Основные принципы инновационного обучения
1. Предвосхищение (постоянное стремление к переоценке ценностей и сохранение тех, которые обладают непреходящей значимостью) и предугадывание (опережение других)
2. Включение в обучение репродуктивных компонентов творчества
3. Возможность появления нового социального типа отношений между преподавателем и учащимся:
ü сотрудничество
ü взаимопомощь
ü сотворчество
4. Создание условий развития личности (личностно-ориентированное обучение вместо обучающего и контролирующего)
Практические и семинарские занятия
Занятие №1.
Тема: «Психология воспитания и самовоспитания».
I. Изучите теоретический материал по вопросам:
1. Понятие «воспитание». Теории воспитания.
2. Цели воспитания. Средства воспитания.
3. Институты воспитания.
4. Семейное воспитание.
II. Ответьте на контрольные вопросы:
1. Как связаны обучение и воспитание личности в образовательном процессе?
2. Назовите виды воспитательных воздействий и определите их влияние на формирование личности.
3. Опишите социально-психологические аспекты воспитания.
4. Как взаимосвязаны общение и воспитание личности?
5. Каков метод психологии? Что такое методика?
6. Какова роль семьи в воспитании личности
7. Познавательное развитие и воспитание.
8. Эмоциональное развитие и воспитание
9. Развитие воли и формирование характера.
10. Психологические основы формирования личности и мировоззрения.
III. Практическое задание:
Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание».
Занятие №2.
Тема: «Психология учебной деятельности».
I. Изучите теоретический материал по вопросам:
1. Понятие учебной деятельности.
2. Мотивационный компонент учебной деятельности.
II. Ответьте на контрольные вопросы:
1. Учебная деятельность и ее структура.
2. Создание педагогом условий для формирования мотивации учения у школьников.
3. Особенности мотивации учебной деятельности.
4. Операциональный компонент учебной деятельности.
5. Понятие об учебной и практической задаче.
6. Классификация учебных действий.
7. Регулирующий компонент учебной деятельности.
8. Виды самоконтроля и самооценки их развитие в процессе учебной деятельности.
9. Контроль в структуре учебной деятельности.
10. Психологические особенности оценки и отметки.
III. Практическое задание:
Проанализируйте различные определения понятий «учебная деятельность» и «обучение», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Определите:
1. Что характерно для большинства определений понятий «учебная деятельность» и «обучение»?
2. Что обеспечивает учитель в процессе обучения?
3. Что характеризует деятельность ученика в процессе обучения и учебной деятельности?
4. Каковы психологические составляющие обучения?
Занятие №3.
Тема: «Психология обучения».
I. Изучите теоретический материал по вопросам:
1. Понятие обучение.
2. Основные концепции обучения.
II. Ответьте на контрольные вопросы:
1. Учебная деятельность и ее структура.
2. Создание педагогом условий для формирования мотивации учения у школьников.
3. Особенности мотивации учебной деятельности.
4. Операциональный компонент учебной деятельности.
5. Понятие об учебной и практической задаче.
6. Классификация учебных действий.
7. Регулирующий компонент учебной деятельности.
8. Виды самоконтроля и самооценки их развитие в процессе учебной деятельности.
9. Контроль в структуре учебной деятельности.
10. Психологические особенности оценки и отметки.
III. Практическое задание:
Подготовьте реферат по одной из данных тем:
1. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
3. Бихевиориальные теории научения. Психологическая сущность программированного обучения.
4. Концепция проблемного обучения Д.Б. Эльконина.
5. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
6. Зарубежные инновационные модели обучения.
7. Гештальтеория усвоения (Г. Мюллер).
Вопросы для самопроверки
1. Учебная деятельность как специфический вид деятельности.
2. Учебная деятельность как система. Согласование компонентов учебной деятельности.
3. Различные подходы к организации учебной деятельности.
4. Мотивы учения: классификация, уровни развития, содержание формы проявления.
5. Возрастные особенности мотивации учения.
6. Диагностика мотивации учения.
7. Формирование мотивации учения.
8. Психологические закономерности усвоения учебного материала.
9. Уровни понимания учебного материала.
10. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
11. Подросток как субъект учебной деятельности.
12. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
13. Студент как субъект учебной деятельности.
14. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
Самостоятельная работа
Тема: «Субъекты образовательного процесса»
I. Проанализировать теоретический материал по вопросам
1. Понятие о субъекте образовательного процесса.
2. Педагог как субъект образовательного процесса.
3. Обучающийся как субъект учебной деятельности.
II. Практическое задание:
Проанализируйте систему психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности по работам Р.В. Овчаровой о составьте психолого-педагогическую модель предупреждения неуспеваемости младших школьников.
Литература для чтения:
1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие. - 3-е изд. - Минск : Новое знание, 2011. - 336 с.
2. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 624 с.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник. - М.: Изд.корпорация «Логос», 2000. - 384 с
5. Немов, Р.С. Психология: Учебник. Кн.2. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
6. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. 050700 Педагогика / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 416c.
7. Психология: Учебник/ Под общ.ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 672с.
8. Столяренко, А.Д. Основы психологии. Уч. пособие. - Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1996. - 736 с.
9. Ильин, Е. П. Психология для педагогов : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. 050700 Педагогика. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 640 с.
Контрольный тест к модулю
1. Образование рассматривается как:
· система
· процесс
· результат
· все ответы верны
2. Что является теоретической основой теории поэтапного формирования умственных действий?
· учение Л.С. Выготского, АН. Леонтьева об интериоризации действий
· учение Л.С. Выготского, АН. Леонтьева об экстериоризации действий
· учение З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в структуре психики
· правильный ответ не указан
3. Проблема усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках:
· бихевиористского подхода
· когнитивного подхода
· факторного подхода
· деятельностного подхода
4. Какое обучение называется проблемным?
· обучение, основанное на решении проблемных ситуаций;
· обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций;
· обучение, построенное на анализе и решении проблемных ситуаций;
· правильный ответ не указан.
5. Возникновение программированного обучения связано с именем:
· Б. Скиннера
· П.Я. Гальперина
· З. Фрейда
· А.А. Вербицкого
6. Центральным звеном формирования умственных действий, согласно Н.Ф. Талызиной, является:
· ориентировочная основа действий
· мотивация
· знания
· программа
7. Предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется всеми дидактическими средствами формами и методами в:
· традиционном обучении
· контекстном обучении
· проблемном обучении
· программированном обучении
8. Учебная деятельность – это:
· процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков
· процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение существующих
· приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или применение старых
· правильный ответ не указан
9. Целенаправленная последовательная передача исторического, социокультурного опыта другого человека в специально организованных условиях семьи, школы, вуза называется:
· обучение
· учение
· научение
· учебная деятельность
10. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта – это …
· обучение
· учение
· научение
· учебная деятельность
11. Научение человека в результате целенаправленного, сознавательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как …
· обучение
· учение
· образование
· учебная деятельность
12. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок, это:
· импритинг
· оперантное научение
· викарное научение
· вербальное научение
13. Научение на основе быстрого автоматического почти моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения – это:
· импритинг
· оперантное научение
· викарное научение
· вербальное научение
14. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ – это:
· импритинг
· викарное научение
· оперантное научение
· условнорефлекторное научение
15. Учение отличается от научения тем, что оно является:
· стороной обучения
· результатом социализации
· результатом учебной деятельности;
· результатом любой деятельности
16. Основная характеристика учебной деятельности …
· специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия
· общие способы действия предваряют решение задач
· все ответы верны
17. Потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной «со взрослыми» работе определяется как …
· обученность
· обучаемость
· образованность
· воспитанность
18. Какие мотивы учебной деятельности вы знаете?
· внутренние и внешние
· индивидуальные и личные
· личные
· внутренние
19. Структурные компоненты учебной деятельности – это:
· побудительный, операционный, оценочный
· побудительный, операционный, контрольно-оценочный
· мотивационный, операционный, оценочный
· мотивационный, операционный, контрольно-оценочный
20. Вопрос соотношения обучения и развития в отечественной психологии представлен как:
· обучение и есть развитие
· обучение – это внешние условия развития
· обучение идет впереди развития, продвигая его дальше
· развитие идет впереди обучения
21. Воспитание – это:
· процесс воздействия на личность ребенка
· процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка
· процесс целенаправленного воздействия на познавательные процессы ребенка
· процесс, основной целью которого является развитие способностей детей
22. Что является центральной задачей воспитания:
· формирование ребенка как личности
· формирование и развитие ребенка как личности
· формирование и развитие ребенка
· правильный ответ не указан
23. Что понимают под институтами воспитания:
· организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность
· общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность
· государственные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность
· правильный ответ не указан
24. Какие теории воспитания вы знаете?
· биохимические
· биогенетические
· социогенетические
· правильный ответ не указан
25. На основании какого критерия средства воспитания делят на прямые и косвенные?
· по характеру воздействия на человека
· по характеру того, на что в объекте воспитания направлены воспитательные воздействия
· по включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания
· правильный ответ не указан
26. На основании какого критерия средства воспитания делят на осознанные и неосознанные?
· по характеру воздействия на человека
· по характеру того, на что в объекте воспитания направлены воспитательные воздействия
· по включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания
· правильный ответ не указан
27. Цели воспитания могут изменяться?
· да
· нет
· не знаю
28. Учение от других видов ведущей деятельности отличается тем, что:
· у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта
· индивид работает под контролем учителя
· основной целью является развитие способностей
· направлено на созидание каких-то продуктов, имеющих общественную значимость, нужных для людей
29. Учебно-познавательные мотивы учения:
· связанны с содержанием и процессом учения
· связанны со всей системой жизненных отношений
· основаны на чувстве долга
· основаны на желании избежать неприятности