Учебные достижения, оценка их уровня

Класс

Учащиеся должны знать:

· характерные признаки времен года, их сезонные изменения;

· названия растений (не менее 10) и животных (не менее 10), условия жизни растений и животных;

· о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы;

· о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

· о назначении справочной литературы;

· правила поведения в школе, общественных местах, на улице, дома.

· основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.

Учащиеся должны уметь:

· правильно и уместно использовать новый словарь по изучаемым темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу;

· выяснять конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д.), давать краткие и распространенные ответы, требующие сравнения предметов (чашки одинаковые или разные);

· понимать переносное значение слов, обозначающих действия (идет гроза, идет письмо);

· употреблять в разговорной речи предложения с двумя дополнениями (косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей));

· правильно, соответственно нормам падежного и предложного управления, согласования, примыкания, строить распространенные предложения из 5-7 членов;

· правильно и четко произносить все звуки (сохранные и поставленные) в словах с усвоенной слоговой структурой, в предложениях, в связной речи;

· составлять диалоги (придумать разговор между двумя персонажами) по картине, по заданной ситуации, в связи с прослушанным или прочитанным текстом;

· беседовать на темы из окружающей жизни, по содержанию учебных тем, в связи с наблюдениями за природными явлениями и погодой, анализировать различные ситуации общения по вопросам кто?, что?, как?, кому (сказал)?

· Рассказывать по плану об экскурсии;

· Рассказывать о волнующем событии, о предстоящей работе, о впечатлениях прошедшего дня, сообщать интересную информацию;

· высказывать отношение к поступкам товарища, героя рассказа, событиям.

Учащиеся могут знать:

· о значении неживой и живой природы;

· о приспособленности растений и животных к условиям жиз­ни на суше и в воде;

· некоторые взаимосвязи в живой природе;

· о влиянии деятельности человека на живую природу;

· имена художников, композиторов, писателей, воспевающих природу (3-4);

· народные приметы, пословицы, их толкование (2-3).

Учащиеся могут уметь:

· проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;

· определять время по часам;

· приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде, в разное время года.

Класс

Учащиеся должны знать:

· название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);

· названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;

· Луна — спутник Земли;

· глобус — модель Земли;

· названия материков и океанов;

· физические свойства воды и почвы, о значении воды и почвы в природе;

· о роли камня в жизни человека;

· особенности природы родного края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, растительный и животный мир, использование и охрана природы своего края;

· столицу и символы государства России, главный закон государства, проживающие на территории России народы;

· о речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми.

Учащиеся должны уметь:

· использовать усвоенные слова с конкретным и абстрактным значением в речевой практике;

· употреблять слова близкие и противоположные по смыслу;

· использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, имеющими пояснительные слова (Хорошо было отдыхать среди молодых дубков и густого орешника.), устанавливать связь между словами; сложные предложения с союзами «и», «а», «но», «однако», выражающие одновременность и последовательность действия, причину, время;

· четко, слитно, с правильным ударением произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать подвижность ударения при передаче формы слова, изменять громкость голоса в связи с логическим ударением в вопросах и ответах, в стихах и заученных наизусть текстах, соблюдать правила орфоэпии;

· активно высказываться в процессе беседы, отвечать на вопросы и задавать вопросы в последовательности, требуемой ходом беседы, дополнять высказывания товарищей, участвовать в инсценировках; правильно применять в разговорной речи вопросительные предложения со словами: «куда?», «почему?», «чей?», «где?», «какой?», «как?», «сколько?», «когда?»;

· составлять диалоги (объяснение, выяснение, спор) на темы внеклассной и учебной деятельности;

· составлять рассказы по серии сюжетных картин, по одной картине, по опорным словам и предложениям;

· использовать книгу, как справочный материал;

· различать деловую, научную, художественную речь;

· в устной и письменной форме выразить извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка, совет;

· показывать на карте столицу России – Москву, крупные города России.

Учащиеся могут знать:

· о путешествии как способе познания мира;

· о великих географических открытиях, имена некоторых путешественников, мореплавателей, исследователей космоса (3—4);

· названия планет Солнечной системы, отличие планеты от звезды;

· звезды и созвездия, мифы, легенды, сказки о некоторых созвездиях (3-4);

· русские народные сказки и сказки народов России, пословицы и поговорки (4-6);

Учащиеся могут уметь:

· приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);

· ориентироваться на местности по солнцу, компасу, природным признакам;

· отмечать на контурной карте географические объекты (горы, моря, реки, города и др.);

· составлять диалог (синтез), достижение общей позиции двух учащихся;

· составлять план сюжетного рассказа;

· составлять рассказы на основе жизненного опыта учащихся, использовать элементы описания и рассуждения;

· в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления.

Класс

Учащиеся должны знать:

· отрабатываемый словарь, нормы произношения и правописания слов;

· о взаимозависимости человека и природы;

· названия важнейших органов человека и их функции, основные правила личной гигиены, о вреде шума;

· о роли прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний;

· правила безопасного обращения с электроприборами;

· о вариантах поведения в жизненных ситуациях;

· о роли искусства в познании мира;

· основные исторические периоды жизни людей;

· основные этапы развития нашего государства, ключевые даты и события каждого этапа;

· нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Учащиеся должны уметь:

· активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую практику, использовать многозначные слова (дрожать от холода – от страха);

· точно и уместно употреблять слова близкие и противоположные по смыслу, слова с переносным значением;

· практически в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений, употреблять синтаксические конструкции с союзами «что», «как», стоящие после глаголов (Учитель сказал, что завтра пойдем на экскурсию. Учительница радовалась тому, что мы успешно написали контрольную работу. ), синтаксических конструкций с союзными словами: «где», «куда», «откуда» (Собака побежала туда, где играли дети), сравнительной синтаксической конструкции с союзом «чем»;

· употреблять сложно-подчиненные предложения с придаточными причины, отвечающими на вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?», самостоятельно ставить проблемные вопросы;

· использовать безличные предложения (Вечерело. Нам пора ехать, уже совсем рассвело.);

· четко, с правильным ударением произносить слова разного звуко-слогового состава;

· самостоятельно вести беседу, составлять диалог с использованием прямой и косвенной речи (инсценировки), обращений в репликах, вводных слов и выражений на тему из школьной жизни, на заданную тему в соответствии с ситуацией или по содержанию серии картин; уметь заменить прямую речь косвенной и наоборот;

· составлять диалог (синтез), достигая общей позиции двух учащихся; применять различные варианты развития диалога из 2-3 микротем (диалог выяснение переходит в диалог-спор, а затем в диалог-синтез);

· осуществлять изложение текста с изменением лица и времени действия, с сокращением (компрессией), расширением, с элементами описания природы;

· самостоятельно составлять план к тексту, связно пересказать прочитанное или прослушанное;

· составить и записать небольшой рассказ по сюжетной картине, отдельным эпизодам кинофильма, событиям истории государства или своего края, с передачей отношения к поступкам действующих лиц, использовать элементы описания и рассуждения;

· в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления;

· работать со схемами, таблицами и моделями.

Учащиеся могут знать:

· о грозных явлениях природы;

· об использовании электрической энергии в жизни человека;

· о значении звука, света и цвета в жизни человека;

· роль памяти, воображения в познании мира;

· имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства;

· основные культурные и научные достижения своей страны;

· культурные достопримечательности своего края;

· некоторые изобразительные средства языка в процессе общения.

Учащиеся могут уметь:

· давать оценку влияния деятельности человека на природу, сравнивать, делать выводы;

· участвовать в мероприятиях по охране природы;

· создавать описательный портрет по заданию, уметь определять настроение собеседника по разным признакам (лингвистическим, паралингвистическим);

· оценивать высказывания участников общения, их редактирование;

· решать речевые задачи, кроссворды, ребусы.

ПРОИЗНОШЕНИЕ

Авторы: Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская

КОММЕНТАРИЙ

Особенностью программы начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида является наличие специального учебного курса – «Произношение» (подготовительный, 1 и 2-й классы), содержащего требо­вания и материалы для развития произносительной стороны уст­ной речи: произношения (артикулирования звуков), фонемати­ческого восприятия, овладения звуко-слоговой структурой сло­ва, произношением слов, предложений, соблюдения ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями рече­вого общения.

При разработке содержания и методов обучения учтены осо­бенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи, дидактическая и психологическая специфика их обучения, а также современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности.

Являясь органичным разделом коррекционного курса русского языка в программе начальной школы специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, учебная дисциплина «Произношение» ставит глобальную целевую установку - воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовнос­ти к усвоению письменной речи. Важность раздела «Произношение» в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

«Произношение» как специальный курс программы по русскому языку нацелен на решение задачформирования у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции:

· произносительной стороны речи в соответствии с нор­мами русского языка;

· языкового анализа, синтеза;

· сложной слоговой структуры;

· фонематического слуха.

Методической основой обучения произношению выступают:

• построение обучения произношению с учетом частотно­сти звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков;

• обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями);

• применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усво­ении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

• использование цветовых сигналов и графических зна­ков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов зада­ний и упражнений;

• изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

• формирование у детей ведущих видов речевой деятель­ности — говорения и слушания (навыки чтения и пись­ма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте).

Программой учебного курса «Произношение» предусмотрены следующие линии обучения:

• Формирование произношения звуков. В программе представлена научно и методически обоснованная последо­вательность изучения звуков (фонем) с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляционной доступ­ности для детей с отклонениями в строении и функционировании артику­ляционного аппарата и нарушениями различения акустических характеристик звуков.

• Освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры. Объем работы над звуко-слоговой и ритмической структу­рой слова на начальном этапе обучения (в подготовительном -1-м классах) включает изучение отдельных слов опре­деленного слогового состава, определенных фонетических групп звуков, улучшение слуховой памяти и различения звуков; решается задача развития навыков звукового анализа и синтеза, т.е. осуществляется профилактика дисграфии и дислексии. Далее (во втором классе) осуществляется формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из 3-5 сложных слов, различных типов слогов (открытых/закрытых, со стечением согласных).

Содержание программы раздела «Произношение» определяется следующими принципиальными положениями:

1. «Произношение» является сквозным разделом, рассчитанным, в основном, на два года обучения (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода школьного обучения осуществляется уточнение и совершенствование звукового строя речи).

2. В программу включен ряд тематических разделов, модель построения которых инвариантна: не рекомендуется менять последовательность изучения тем и разделов учебного предмета. Звуки должны изучаться в опреде­ленной последовательности в зависимости от сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В 1 -м классе основное внимание должно уде­ляться автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегченных фонетических условиях. Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет строгий отбор лексики и грам­матических форм в текстах на этом этапе обучения. В то же время, с учетом принципа коммуникативности, фо­нетические упражнения осуществляются по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.

3. Во 2-м классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения осуществляется в предложениях, микротекстах, диалогах и т.п., значительно расширяется объем текстов для аудирования. Необходимо специально создавать усло­вия для речевой практики, чтобы обеспечить лингвистические условия для устанавливания структурно-системных отношений между изменениями: звуча­ния и лексическим значением слова, грам­матической формы и графическими знаками..

Программой строго регламентируется фонетическая организация языкового материала, т.е.. она не является произвольной — она подчинена необходимости ав­томатизации сформированных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематичес­кого восприятия. По мере возможности учитываются коммуни­кативные потребности учащихся, сфера их общения. Особое внимание необходимо отвести специальным упражнениям, направленным на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую прак­тику детей и в то же время способствуют развитию навыков по­строения предложений разных функциональных типов.

Программой обучения учтены осо­бенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи и современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности. В связи с этим в 1 и 2-м классе предусмотрены микроциклы, объединен­ные общностью фонетического материала.

Рекомендуемая последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематичес­кие представления, навыки фонематического анализа и усвое­ния слоговой структуры. Учтены типичные трудности звуково­го оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).

В то же время для детей с относительно сохранным или скорригированным произносительным фондом возможно более ин­тенсивное по срокам усвоение предлагаемого материала. Однако, следует обращать специальное внимание на степень сформированности фонематического восприятия даже при относительно хоро­шем навыке произношения звуков.

Речевой материал, используемый в процессе работы над произношением необходимо подбирать таким образом, чтобы представления о звуковом составе слова формировались у де­тей эмпирическим путем (наблюдения за техникой произнесе­ния, усиление кинестетических ощущений, развитие фонема­тического восприятия и др.).

4. Предус­мотрено концентрическое расположение материала, который содержит требо­вания по развитию произносительной стороны уст­ной речи: произношения (артикулирования звуков), фонемати­ческого восприятия, овладения звуко-слоговой структурой сло­ва, произношением слов, предложений, соблюдения ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями рече­вого общения.

5. Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фо­нематического восприятия, достигнутый на предыдущей сту­пени обучения (в 1-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время во внимание принимается достаточно распространен­ная тенденция приема детей с дисграфией во 2-й класс из об­щеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризу­ется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обуслови­ло их неуспеваемость по русскому языку.

5. Курс построен в соответствии с основными принципами индивидуального и дифференцированного подхода, что определяет важность выбора посильных зада­ний в соответствии с произносительными осо­бенностями детей, с целью обеспечения для каждого ученика ситуации успеха. Для хорошо читающих детей (прошед­ших дошкольную логопедическую подготовку или уже обучав­шихся в общеобразовательной школе) в процессе работы над произношением используются тексты для чтения. Детям, не умеющим чи­тать, материал для отработки произношения на начальных этапах зачитывает учитель-логопед, постепенно вовлекая продвига­ющихся в речевом развитии учащихся, в процесс чтения.

6. Содержание учебного материала необходимо ориентировать на выработку умений и навыков про­изношения под руководством учителя-логопеда, который осуще­ствляет основную функцию контроля за правильностью и четко­стью артикуляции и вовремя поправляет речевые ошибки. Часть упражнений и заданий должна быть предназначена для самостоя­тельной работы учащихся, находящихся на стадии овладения навыками чтения, таким образом, домашние задания носят обязательный характер.

Формы работы.Формирование произношения осуществляется:

· на уроках произношения;

· на индивидуальных логопедических занятиях;

· в процессе самостоятельной работы учащихся.

Основными типами уроков произношения яв­ляются уроки, построенные по традиционной схеме:

• повторение;

• объяснение нового материала;

• закрепление материала;

• домашнее задание.

Ход и содержательная сторона каждого урока произношения должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, т.е. на овладение определенными умениями и навыками.

Дидактический материал урока произношения должен быть подобран с учетом того, что, наряду с решением основной его задачи - фор­мирования произносительной стороны речи, учитель решает и ряд других задач: обогащение словарного запаса в результа­те перевода слов из пассивного в активный словарь; развитие грамматического строя речи; познавательные и развивающие задачи и т.п.

На индивидуальных логопедических занятиях преодолеваются персональные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы произношения и грамоты. Таким образом, индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражне­ний, связанных с ней. Существенной их особенностью в млад­ших классах является предваряющая отработка звуков до изу­чения их в классе на уроках произношения. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечива­ет поступательное развитие учащихся. На индивидуальных за­нятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уро­ки произношения (с учетом индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определен­ного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.

В процессе самостоя­тельной работы учащихся (в рамках домашних заданий) закреп­ляются навыки, полученные на уроках и индивидуальных занятиях.

Поскольку раздел «Произношение» в программе школы V вида является сквозным и рассчитан на два – три года обучения (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода обучения осуществляется уточнение и совершенствование звукового строя речи), предус­мотрено концентрическое расположение материала.

В 1 и 2-м классе программой предусмотрены микроциклы, объединен­ные общностью фонетического материала. Изучаются в опреде­ленной последовательности звуки в зависимости от сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В подготовительном и 1 -м классах основное внимание уде­лено автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их восприятию в облегченных фонетических условиях. Во 2-м классе завершается формирование произносительной стороны речи. Автоматизация навыков произношения осуществляется в предложениях, микротекстах, диалогах и т.п., значительно расширяется объем текстов для аудирования.

Одной из основных особенностей обучения в 1-м классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, при­чем усвоение произношения звуков всегда предшествует изу­чению букв.

Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематичес­кие представления, навыки фонематического анализа и усвое­ния слоговой структуры. Учтены типичные трудности звуково­го оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).

Формирование навыков правильного произношения прохо­дит несколько стадий.

На первом этапеиспользуются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса.Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и актив­ной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слого­вые упражнения. Эти виды предусматривают в основном разви­тие моторики артикуляционного аппарата.

Второй этап— развитие фонематического восприятия— очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференциро­вать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соот­ветствии с позиционными условиями.

Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход пра­вильного произношения в привычное настолько, что оно не тре­бует специального контроля. Названные этапы занимают дли­тельный период и обеспечиваются двумя категориями факто­ров: бессознательными —посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Для формирования звуковой стороны речи широко использует­ся концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов.

Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хоро­шо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с ана­лизом звукового состава слова.

Непрерывность артикуляционных движений во время про­изнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука вли­яет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляционные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости.Для гласных та­ким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. Вслоговом сочета­нии типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ]. Для успешного восприя­тия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в раз­ныхфонетических позициях.

При подборе материала на закрепление произношения того или иногозвука учитель руководствуется следующим:

— изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровнесочетания;

— материал максимально насыщается изучаемым звуком;

— не включаютсязвуки, неправильно произносимые детьми;

Одновременно учитывается доступность слогового соста­ва слов и степень сложности предложений (лексичес­кий и грамматический строй).В то же время, с учетом принципа коммуникативности, фо­нетические данные уже в 1-м классе вводятся по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.

Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает од­новременное обучение слушанию и говорению. Фонематичес­кое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произноше­ния рекомендуется сочетание различных способов: имитации иописания.

Ученик при обучении артикулированию звуков должен осо­знавать произносительные операции как изолированно, так ив различных сочетаниях. В этой связи широко применяются опи­сания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений ре­чевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, дви­жений руки. В настоящее время широко используется компью­терная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно посто­янство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный обра­зец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор уп­ражнения на дифференциацию звуков и т.п.

При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утом­ляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Бла­годаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения.

Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучае­мый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуля­ции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не прой­денными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном слу­чае — только на слух, исключая проговаривание].

От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе бы­стро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п.

В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройден­ным повторение не рекомендуется!

Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным призна­кам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков.

В процессе обучения упражнения на закрепление правиль­ного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произноше­ния особенно много внимания уделяется в часы индивидуальных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, по­добранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различ­ных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей.

При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на ут­рированное артикулирование. Это значительно облегчает про­говаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать по­ложение и движение своих органов, в данном случае — артику­ляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подража­ют ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звуча­нию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно ис­пользовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При за­учивании четырех-пятисложных слов используется схема сло­ва, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения под­бирают рифмованные фразы с четким ритмом.

Обязательным требованием при проведении всех упражне­ний является отчетливое произнесение каждого звука, поэто­му в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направ­лениях:

—постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижать­ся четкость произнесения каждого отдельного звука;

—увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6;

—усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стече­нием согласных типа ССГ, а также сочетание с интер­вокальным положением согласного звука.

Эти упражнения особенно эффективны для преодоления диспраксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата).

В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми, имеющими значительные структурные затруднения, матери­ал следует усложнять постепенно. При менее выраженных за­труднениях при подборе слогового и словарного материала мож­но вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осу­ществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соот­ветствующей системе проводят упражнения, в результате кото­рых дети должны овладеть следующими навыками:

—выделять из состава слова любые звуки — как соглас­ные, так и гласные;

— определять последовательность звуков в слове;

—делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.

Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществ­ляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными.

В результате обучения дети овладевают определенным объе­мом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и рас­ширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относи­тельную готовность детей к усвоению грамматики и правописа­ния. Подбор материала для чтения и письма зависит от произ­носительных возможностей учащихся.

По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно ус­ложняются упражнения, направленные на различение звуков.Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или всоставе слов (предлагается услышать звук Ш всловах щет­ка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).

Работа по анализу и синтезу звукового состава речи перено­сится на уроки грамматики и правописания. На уроках обуче­ния произношению навык анализа и синтеза формируется пре­имущественно при нахождении изучаемого звука в слове, опре­делении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы слова. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными,чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произ­ношению продолжается практическое знакомство с предложе­нием: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п.

Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речиприобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками по­степенно теряют свое значение наглядные методы: сопровож­дение произношения жестами или показом картинок. На дан­ном этапе обучения акцент делается на использовании симво­лов, схем и пиктограмм.

Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения зву­ков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно про­износимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структу­ра речевого материала, дифференцируются между собой зву­ки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глу­хие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их много­кратного употребления в связной речи под контролем учите­ля. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Рас­ширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции.

Работа над правильным построением предложений и семантизация лексических единиц проводится с учетом программы «Развитие речи».

Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полноеусвоение звукового состава речи и выработка нормаль­ного ее темпа и плавности, закрепление эталонов правильного произношения звуков.

Во 2-ом классе постепенно сокращаются репро­дуктивные упражнения и повышается роль когнитивных про­цессов в формировании устной речи. Большое место отведено про­ведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую прак­тику детей и в то же время способствуют развитию навыков по­строения предложений разных функциональных типов. Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.

Объем учебного времени в рамках учебного курса определяется из расчета, представленного в таблице.

Класс Кол-во учебных недель в учебном году Объем учебной нагрузки, в часах: фронтальные формы работы (уроки) Вариант программы
Подготовительный подготовительный-IV классы
I подготовительный -IV классы
I I-IV классы
II любой вариант
Общий объем учебной нагрузки подготовительный -IV классы
I-IV классы

Программа обеспечивается учебниками «Произношение: мир звуков» для I и II классов (авторы Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ подготовительный-IV

Подготовительный класс

Наши рекомендации