Изучение контролирующей и оценочной деятельности учителя
Цель задания: развитие умения анализировать контролирующую и оценочную деятельность педагога, расширение представлений об эффективных приемах контроля и оценки деятельности учащихся.
Педагогический контроль является важной частью учебного процесса. Обычно под ним понимается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и в учебном процессе. Основной дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Итоги педагогического контроля являются основой для оценки успеваемости учащихся.
Любая оценка включает в себя квалификацию степени развития определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий и результатов деятельности. Педагогическая оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной образовательной программы. Необходимо различать понятия «оценка» и «отметка». Оценка, в первую очередь, – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением. Выставленная отметка должна сопровождаться обоснованием, данным в виде развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл отметки. Данное обоснование предполагает сравнение достижений ученика с четкими образовательными критериями.
Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – это одно из действенных средств развития учебной деятельности, стимуляции положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у учащихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим достижениям. Важно оценивать нынешний уровень достижений ученика в сравнении с его собственным прошлым уровнем, а не с достижениями других одноклассников.
Содержание задания.Во время взаимопосещений уроков практикантами на 2–3 занятиях понаблюдайте, как учитель контролирует и оценивает деятельность учащихся. В ходе наблюдения зафиксируйте обращения педагога к ученикам, интонацию, мимику, позы, действия, движения, жесты и ответные реакции учащихся. В протоколе фамилии учеников и педагогов не указывать.
Форма протокола
Протокол №__
Дата__________________________________
Класс_________________________________
Предмет_______________________________
Время (часы, минуты) | Активность педагога | Активность учеников |
Схема анализа:
· Формы контроля знаний учащихся, используемые учителем (устный или письменный фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, комментирование упражнения и др.).
· К кому из учеников учитель обращается во время устного опроса? Способы обращения: вызов ученика для ответа, добровольный ответ ученика.
· Формулировки вопросов учителя. Какие вопросы и сколько остались без четкого исчерпывающего ответа? Имели ли место наводящие и разъясняющие вопросы?
· В каком тоне учитель задает вопросы? Какие эмоции испытывают отвечающие ученики: страх, смущение, уверенность и др.
· Какие отметки и кому из учеников поставлены? Как учитель их аргументирует? Как реагируют на это ученики (соглашаются, возражают)? Как ведет себя учитель в случае возражения?
· Какие вербальные и невербальные положительные оценки выражает учитель? Сколько таких оценок в течение урока получает каждый ученик? Обращается ли учитель с положительной оценкой ко всему классу в целом?
· Какие вербальные и невербальные отрицательные оценки выражает учитель? Сколько таких оценок в течение урока получает каждый ученик? Обращается ли учитель с отрицательной оценкой ко всему классу в целом?
На основе анализа делается вывод о том, какие приемы контроля и оценки деятельности учащихся являются эффективными.