Опережающие время и отстающие от него
Более правильно было бы описывать эпохи через диаграмму наложенных друг на друга "колоколов Гаусса" и составления столбчатых диаграмм, подобно тому, как мы это делали, изучая психологию отдельного человека. Такая картина была бы более точной и подробной в отражении действительности.
В обществе в одно и тоже время присутствуют представители менталитетов "разных" эпох и взаимодействуют между собой. Доминирует одна, иногда две (в момент перехода), но реальный исторический процесс образуется из взаимодействия всей палитры. Эпоху определяет доминанта, а вот потенциал для развития - опережающие эпоху, отстающие же способны навязать реакцию и также существенно влияют на траекторию всего общественного движения. Недооценивать все это нельзя.
Поскольку в истории менталитеты зарождаются и вызревают постепенно в лонах старых, то всегда находится некоторое число людей, опережающих свою эпоху. Если эти люди сильно опережают свой век, их, как правило, не понимают, порой боятся или презирают. Если люди способны использовать свое необычное для эпохи мышление во благо себе или другим, совершить открытия и создать нечто совершенно невозможное - порой их воспринимают как святых, гениев и т.п., порой уже после смерти (иногда существенно "после"). Но все равно таким людям тяжело живется, и они чувствуют себя одинокими. Если же люди опережают время не так сильно, и уже нарастает та новая волна, которая вскоре перевернет доминанту в менталитете народа, то такие люди становятся знаменем для новых поколений. Их как раз понимают, понимают их авангардизм и чтут их за это. Таким легче, так как признание - есть энергетическая подпитка для большинства людей, способная "заряжать" и двигать вперед.
Вообще-то доминанта эпохи способна останавливать большинство на своей ступени или, вариант, возвращать назад к ней убежавших вперед. Вся структура общества "заточена" под этот менталитет. Экономика, политика, быт, господствующие идеологии поддерживают именно этот доминирующий менталитет. Поэтому среда играет активную роль в продвижении или не продвижении людей по "Лестнице Странников".
Поскольку различные народы и даже субкультуры развиваются не равномерно, то это верно и для отдельных групп людей, которые, сложившись в устойчивую среду со своей традицией жизни, способны подтягивать одних, но в то же время, вполне возможно, и замедлять движение других.
Это явление лежит в основе зацикливания некоторых лиц в рамках Ролевого Движения, о чем уже говорилось ранее, причем "зацикливание" в различных группах происходит на разных уровнях "лестницы", в зависимости от соответствующей среды, то есть группы игроков и соответствующей субкультуры. Не даром хронисты ролевого движения отметили, что некоторые этапы истории и существующие ныне круги соответствуют по менталитету феодальному вассалитету (команды вокруг местных "баронов"), эпохе Возрождения ("масочный карнавал одиночек"), реформации ("катарсисные игроки") и т.д.. В нормальном случае человек меняет эти позиции и среды. Но сама по себе среда стремится удерживать свой уровень (через традиции, принятую идеологию и нормы поведения, иногда через созданные институты прямого давления), и если человек не желает уходить, начинает тормозить и зацикливать.
Есть и круги, опережающие сегодняшнее "время теоретиков и парадоксалов", группы "синтеза", поэтому к понятию "зацикливание" надо относиться осторожно, хотя для внешней доминанты это смотрится именно так.
Впрочем, "Лестница Странников" не единственный фактор, определяющий соотношение и менталитет отдельных групп в рамках Ролевого Движения. Столь же существенным фактором является и приверженность ценностям исторической традиции и национального характера, связанной с географией и историей страны. Но об этом мы здесь распространяться не будем, отметив только, что рассмотрели все это исключительно в качестве примеров взаимодействия среды и личности, движущейся по "Лестнице Странников" вперед. Возможно, кому-то будут ближе совсем другие примеры.
Примерно такой же процент, как и опережающих время, в силу того же "колокола Гаусcа", будет количество людей, отстающих от эпохи. Им тоже не легко, и чем больше они отстают, тем сложнее и сложнее. Но зато именно им легче всего понять прошлое, и как историки и реконструкторы они могут играть очень существенную роль.
Культуры
До кучи добавим, что некоторые сторонники теории утверждают, что вместе с соответствиями "ступенек лестницы" историческим эпохам проглядываются и соответствия в типах существующих культур. Так первым двум ступеням соответствует современная массовая культура, мода и т.д.. Вторым двум ступеням соответствует классическая традиция, когда культурное произведение создается по принятым незыблемым канонам. Это классические произведения в культуре. Третьей паре соответствует модерн, андеграунд, абстракционизм - все то, что ломает и выворачивает по-новому. Ну, а культура четвертой пары только формируется. Пост-модерн - это уже что-то парадоксальное, но культура оформляется парами, и пока не появилось то, что задает синтез, до полного оформления новой культурной традиции еще далеко.
Все созданные когда-то в прошлом культуры существуют в обществе, вошли в ее "плоть" на соответствующем историческом этапе. Каждая эпоха в этом смысле обогатила человечество соответствующими культурными традициями. Причем когда общество входит в новую эпоху с новым менталитетом оно, как и полагается по теории, вынуждено двигаться в этом освоении от самых нижних ступеней к верхним. И тогда общество вновь переживает эпоху массовой культуры, потом нового осовремененного классицизма (классикой становятся уже новые типажи произведений), потом новый модернизм и т.д.. Соответственно общество странников будет регулярно "пользовать" все эти культурные традиции.
Не знаю. Я - не культуролог. Но вот есть еще и такая вариация теории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под конец отметим, что концепция "Лестницы Странников" плотно утвердилась в качестве теоретической базы в рамках определенных кругов педагогического и ролевого сообщества. Такой ее успех вызван прежде всего удобностью в практическом применении. Она оказалась удачным инструментом как для разработки отдельных игр, так и для характеристики определенных сторон поведения и деятельности подростков и юношества; как для работы с внутренними психологическими кризисами, так и для анализа различных социальных сред и "субкультурок" и определения их места в сегодняшнем обществе. Модель эта кажется нам еще не завершенной, но, тем не менее, вполне рабочей. Будет приятно, если читатель, познакомившись с "Лестницей Странников" продвинулся в осмыслении тех вопросов, которыми озадачен и он сам. Рады были помочь.
Счастливо.