Позитив и негатив тенденции в развитии системы образования.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции. Стремление к демократической системе образования. Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования. Разрастание рынка образовательных услуг. Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий. Расширение сети высшего образования. В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией. Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран. Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ. Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов. Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.
49)Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности
Развитие - целенаправленный процесс количественного и качественного изменения и преобразования личности, ведущие к повышению уровня ее развитости. Основные составляющие развития: 1) духовное развитие; 2) социальное развитие; 3) психическое развитие; 4) физиологическое образование; 5) физическое развитие. Теории развития личности: 1) реформистская - личность человека формируется по заранее определенной программе, качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитание и социальные условия только способствуют этому; 2) теологическая - внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека; 3) этзистенциалистическая - общество отрицательно влияет на развитие личности, и только в отрыве от него человек достигает совершенства; 4) биологизаторская - развитие индивида начиная с зародыша повторяет все остальные стадии, которые прошел человеческий вид в процессе развития; 5) самопроизвольное развитие - человек развивается опираясь на наследственные факторы; 6) психоаналитическая - либидо определяет развитие человека. Направления развития личности: 1) биолагизаторское. Личность - природное существо, все поведение объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и подавлять естественные потребности; 2) социологизаторские - человек рождается как биологическое существо, но в процессе жизни постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается; 3) биосоциальные - психические процессы имеют биологическую природу, в направленность, интересы, способность личности формироваться как явление социальное Факторы развития личности: 1) внутренние: • наследственность - врожденные и унаследованные от родителей психофизиологические особенности и свойства человека; • активность - ее собственные деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития; 2) внешние: • среда - окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека; • воспитание - деятельность по развитию и формированию личности
50)Роль обучения в развитии личности
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. Под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы. Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически
51)Сущность, содержание, составляющие процесса социализации личности
К сер. 20 в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным . Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - процесс и результат становления человеческой индивидуальности. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом
52)Характеристика процесса социализации: агенты, средства, этапы, факторы
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, стиль и содержание общения. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: 1) младенчество - от рождения до 1 года; 2) раннее детство - 1-3 года; 3) дошкольное детство - 3-6 лет; 4) младший школьный возраст - 6-10 лет; 5) младший подростковый - 10-12 лет; 6) старший подростковый - 12-14 лет; 7) ранний юношеский - 15-17 лет; 8) юношеский - 18-23 года; 9) молодость - 23-30 лет; 10) ранняя зрелость - 30-40 лет; 11) поздняя зрелость - 40-55 лет; 12) пожилой возраст - 55-65 лет; 13) старость - 65-70 лет; 14) долгожительство - свыше 70 лет. Действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы: 1) мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; 2) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; 3) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; 4) микрофакторы - факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
53)Механизмы процесса социализации
Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации. Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека. Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д. Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.
54)Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи
Семья - социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций: 1) хозяйственно-экономическая; 2) репродуктивная; 3) воспитательна; 4) коммуникативна; 5) рекреативная; 6) организация первичной социализации. Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Методы семейного воспитания: 1) показание образца; 2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться; 3) демонстрация преимуществ данной формы поведения; 4) предупреждение нарушения поведения ребенком; 5) контроль за действиями; 6) стимулирование самоконтроля; 7) организация практической деятельности; 8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий; 9) поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка; 10) наказание
55)Типы и виды семей
Виды семей: 1) по количеству детей: • бездетные; • однодетные; • малодетные; • многодетные; 2) по числу поколений: • однопоколенные; • двухпоколенные; • межпоколенные; 3) по признакам полноты: • полные; • неполные; • внебрачные; 4) по характеру взаимоотношений; • идеальные; • средние; • негативные; 5) по устойчивости семейных отношений; • гармоничные; • распадающиеся; • распавшиеся; • неполные; 6) по уровню благополучия; • благополучные; • неблагополучные; 7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствию влияния на детей: • семьи, уважающие детей - отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях; • отзывчивые - отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям, родители решают что нужно детям; • материально ориентированные - главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ.; • враждебные семьи - детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи; • антисоциальные семьи - временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся. Особенности, характеризующие современную семью: 1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание; 2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи; 3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей; 4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот.
56)Правовые основы семейного воспитания
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция - документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, т.к. дети, в первую очередь - сегодняшний мир, а уж затем - будущее. В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства. Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права
57) Акмеологические основы самосовершенствования личности
Акмеология - наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека, о реализации и развитии его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности. В настоящее время в акмеологии выделяют 2 основных направления - профессиональная и акмеология личности. Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения аквафизического, интеллектуального и духовного развития человека. Самообразование - процесс самосовершенствования личности. Самообразование в профессиональном бытии в его непрерывном образовании. Функции самообразования: 1) накопление и приобретение новых знаний; 2) определение себя в образовательном пространстве ВУЗа, культуры города, своего места в обществе; 3) преодоление недостаточности школьного обучения, ликвидирование «белых пятен» в общей культуре; 4) развитие самосознания, памяти, речи, мышления и т.д.; 5) установление связей между науками, специальностями; 6) доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества; 7) преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте; 8) сохранение жизненной энергии, силы личности, переживаемой полноты жизни; 9) поддержание связи с миром, укрепление жизнестойкости организма. Основные источники самообразования: 1) книги, периодическая печать, СМИ, Интернет; 2) исследовательская деятельность; 3) обучение на разных курсах; 4) работа; 5) хобби. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность направлена на повышение профессионализма включая в себя: 1) овладение новыми ценностными установками, подходами профессиональной деятельности; 2) профессиональное просвещение; 3) осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы. Самосовершенствование определяет взаимодействие человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни. Структура процесса самосовершенствования: 1) самопознание - осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон; 2) самопобуждение - использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования и саморазвития профессионала и личности; 3) программирование профессионального личностного роста - формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности; 4) самореализация - осуществление программ самосовершенствования.
58)Карьера человека как условие и уровень его самореализации
Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. Это стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. С одной стороны, для актуализации и реализации высших потенциалов личности необходимы хорошие условия. Такие условия работодатель может создать через организацию трудовой деятельности и обеспечение возможности успешной реализации профессиональных планов работника. Стоит отметить, что выраженность мотива самореализации связана с удовлетворенностью трудом в целом и по таким параметрам, как удовлетворенность видом трудовой деятельности, организацией труда. Есть другая категория работников, которые стремятся к реализации себя, к росту. Они находят возможность построения своей карьеры, к примеру, в коммерческих структурах, не всегда дающих необходимый уровень защищенности и не всегда удовлетворяющих потребность в уважении и признании. Но именно в них стремление к профессиональной самореализации, к достижениям, готовность к риску и сверхнормативной активности не являются редкостью. Таким образом, очевидна важность детерминации процесса самореализации еще и внутренней потребностью самой личности