Позитив и негатив тенденции в развитии системы образования.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции. Стремление к демократической системе образования. Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования. Разрастание рынка образовательных услуг. Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий. Расширение сети высшего образования. В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией. Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран. Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ. Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов. Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.

49)Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности

Развитие - целенаправленный процесс количественного и качественного изменения и преобразования личности, ведущие к повышению уровня ее развитости. Основные составляющие развития: 1) духовное развитие; 2) социальное развитие; 3) психическое развитие; 4) физиологическое образование; 5) физическое развитие. Теории развития личности: 1) реформистская - личность человека формируется по заранее определенной программе, качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитание и социальные условия только способствуют этому; 2) теологическая - внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека; 3) этзистенциалистическая - общество отрицательно влияет на развитие личности, и только в отрыве от него человек достигает совершенства; 4) биологизаторская - развитие индивида начиная с зародыша повторяет все остальные стадии, которые прошел человеческий вид в процессе развития; 5) самопроизвольное развитие - человек развивается опираясь на наследственные факторы; 6) психоаналитическая - либидо определяет развитие человека. Направления развития личности: 1) биолагизаторское. Личность - природное существо, все поведение объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и подавлять естественные потребности; 2) социологизаторские - человек рождается как биологическое существо, но в процессе жизни постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается; 3) биосоциальные - психические процессы имеют биологическую природу, в направленность, интересы, способность личности формироваться как явление социальное Факторы развития личности: 1) внутренние: • наследственность - врожденные и унаследованные от родителей психофизиологические особенности и свойства человека; • активность - ее собственные деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития; 2) внешние: • среда - окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека; • воспитание - деятельность по развитию и формированию личности

50)Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. Под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы. Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически

51)Сущность, содержание, составляющие процесса социализации личности

К сер. 20 в. социализация превратилась в самостоятель­ную междисциплинарную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор­мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным . Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социаль­ной среды. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - процесс и результат становления человеческой индивиду­альности. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индиви­да социальным существом

52)Характеристика процесса социализации: агенты, средства, этапы, факторы

Важнейшую роль в том, каким вырастает че­ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется ши­роким набором универсальных средств, со­держание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, стиль и содержание общения. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: 1) младенчество - от рождения до 1 года; 2) раннее детство - 1-3 года; 3) дошкольное детство - 3-6 лет; 4) младший школьный возраст - 6-10 лет; 5) младший подростковый - 10-12 лет; 6) старший подростковый - 12-14 лет; 7) ранний юно­шеский - 15-17 лет; 8) юношеский - 18-23 года; 9) моло­дость - 23-30 лет; 10) ранняя зрелость - 30-40 лет; 11) поздняя зре­лость - 40-55 лет; 12) пожилой возраст - 55-65 лет; 13) старость - 65-70 лет; 14) долгожительство - свыше 70 лет. Действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы: 1) мегафакторы - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; 2) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; 3) мезофакторы - усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам; 4) микрофакторы - факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

53)Механизмы процесса социализации

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации. Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека. Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д. Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

54)Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи

Семья - социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций: 1) хозяйственно-экономическая; 2) репродуктивная; 3) воспитательна; 4) коммуникативна; 5) рекреативная; 6) организация первичной социализации. Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Методы семейного воспитания: 1) показание образца; 2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться; 3) демонстрация преимуществ данной формы поведения; 4) предупреждение нарушения поведения ребенком; 5) контроль за действиями; 6) стимулирование самоконтроля; 7) организация практической деятельности; 8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий; 9) поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка; 10) наказание

55)Типы и виды семей

Виды семей: 1) по количеству детей: • бездетные; • однодетные; • малодетные; • многодетные; 2) по числу поколений: • однопоколенные; • двухпоколенные; • межпоколенные; 3) по признакам полноты: • полные; • неполные; • внебрачные; 4) по характеру взаимоотношений; • идеальные; • средние; • негативные; 5) по устойчивости семейных отношений; • гармоничные; • распадающиеся; • распавшиеся; • неполные; 6) по уровню благополучия; • благополучные; • неблагополучные; 7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствию влияния на детей: • семьи, уважающие детей - отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях; • отзывчивые - отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям, родители решают что нужно детям; • материально ориентированные - главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ.; • враждебные семьи - детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи; • антисоциальные семьи - временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся. Особенности, характеризующие современную семью: 1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание; 2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи; 3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей; 4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот.

56)Правовые основы семейного воспитания

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция - документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, т.к. дети, в первую очередь - сегодняшний мир, а уж затем - будущее. В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства. Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права

57) Акмеологические основы самосовершенствования личности

Акмеология - наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека, о реализации и развитии его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности. В настоящее время в акмеологии выделяют 2 основных направления - профессиональная и акмеология личности. Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения аквафизического, интеллектуального и духовного развития человека. Самообразование - процесс самосовершенствования личности. Самообразование в профессиональном бытии в его непрерывном образовании. Функции самообразования: 1) накопление и приобретение новых знаний; 2) определение себя в образовательном пространстве ВУЗа, культуры города, своего места в обществе; 3) преодоление недостаточности школьного обучения, ликвидирование «белых пятен» в общей культуре; 4) развитие самосознания, памяти, речи, мышления и т.д.; 5) установление связей между науками, специальностями; 6) доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества; 7) преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте; 8) сохранение жизненной энергии, силы личности, переживаемой полноты жизни; 9) поддержание связи с миром, укрепление жизнестойкости организма. Основные источники самообразования: 1) книги, периодическая печать, СМИ, Интернет; 2) исследовательская деятельность; 3) обучение на разных курсах; 4) работа; 5) хобби. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность направлена на повышение профессионализма включая в себя: 1) овладение новыми ценностными установками, подходами профессиональной деятельности; 2) профессиональное просвещение; 3) осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы. Самосовершенствование определяет взаимодействие человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни. Структура процесса самосовершенствования: 1) самопознание - осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон; 2) самопобуждение - использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования и саморазвития профессионала и личности; 3) программирование профессионального личностного роста - формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности; 4) самореализация - осуществление программ самосовершенствования.

58)Карьера человека как условие и уровень его самореализации

Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. Это стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. С одной стороны, для актуализации и реализации высших потенциалов личности необходимы хорошие условия. Такие условия работодатель может создать через организацию трудовой деятельности и обеспечение возможности успешной реализации профессиональных планов работника. Стоит отметить, что выраженность мотива самореализации связана с удовлетворенностью трудом в целом и по таким параметрам, как удовлетворенность видом трудовой деятельности, организацией труда. Есть другая категория работников, которые стремятся к реализации себя, к росту. Они находят возможность построения своей карьеры, к примеру, в коммерческих структурах, не всегда дающих необходимый уровень защищенности и не всегда удовлетворяющих потребность в уважении и признании. Но именно в них стремление к профессиональной самореализации, к достижениям, готовность к риску и сверхнормативной активности не являются редкостью. Таким образом, очевидна важность детерминации процесса самореализации еще и внутренней потребностью самой личности

Наши рекомендации