звуков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно произносимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глухие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их многократного употребления в связной речи под контролем учителя. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Расширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции.
Работа над правильным построением предложений и семантизация лексических единиц проводится с учетом программы «Развитие речи».
Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полноеусвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности, закрепление эталонов правильного произношения звуков.
Во 2-ом классе постепенно сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. Большое место отведено проведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов. Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.
Объем учебного времени в рамках учебного курса определяется из расчета, представленного в таблице.
Класс | Кол-во учебных недель в учебном году | Объем учебной нагрузки, в часах: фронтальные формы работы (уроки) | Вариант программы |
Подготовительный | подготовительный-IV классы | ||
I | подготовительный -IV классы | ||
I | I-IV классы | ||
II | любой вариант | ||
Общий объем учебной нагрузки | подготовительный -IV классы | ||
I-IV классы |
Программа обеспечивается учебниками «Произношение: мир звуков» для I и II классов (авторы Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ подготовительный-IV
Подготовительный класс