Современные буржуазные педагогические теории
Педагогика экзистенциализма. Экзистенциализм (философия существования) — одно из наиболее распространенных течений буржуазной философии. Экзистенциализм широко распространен в Западной Германии, Франции, Италии, Австрии, Японии, США; он проник в современную буржуазную литературу, в искусство, кино, театр, педагогику. Сущность экзистенциализма — крайний индивидуализм. Экзистенциалистская проповедь необходимости проявления всегда и везде своей “экзистенции”, своего “я отвлекает молодежь от общественных интересов. Экзистенциализм противопоставляет человека и общество (коллектив). Человек якобы только тогда становится личностью, когда все решает сам, всегда в своих решениях он внутренне свободен, действует, только исходя из своих “экзистенциальных побуждений”.
Педагогика экзистенциализма, устрашая угрозой “поглощения личности коллективом, “растворения в нем, отражает безнадежные стремления буржуазии удержать молодежь вдали от общественного, особенно пролетарского движения. Она направлена против марксистских принципов воспитания, в коллективе, считает вечными отношения между людьми, свойственные буржуазному обществу. Пессимистическая по своему настроению, эта теория провозглашает неверие в творческие возможности воспитания. Экзистенциализм отрицает возможность совершенствования человека в условиях разумно организованной среды, и, таким образом, он отрицает необходимость самой борьбы за усовершенствование общественных отношений, за социализм.
Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу.
Индивидуалистическим целям служит и этика экзистенциализма, у которой нет объективных принципов и критериев и согласно которой человек может оперировать при оценке своих поступков только своими субъективными оценками.
Влияние фрейдизма на педагогику. Одним из широко распространенных идеалистических течений в современных капиталистических странах является фрейдизм, в основе которого лежит учение австрийского психиатра, невропатолога, психолога Зигмунда Фрейда о ведущей роли бессознательного и инстинктивного в психической деятельности и поведении человека. Фрейдизм возник в последней четверти XIX в. Начиная с XX в. он стал распространяться, оказывая влияние на психологию, социологию, медицину, этнографию; литературоведение и другие науки. В отличие от других стран в России фрейдизм не нашел соответствующей почвы: учения И. М. Сеченова, С. П. Боткина, И. П. Павлова о единстве организма и среды встали серьезным барьером на его пути.
Фрейд писал, что человек — существо биологическое. Эмоции, влечения, мышление и сознание, по Фрейду, определяются не социальной средой, а внутренними бессознательными импульсами, врожденными мотивациями. С этой позиции Фрейд указывал на обостряющиеся конфликты между личностью и социальной средой, на антигуманные отношения между людьми в буржуазном обществе, но эти кризисные явления объяснял не антигуманным характером капитализма, а действием врожденных инстинктов у людей.
Фрейдизм выступает против общественного воспитания. Рассматривая ребенка как биологическое существо, находящееся в конфликте со средой, подавляющей его инстинкты, Фрейд считал идеальной средой для воспитания семью. По его мнению, ребенок до 5—6 лет совершает весь свой путь развития: к этому возрасту его психика утрачивает свою пластичность, “затвердевает и не способна к каким-либо значительным дальнейшим изменениям. Это противоречит современной науке.
Порочным является и тезис фрейдистов о том, что будто бы бессознательные инстинкты, управляющие действиями ребенка вопреки существующим моральным нормам и соответствующим воспитательным воздействиям, обусловливают его эгоистическую психологию, аморальные мотивы поведения. Фрейдисты приписывают детям агрессивность, которую рассматривают как непреодолимое, органическое свойство личности.
Согласно фрейдизму, ребенок, как и взрослый, не несет ответственности за свои поступки, поскольку его действия определяются угнетенными и вытесненными из сознания инстинктами, отсюда следует вывод о полном отказе от воспитания у детей чувства ответственности. На самом же деле чувство ответственности есть украшение человека, связывающее его с обществом, начиная с ответственности в маленьких, детских делах и детской игре и кончая ответственностью каждого члена общества за сохранение мира на земле.
В теории Фрейда затронуты многие вопросы дошкольного детства, одним из них является проблема игры. Но и в игре Фрейд усматривал реализацию вытесненных желаний: ребенок в игре якобы разыгрывает и переживает то, чего не может осуществить в жизни...
За рубежом получила распространение так называемая игровая терапия, возникшая под влиянием фрейдизма. Суть ее в том, что игра рассматривается как форма воспроизведения ситуации, которая привела психику ребенка к травме; воспроизведение этой ситуации является якобы эффективным средством изживания этой травмы.
Некоторой заслугой Фрейда является привлечение им внимания к сложному внутреннему миру ребенка, и в частности к соотношению сознательного и бессознательного в его психике и ее проявлениях.
Но в целом фрейдизм противоречит подлинно научной марксистской точке зрения на закономерности развития человека, а также взглядам передовых ученых капиталистических стран.
Неотомизм в педагогике. Неотомизм является официальной философией католической церкви, возродившей взгляды средневекового католического богослова Фомы Аквинского (XIII в.). Неотомизм объявляет себя преодолевшим “односторонность материализма, но в действительности является идеалистическим учением.
Стремясь удержать под своим влиянием массы трудящихся, неотомисты подвергают критике различные стороны капиталистической действительности, “вскрывают классовый эгоизм буржуазии, ее “отступление от евангельских принципов”. Однако они не выступают против частнособственнической основы капиталистического строя, против его антинародной политики, а стремятся по возможности умерить его эксплуататорскую сущность.
Неотомисты развернули широкую деятельность в области воспитания, в капиталистических странах существуют неотомист-ские педагогические общества, проводятся исследования “по вопросам воспитания в духе христианства”, издаются пособия для учителей конфессиональных школ. Наиболее влиятельным теоретиком неотомистской педагогики является французский философ Ж. Маритен.
Неотомистская педагогика враждебна научному прогрессу, она ставит “божественное откровение выше науки., Ж. Маритен заявлял: “Мудрость, знающая вечное и творящая порядок и единство духа, выше науки или знаний частных причин”. Не-отомизм открыто выступает против научных знаний, считая, что “религиозность важнее знания дробей”.
Католическая церковь создает свои школы и дошкольные учреждения в разных странах, добивается для них государственных субсидий, введения в учебные планы преподавания религии. Но, считаясь с требованиями времени, дает детям и некоторый объем знаний, выступает за твердый учебный план, пропитывая его, однако, религиозным духом.
Педагогика неотомизма имеет своей прямой целью борьбу с марксистской антирелигиозной материалистической концепцией, против освободительного движения, активности и сознательности народных масс, добивающихся лучшей жизни на земле путем освобождения человечества от всяких форм эксплуатации и угнетения, за полное равенство всех людей.
Все современные буржуазные педагогические теории имеют единые классовые цели, для всех характерен индивидуализм, умаление в той или иной степени роли научных знаний в развитии подрастающего поколения, стремление отвлечь молодежь от активного участия в решении социальных проблем, лицемерные заявления о вреде политики в воспитании и школе.
Конфессиональные школы (от лат. confessio — исповедание)— учебные заведения, находящиеся на содержании церкви и под ее контролем.
Глава 10