Физическое воспитание в малокомплектной сельской школе
Особенности работы. Среди сельских общеобразовательных школ около половины занимают малокомплектиые: начальные, восьмилетние, средние. Такие школы создаются в малонаселенных пунктах и там, где детей школьного возраста для комплектования классов с полной наполняемостью недостаточно. В малокомплектных начальных школах один учитель занимается одновременно со всеми младшими классами (однокомллектная школа) или два учителя ведут занятия с учащимися в двух классах, причем может быть и так, что одному из них поручается лишь один класс (чаще всего первый). В средних я восьмилетних малокомплектных школах уроки могут проводиться одним учителем с одним— четырьмя классами одновременно (зависит это от количества учеников в каждом классе).
При средней (или восьмилетней) школе работает кустовое методическое объединение учителей начальных классов, где решаются различные вопросы методики учебно-воспитательной работы в начальных классах, в том числе по физическому воспитанию. Учитель физического воспитания средней (восьмилетней) школы должен консультировать учителей малокомплектных начальных школ по методике классно-урочных занятий, проведению физкультурных мероприятий во внеучебное время.
Основную трудность в работе малокомплектной школы представляет одновременное ведение уроков в нескольких непараллельных классах (а значит, со школьниками различного возраста, физического развития и т. п.) по государственным программам для I—XI классов. Другая трудность состоит в том, что в большинстве малокомплектпых начальных школ отсутствуют спортивные залы. В таких случаях уроки проводятся в классных комнатах, коридорах пли на открытом воздухе. Проведение уроков на улице исходя из опыта многих школ очень благотворно влияет
на здоровье учащихся. В то же время создаются отдельные трудности в изучении некоторых видов упражнений.
Методика уроков физического воспитания. Специфической особенностью проведения уроков физического воспитания является их организационная сторона, в том числе учет естественных условий местности для уроков, проводимых на открытом воздухе.
Учебный материал разных классов располагается в уроке таким образом, чтобы при изучении его младшими школьниками более старшие могли оказывать им помощь. Когда же старшие дети изучают новый материал, младшие — повторяют ранее изученное. Для самостоятельных занятий целесообразно использовать карточки-задания, где упражнения не только описаны, но и графически изображены.
Уроки начинаются с обычного построения в одну шеренгу: на правом фланге — III или IV класс, далее — II класс, а на левом фланге — I класс. На уроках в 1-й четверти рапорт сдают дежурные — школьники III или IV классов, в середине и в конце учебного года—учащиеся II и I классов, но по несколько упрощенной форме.
При выполнении общервзвивающих упражнении и перестроениях первоклассники располагаются ближе к учителю. Это необходимо для улучшения управления классом. Стоящие за ними ученики II—IV классов следят за их выполнением упражнений, замечают ошибки, исправляют. Если по учебным программам общеразвивающие упражнения в I и II классах довольно однотипны, то в III и IV классах — более сложны: носят асимметричный характер, выполняются из более трудных исходных положений, со, значительной дозировкой.
Физическое воспитание во внеучебное время должно учитывать особенности сельского образа жизни (занятость детей по домашнему хозяйству, длптельные переходы к школе и домо* и т. п.). Например, функции гимнастики до занятий сужаются лишь до организационных, если детям приходится преодолевать большие расстояния от дома до школы.
Задачи и содержание кружковой (секционной) работы аналогичны тем, которые решаются в городских школах. Однако, учитывая сравнительно высокий уровень развития выносливости и низкий скоростно-силовых качеств у сельских детей, необходимо вносить соответствующие коррективы в содержание занятий. Кроме того, следует предусмотреть, что вечерние занятия сопряжены с возвращением детей домой в темное время суток, особенно зимой.
Исходя из школьных условий занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе. Руководить кружками (секциями) могут инструкторы-общественники ив старшеклассников или спортсмены местного коллектива физической культуры, родители, прошедшие необходимую подготовку под руководством учителя физического воспитания.