В общении с детьми нужно быть таким, какое ты есть в жизни. Если солжешь, они всегда почувствуют это. И наоборот, будут благодарны за искренность и правду.
Н.В. Перевозчикова
Настоящий УЧИТЕЛЬ и настоящий УЧЕНИК
(Мастерская о взаимоотношениях учителя и ученика для выпускников)
Эта мастерская ориентирована именно на выпускников, так как, обдумывая свое будущее, они пытаются переосмыслить сформировавшиеся ценности, по-иному смотрят на учителя и ученика. Чаще всего в это время учитель для них - друг и помощник. За время учебы в школе дети привыкли к тому, что учитель всегда рядом, посоветует, защитит, поможет. Выходя из школы, выпускники оказываются в ситуации полной свободы, а это не всегда положительно на них влияет. Считаем, что важно показать взаимосвязь учителя и ученика.
Мастерская начинается с организации пространства, создания комфортной обстановки для всех участников. Для этого мастер предлагает учащимся расположиться так по отношению к учителю, чтобы им было максимально удобно (можно переставить стулья или парты). Далее он сообщает тему мастерской (только первую ее часть) - «Настоящий учитель», записывает ее на доске.
Следующий шаг - работа с эпиграфами. Из записанных на доске фраз о роли учителя, его призвании мастер предлагает выбрать понравившуюся и записать ее в тетрадь. Это высказывание будет эпиграфом к теме.
- В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
К. Ушинский
- У нас понятие учителя подобно лампаде во тьме. Поэтому Учитель может быть назван маяком ответственности.
Е. Рерих
- Учитель и ученик растут вместе: обучение - наполовину учение.
Ли Цзи
- Только истинно ученые продолжают учиться; остальные предпочитают учить.
Б. Шоу
- Учитель тот, кто убивает страх. Учитель тот, кто утверждает Радость.
Философские чтения
Учащиеся выделяют в эпиграфах ключевые слова и устно объясняют свой выбор.
После этого в ходе совместной работы создается ассоциативный ряд к слову «учитель» путем привлечения слов и словосочетаний из эпиграфов и собственных представлений и ассоциаций. Педагог-мастер записывает на доске все предлагаемые ассоциации: наставник, помощник, воспитатель, преподаватель, друг...
В заключение этого этапа работы учитель предлагает обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова и отыскать в нем значение слова «учитель». Участники мастерской с удивлением открыли, что это слово имеет два лексических значения: 1) лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель; 2) глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь.
В соответствии с этими значениями различаются формы множественного числа: «учителя» в первом значении (учителя нашей школы; синоним «преподаватели») и «учители» во втором значении (великие учители жизни). Ученики отмечают, что именно во втором значении понятие «учитель» обретает подлинный смысл, именно о таком учителе говорим: «Учитель с большой буквы».
Мастер обозначает главный вопрос, над которым предлагается подумать участникам мастерской: «Когда учитель становится Учителем?»
Следующий этап работы - чтение и анализ художественных текстов, которые раскроют новые грани обозначенной проблемы и помогут приблизиться к ее разрешению.
Старшеклассникам предлагается познакомиться с рассказом Ю. Нагибина «Зимний дуб» и попытаться определить проблематику произведения.
Было выделено два основных вопроса:
- об учении (как учить? чему учить? каким должен быть учитель?);
- о взаимоотношениях учителя и ученика.
Совместное обсуждение начинаем с первого вопроса. Ответить на него помогает еще один художественный текст - рассказ А. Платонова «Песчаная учительница», который читается вслух.
После этого участникам мастерской предлагается сравнить педагогическую философию главных героинь - Анны Васильевны и Марии Никифоровны. Для выполнения задания старшеклассники объединяются в две группы в зависимости от выбранного произведения. Мастер дает задание проследить этапы профессионального педагогического становления каждой героини.
Группы обращаются к художественным текстам и оформляют результаты своей работы в виде опорного конспекта или плана. Учитель принимает участие в обсуждении, обращая внимание на выявленную проблему. После окончания работы группы афишируют и защищают свои опорные конспекты.
Первая группа, работавшая по тексту А. Платонова, выделила в жизни героини рассказа Марии Никифоровны пять этапов и соответствующие им настроение, мировосприятие героини:
1. Детство и период ученичества («Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь», «на мир глядят блестящими глазами»).
2. Начало работы в Хошутинове («Тоскливое, медленное чувство охватило путешественницу»).
3. Тяжелый путь к осознанию предмета и цели обучения - преподавание жизненно важной науки («Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать», «догадалась: в школе надо сделать главным предметом... обучение превращать пустыню в живую землю», «написала заявление.., собрала подписи крестьян и поехала в округ»).
4. Преобразования в школе и в селе («Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной пустыне»).
5. Понимание цели собственной жизни - трудиться на благо людей, помогать и учить их («Пустыня - будущий мир.., люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево»).
Вторая группа при работе с текстом Ю. Нагибина отметила, что в рассказе «Зимний дуб» показана не вся жизнь, а лишь фрагмент из жизни молодой учительницы Анны Васильевны. Но описанный случай сыграл огромную роль в ее жизни, изменил ее понимание педагогической профессии, помог понять собственные ошибки, научил по-новому относиться к ученику. Время действия рассказа - всего один день, но за это время меняется настроение, самооценка, мировосприятие героини, что передается словами текста, указывающими на эмоциональное состояние героини. Учащиеся выписывают эти слова и делают вывод о том, что в жизни героини можно выделить три этапа:
1. До встречи с дубом - самоуверенность, непонимание учеников («радостные мысли о жизни, о себе», «в сознании своего педагогического опыта ответила», «ровным, спокойным голосом начала...», «любила быть строгой», «самоуверенно подумала», «удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы», «стукнула ладонью по столу», «с трудом скрывая раздражение», «ей стало смутно и грустно»).
2. В зимнем лесу («заинтересовалась», «азартно спросила», «понравилось», «вошла во вкус», «прикусила язык», «дышалось как-то особенно легко», «робко шагнула», «с радостным интересом всматривалась»).
3. После встречи с дубом - понимание того, что сама она не знает жизни и учит ребят предмету, а не «живому знанию» («с болью подумала», «смутно проглянула для нее первая вешка», «всей теплотой сердца вдруг поняла», «тихо двинулась по извилистой тропинке»).
После этапа афиширования и социализации мастер предлагает найти точки пересечения в судьбах героинь и ответить на проблемные вопросы:
- Как учить? Чему учить? Каким должен быть учитель? Прозвучавшими вариантами ответов мы дополняем ассоциативный ряд
составленный в начале мастерской.
Учащиеся отмечают, что, во-первых, важно учить тому, что пригодится жизни, во-вторых, процесс обучения должен быть увлекательным, интересны с опорой на знания, интересы и устремления ученика, и, наконец, важнейшими качествами учителя являются собственная заинтересованность в преподаваемой науке, творческий дар, умение радоваться жизни, способность понять и принять ученика таким, какой он есть.
Таким образом, определяется проблема взаимоотношений учителя и ученика. Мастер замечает, что для этого этапа работы намеренно не подобраны готовые тексты, так как каждый из участников является учеником и сможет сказать свое мнение. Мастер меняет в теме мастерской одно слово, записывая на доске: «Настоящий ученик». Старшеклассникам предлагается придумать эпиграф к этой теме. По кругу зачитываются сочиненные эпиграфы, каждый имеет возможность записать понравившиеся высказывания и суждения.
- Настоящий ученик не тот, кого учат, а тот, кто учится сам (Анна П.)
- Настоящий ученик стремится применять полученные знания в реальной жизни (Евгений К.).
-Настоящий ученик - тот, кто умеет слушать, понимать, осознавать, творить (Ольга С.).
- Настоящий ученик учится всю жизнь (Артем К.).
После этого каждому участнику мастерской предлагается написать пятиминутное эссе на тему «Настоящий ученик». Эссе по желанию зачитываются.
- Звание настоящего ученика нужно заслужить. Это не только тот, кто добросовестно выполняет домашние задания и учится на одни пятерки, но и тот, кто обладает душевной добротой, уважает мнение других людей, помогает ближним, умеет поддержать их в трудный момент. Главное правило настоящего ученика - быть честным, всегда говорить только правду, бороться за справедливость. Но ученик есть ученик, а значит, он может ошибаться. Тогда ему на помощь приходит учитель. Он помогает разобраться в себе и в жизни и стать настоящим человеком. Таким образом, отношения между учителем и учеником основываются на взаимопомощи и взаимопонимании. Без учителя нет ученика, так же, как и без ученика нет учителя (Мария К.).
-Десять лет... Я учился все это время в одном здании, в одном окружении, у одних учителей. Странно. Как я мог выдерживать столько однообразия! Я лежу на кровати в пустой комнате, полной ненужных вещей и предметов. За окном серый мир, все замерло, нет ни единого движения, кроме... бабочки, яркой и легкой. Вдруг я понял, что нет никакого однообразия. Жизнь бабочки коротка, даже мгновенна, настолько, что все вокруг нее статично, но сама она меняется. Так и я. Все эти десять лет менялся, развивался, совершенствовался я!.. А они, учителя, окружающие меня, направляли меня, от них я получил многое, начиная с элементарных знаний и заканчивая наукой познания людей. Я их ученик, и это хорошо (Денис Б.).
В заключение все вместе отвечаем на главный вопрос мастерской, и этот ответ становится итогом занятия: Учитель становится настоящим учителем, когда встречает своего настоящего ученика.
Вспомним, что обе героини сегодняшней мастерской: и Анна Васильевна, и Мария Никифоровна - меняют свой взгляд на жизнь после «встречи» со своими учениками, когда начинают понимать и любить их по-настоящему.
Индивидуальное, внутреннее осмысление затронутых проблем и будет рефлексией, вынесенной за пределы мастерской.
Ученики вывешивают на доску свои эссе, располагая их вокруг слова «учитель». Чем ближе они к центру, тем ближе стали после мастерской учитель и ученик. Пусть такие встречи учителя с учеником и ученика с учителем будут как можно чаще в жизни каждого из нас.