Развитие образования и педагогической мысли России в 18-начале 19 века.
18 век традиционно именуются веком просвещения. Развитие образования в этот период в российском государстве обусловлено стремлением к укреплению его мощи и статуса- сильное государство могло быть построено только образованными людьми, мыслящего прогрессивно, настоящими гражданами своего Отечества. Это период активного влияния на практику российского образования прогрессивных западноевропейских образцов устройства школьного дела и педагогических воззрений. Особенно ярко такое влияние обнаруживается в эпоху правления Петра 1. Именно в 18 веке предпринимаются первые шаги по созданию в России государственной системы образования. Их черты:
-узкопрфессиональный характер образовательных учреждений. В эпоху реформ государство не нуждается в широком общем образовании - ему необходимы специалисты в отдельных сферах деятельности. Так, в 1701 г. открывается в Москве школа математических и навигацких наук. Она готовила инженеров, моряков, артеллеристов, картографов. В школе преподаются основы естественных наук: арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, егография. В 1707 г. открывается хирургическая школа на 50 учащихся, с 1721 года при сибирских заводах создаются горные училища.
-сословный характер образования. Типы образования соотносились с нуждами каждого сословия, лишь крепостные крестьяне были лишены доступа к образованию. Для духовенства открывались духовные семинарии и академии, для дворян – шляхетские корпуса.
-принудительный характер обучения. Образовательные реформы Петра вызвали у дворянства сильное сопротивление В 1714 году вводится обязательная учебная повинность для дворянских детей- за побег из школы их отдавали в солдаты. Следует отметить, что постепенно общественное мнение по отношению к образованию меняется в сторону признания его ценности.
-наличие наряду с государственными частных и церковных школ, а так же домашнего образования. Так в 18 веке широкое распространение получил институт гувернерства. В качестве учителей чаще всего приглашаются иностранцы. В то же время качество домашнего образования тщательно отслеживается специальными комиссиями.
Периодом расцвета школьного дела в России считают царствование Екатерины второй. В это время русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов образования в рамках европейского движения просвещения. Участники дискуссии полагали, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается образованием. В это время получает распространение идя воспитания « новой породы людей»-образованных , трудолюбивых, законопослушных, патриотичных. Она была воплощена благодаря открытию ряда образовательных учреждений, например Смольного института благородных девиц. Общие для подобных учреждений становятся традиции избегания телесных наказаний учащихся, реализации индивидуального подхода, ориентации на развитие личности в процессе образования. Широкое распространение получает идея образования независимо от сословной принадлежности( кроме крепостных крестьян), причем образования общего, всестороннего , а не узкопрофессионального. С целью реализации этой идеи была проведена реформа образования. Был принят «Устав народным училищам Российской империи». Согласно ему открывались бесплатные школы двух типов для совместного обучения мальчиков и девочек, в них преподавание осуществляли светские учителя: малые народные училища ( 2 года обучения) и главные народные училища ( 5 лет обучения). В этих учебных заведениях осуществлялось обучение в классно-урочной форме.
К наиболее известным деятелям просвещения и педагогической науки этого периода относятся Магницкий Л.Ф., Посошков И.Т.А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов и др.
Леонтий Филлипович Магницкий (1669-1739), преподаватель навигационной школы - «Арифметика сиречь наука числительная» 360 с (1703 на основе переводов и собственного опыта препод-я). Написан в традиционной для того времени форме вопросов и ответов. «Что есть арифметика? – Арифметика, или числительница, есть художество честное, независтное и всем удобопонятное, многополезнейшее. Что есть аддицио? – аддицио, или сложение, есть двух или многих чисел во едино собрание, или во един перечень совокупление. Что есть субстракцио? – субстракцио, или вычитание есть, им же малое число из большего вычитаем и излишнее объявляем». Показывал применительно к астрономии, навигации, раскрывал математические понятия на жизненных примерах, включал занимательные практические задачи и упражнения.
В 1717 выходит в свет «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества». Этот учебник состоит из 2 частей: первая часть – азбука (буквы новой реформированной азбуки), таблицы слогов, цифры, религиозные наставления. Вторая часть – собственно правила поведения юноши-дворянина (как дальнейшее развитие «Гражданства…»). «1. В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать, шляпу снимать, возле них не садится, в доме своим именем ничего не повеливать, 2. – Без приказу родителей никого не бранить, а если то надобно – учинить вежливо и учтиво. 3. Родителей речи не перебивать, на стол и т.п. не опираться, как деревенский мужик, а стоять прямо. 14 за столом – обрежь ногти, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в суп, чтобы везде брызгало, не сопи, когда ешь, губы утирай не рукой, а полотенцем, пальцев не облизывай, не грызи костей, а обрежь ножом. Не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок и прочего.
Известный русский экономист и публицист И.Т. Посошков настойчиво обращается к мысли о равном доступе образования для низших сословий. Он предлагает открывать бесплатные крестьянские школы.
Новиков Николай Иванович 1744-1818. Учился в гимназии при Моск университете, затем стал военным, позже занимался издат и публицист деятельностью. 1/3 всех книг России издана в его типографии. Он организовал библиотеки, книжную торговлю, с 1785 – создатель и редактор первого русского журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума». Публикует много научных и педагогических книг, детской литературы.
Принимал участие в создании независимых от государства народных училищ
В статье «О сократическом способе обучения» поднимает и обсуждает проблемы создания педагогики как науки. Впервые в России употребил слово «педагогика» как «особая и важная наука о воспитании тела, разума и сердца». Считал целью науки изучение воспитания.
Наиболее полно педагогические идеи Новикова расрыты в трудах «О воспитании и наставлении детей (для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия)». 1783г.
Труд состоит из:
1.Введение (пишет о процветании государства, благополучия народа только при общей доброте нравов, а она возникает только от воспитания: если нравы повреждены, то стремительная река развращения обессиливает законы, обезображивает религию, прекращает успех науки, делает ходожества рабами глуости и роскоши; все прочее (законы и т.д.) сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства; через воспитание развивается народная гордость, общественные и гражданские добродетели, если мужчины и женщины образованы в соотвии с полом, а каждый класс государства становится тем, чем быть ему надлежит)
В главе «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его» пишет о главном приоритете воспитания - «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» – только это одно определение заключает в себе воспитание во всей обширности.
«Определением истинного главного приоритета воспитаня означили мы родителям цель, по которой они могут узнать прямой путь в воспитании, сей цели не должны они никогда упускать из вида. При семейный опыт и человеческая натура напоминают нам, что здоровье и крепкое сложение тела способствуют нашему удовольствию что в молодости лежат основания как здоровья, так и болезней. Итак, оказывается теперь первая главная часть воспитания, т.е. попечение о теле, или должность родителелей стараться о том, чтобы дети их имели здоровье и крепкое сложение тела. Сию часть воспитания называют ученые физическим воспитанием, а первая есть она потому, что образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места. Человек не может быть счастливым, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями…из чего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называемоая учеными нравственным воспитанием. По свойству всякого гражданского класса, к которому человек принадлежит, для пользы государства и его собственного удовольствия нужно, чтобы он имел б-м меру познания, степень просвещения – третья часть воспитания, имеющая предметом просвещение или образованиее разума. Каждая из сих 3 частей имеет свои особенные правила, положения и дей-я, без которых не может она хорошо быть исполнена».
Н.И. Новиков вел настоящую борьбу против сословной школы
Радищев Александр Николаевич 1749-1802 (в 1790 за Путешествие приговорен к казне, заменили ссылкой, надзором, затем - самоубийство). Цель образования по мнению Радищева состоит в формировании человека-гражданина, способного бороться за счастье народа и с ненавистью относиться к своим притеснителям. У него отличная от официальной (служба церкви и царизму). трактовка патриота Отечества. В «Беседе о том, что есть сын отечества (патриот)» отмечает: под игом рабства находящиеся недостойны украшаться сим именем. Воспитание человека высокой нравст-венности, любящего более всего свою родину, отдающего всего себя за благо народа.
Считал, что формирование личности определяетя социальными условиями (то есть стоит на передовых материалист. позициях). Только в разумном обществе можно правильно воспитывать человека (а не через восп-е преобразовать общество).Главным в воспитании считает родительский пример: ребенок вптывает благотворную атмосферу семьи. Радищев выступает за новые отношения в семье.
Обосновал преимущества семейного воспитания, т.к. в семье, не контролируемой государством, можно скорее провести воспитание детей в духе реолюционно--освободительных идей.
А.Н. Радищев обращает внимание на зазадчи и пути формирования «сынов отечества» -патриотов своей страны. Он требует широкого и полноценного образования для всех граждан, независимо от сословий.
М.В. Ломоносов-сторонник переустройства общественной жизни средствами правильно организованного образования, которое бы развивало разум и нравы. Он считал, что образование должно быть общеобразовательным по направленности и содержанию. В 1725 открыта Академия наук в Петербурге. Для преподавания были приглашены заграничные ученые, выделялись большие деньги на ее содержание. Учиться в ней было мало желающих, поэтому набор студентов напоминал набор рекрутов армию. Лекции велись на французском и латинском языках. При академии была открыта гимназия и университет с 3 фаультетами. Ломоносов отмечал их недостатки: здесь нет ни образа, ни подобия университетского. С 1745 в академии стал работать Ломоносов, под его руководством велась работа над воссоздание университета, 1748 – впервые в России Ломоносов М.В. прочитал лекцию на русском языке. Позднее в Московском университете преподавание велось только по-русски:«Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно».
С 1758 академические учебные заведения были переданы под руководство Ломоносову. (После его смерти качество образования снизилось - в 1765 по спискам числился лишь один студент на юридическом факультете. Ни один медик не выдержал выпускного экзамена и не получил диплома).
12 (25) января 1755 императрицей Елизаветой был подписан указ об сновании Московского ун-та.26.04.55 – церемония торжественного открытия, тогда же стала работать гимназия при ун-те («университет без гимназии как пашня без семян» - гимназия должна обеспечить базовое образование для подготовки к университету ). Практика преподавания в университете отличалась демократичностью, на лекциях могла присутствовать публика. В 1756 при нем открыты типография, книжная лавка и библиотека со свободным входом, анатомический театр. Значение Московского университета: сконцентрировал вокруг себя учебно- просветитительские заведения, способствовал развитию русской науки, как образец для создания ун-тов в других городах, его (или его ведомства) учениками были Бецкой И.И., Новиков, Одоевский, Герцен, Белинский, Пирогов, Ушинский.
Бецкой Иван Иванович (3.02.1704 – 31.08.1795). Родился в Стокгольме, учился в кадетском корпусе, путешествовал по Европе. В 1726-47 служил в России (у отца, затем в коллегии иностр дел), затем снова за границей. В 1762 Петр 3 вызвал его в Петербург главным директором канцелярии строений и домов его величества. Пришедшая к власти Екатерина 2, знавшая Бецкого, приблизила к себе. Указом 3.03.63 на него возложено управление Академией художеств, при которой он усторил воспитательное училище для мальчиков. С этого времени активно занимается управлением воспитательными делами, не вмешиваясь в политику. 1.09.63 обнародован манифест об учреждении Московского воспитательного дома, Генеральный план императорского Воспитательного дома (совместо с профессором Моск университета Антоном Алексеевичем Барсовым). В 1764 Бецкой И.И. представил Екатерине доклад об общей реорганизации воспитания в стране (план воспитательной реформы), который был утвержден 12.03.64, затем получил силу закона и был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» в 119 пунктах (написано в 1762-63, в 1766 – разослано по всем основным учреждениям всех городов). Было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный нститут, 1 раздел - с 6 до 9 лет). 1773 по его плану открыто Воспит коммерческое училище для купеческих детей. Устав Шляхетного сухопутного кадетского корпуса (1 возраста с 5-6 до 9 лет). 1774 –опубликованы «Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола» в нескольких томах.
Ни в одном труде Бецкова нет новых идей, но он создает стройную систему из трудов Д. Локка, Гельвеция, Ж. Руссо. Цель – создать новую породу людей (из дворян – управляли бы государством, из разночинцев – управлять промышленностью, ремеслом, торговлей, создать третий чин людей «способных служить отечеству делами рук своих в искусствах и ремеслах»). Образ нового человека им нигде четко не выделен, главное – отсутствие отрицательных черт, присущих современникам. Средством достижения новой породы по БецкомуИ.И. является воспитание («корень всему злу и добру – воспитание»).
Ушинский Константин Дмитриевич 1824-1870. Родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина. Воспитывался матерью (в 11 умерла), детство в имении отца около города Новгород-Северска, общее образование получил е в гимназии этого города. В 1840 поступил на юридический факультет Московского университа. По окончании университета назначен и.о. профессора Ярославского юридического лицея.УшинскийК.Д. горячо призывал студентов к изучении жизни, потребностей народа, говорил об оторванности ученых от научной жизни, за что и был уволен (через 3 года). Затем занимался разной мелкой работой, печатал статьи, мечтая «сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, к ней-то я должен направить все свои сп-ти», женится. Общественно-педагогическое движение 60х годов способствовало оформлению его педагогического призвания. 1854-59 работал старшим препод-лем русского языка, а затем инспектором классов (завуч) Гатчинского сиротского института Здесь он познакомился с библиотекой Гугеля, книгам котрой никто не прикасался из-за душевного расстройства хозяина. В это время публикует статьи («О пользе педагогической литературы», «О народности в воспитании» и др.), его имя становится известным. 1859-62 -инспектор классов Смольного института благородных девиц, где провел коренные реформы (увеличил преподаниее русского языка, срок пребывания уменьшил с 9 до 7 лет, уравнял объем знаний в отделениях дворянских и мещанских девиц, открыл 2летний пед класс (подготовка девиц в воспитанницы), ввел в практику совещания педагогов, дал право воспитанницам проводить каникулы дома, привлек к работе молодых преподавателей). В эти годы он -редактор «Журнала Министерства народного просвещения», в 1860 публикует «Детский мир», в 1861 – статьи «Проект учительской семинарии», «Вопросы о народных школах» и др. После увольнения ему предложили выехать за границу (Германия, Швейцария) под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике (1862-67), там познакомился и с Пироговым. Написал и издал в 1864г. «Родное слово» и «Руководство к преподаванию». 1867-69 – труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах – свое главное произведение. Избран действительным членом педагогического общества. Работы Ушинского в 1952 году вышли в 11 томах.
В СССР была учреждена медаль имени Ушинского, премии Ушинского за научные педагогические труды, открыты заведения имени Ушинского – но при этом ни «Родное слово», ни «Педагогическая антропология» были никому не известны.
Ушинского К.Д. по праву считают основоположником научной педагогики в России. Его основные педагогические достижения:
-разработка методологических оснований педагогики. Ушинский К.Д. считал, что «основанием» для воспитания должна служить и руководить философская идея. Он разработал антропологические основания педагогики ( основой труд « Педагогическая антропология»., к которым относил анатомию, физиологию, психологию, логику и др науки.
-обосновал закономерности воспитания, прежде всего те, которые базируются на возрастных особенностях ребенка, и тех, что связаны с социальной обусловленностью воспитания;
-разработал принцип народности в воспитании, исходящего из потребности каждого народа в собственной национальной системе обучения и воспитания. В русской школе принцип народности ученый предлагал реализовать через приоритет родного языка в обучении. Ушинский К.Д. разработал содержание образованитя в русской школе на основе принципа народности и создал учебники для народной школы.
-разабатывал проблемы организации учебного процесса на основе целесообразной и творческой дечтельности учащихся, учета индивидуальных особенностей детей и дифференциации знаний по мере движения к высшим ступеням обучения;
-углубил содержание известных дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, последовательности и систематичности , единства обучения и воспитания. Дал этим принципал глубокое антропологическое обоснование, разработал правила их реализации на практике;
-создал двухуровневую дидактику: общую и частную
-исследовал проблемы нравственного воспитания человека ( его идеал воспитанного человека включает в себя такие качества как патриотизм, человечность, любовь к труду, волю, честность, правдивость, чувство прекрасного);
-опредили требования к деятельности учителя, в частности касательно примененичя методов наказания и поощрения
Труды Ушинского К.Д.
«Родное слово: Книга для детей и родителей»
Это советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (не только для школы, но и семьи, т.к. до 8-10 лет лучше в семье, и школа должна быть больше похожа на семью, ученый желал бы, чтобы матери никому не уступали свое прво самим учить детей. В книге Ушинский К.Д. раскрывает общие правила первоначального образования: начинать не раньше 7 лет, более разнообразить деятельность (должен быть у ребенка один педагог), с первого же раза отделить учение от игры, сделав серьезной обязанностью (всего 2 урока по полчаса – утром и днем), домашние задания вводить только после 9 лет. Выступает против класса одного возраста (так учитель лучше войдет в свою роль руководить самостоятельным учением детей). Наказания и поощрения должны быть только самые легкие и только за внимание (в разумно устроенной школе, где некогда шалить и все выучивается в классе). Первые уроки должны быть направлены на то, чтобы приучить слушать учителя, удерживать внимание.
Первонач обучение отечественному языку разделяет на 3 совместно идущих занятия: 1) наглядное обучение (рассказывание по картинам), 2) приготовительные упражнения в письме (даны в азбуке – поставить точки (правильно сидеть, писать в такт), линии, нолик, крючок, затем письмо гласных, сочетание гласных, буква с, целые слова, переписывая из азбуки), 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению.
Ушинский К.Д. предлагает новейший рациональный способ обучения грамоте назвать историческим, п.ч. он снован на способе, которым был изобретен письменный язык – звуковая метода. Во многом идеи Ушинского взяты у швейцарского педагогога Шерра. Ход обучения:сначала звук а, о, и; какой звук в слове вол, мак…, как пишутся; затем по одному е, у, ы; затем в двусложных словах какие гласные, затем ю, я, й, ё, слоги ая, её и т.п. Особое внимание – первая согласная уж-ус (буква с), усы (какой 1й, 2й, 3й) – осы (напишите слово после разбора) – оси – после чего в награду раздаются азбуки, где дети обнаруживают, что могут прочесть сами три первых слова (нет слогов, сразу слова). Потом звуковые упражнения в подборе слов на звуки, от-рот-крот, кот-пот-рот, нос-сон и т.п. Если пишется не как произносится, над буквой стоит звездочка. На изучение азбуки достаточно 6 месяцев. Затем первая книга после азбуки – написать ее «едва ли не самая трудная задача во всей дидактике». Результат – ребенок читает не очень быстро (быстрота на этом этапе даже вредна), но с полным сознанием прочитанного, устная речь обогатилась, сформировалось умение обобщать.
Вторая часть Родного слова – делится на три отдела: «Вокруг да около» (место, в порядке расширяющегося окружения), второй – «Времена года» (время – совпадать с сезонами и описываемыми праздниками), третий – в систематическом порядке изложены образцы словесных и письменных упражений.
К.Д. Ушинский был педагогом энциклопедического склада, охватил все области воспитания. Он был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исседованиями и одновременно реформой школы.
Ведущая идея ученого -идея народности, была воплощена им в практику. Ушинский полагал, что система воспитания в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех прирожденая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Все, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспит силу, которй нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ». Русский языкв народной школе должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».
УшинскийК.Д. вводит в широкое употребление термин «антропология» («Человек как предмет воспитания: Опыт пед антропологии»). Впервые в этой работе соединены воедино физиологические, психологические и педагогические знания о человеке. В предисловии отмечает: «Обществ воспитание совсем не такое малое дело, чтобы не заслуживало особого факультета. Цель педагогического факультета могла бы быть определеннее даже цели других факультетов. Этой целью было бы изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. Практическое значение такого педагогического, или вообще антропологического, факультета было бы велико. Педагогов численно нужно не менее, а даже еще более, чем медиков, и если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества…Воспитатель должен стремится узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны! Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в предверии этого искусства, и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает.». Главная задача педагогики – путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».
Таким образом, К.Д. Ушинский разработал программу преобразования русской школы, стержень которой составляли демократические идеи и идея привлечения общественности к руководству школьным делом
В начале 19 века завершилось создание государственной системы образования. В 1804 г выходит «Устав учебных заведений , подведомых университетам». В рамках реформы предполагалось создание 4 типов учебных заведений: приходские школы (элементарное образование сроком обучения в один год); уездные училища (два года обучения, преподавние 15 дисциплин, среди которых грамматика и грамматика родного языка, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история и т.д.); гимназии ( 4 года обучения, преподавание латыни и современных европейских языков, истории и географии, логики и поэзии, естетственно-научных дисциплин); университеты ( осуществляли управление гимназиями в одном из 6 учебных округов).
После восстания декабристов была проведена конрреформа, в результате которой все ступени изолировались друг от друга, а образование вновь стало сословным. В приходских училищах обучали детей из самых низших сословий, в уездных училищах – детей купцов, мещан и ремеслинников, двери гимназий были открыты только для детей дворян и высших чиновников. По содержанию образования гимназии стали гуманитарными. В 1849-1852 г.г. в результате реформы появились гимназии трех типов: классические ( с изучением латинского и греческого языков), гимназии с обучением естествознанию и законоведению и гимназии с обучением законоведению. В этот период появляются и первые институты, университеты превращаются в научные центры.