Таким образом, все принципы обучения взаимосвязаны. Поэтому нельзя опираться на один принцип, они обеспечивают подход к развитию дошкольника в процессе обучения

Модели обучения: при авторитарном стиле взаимодействия педагога и детей складывается учебно – дисциплинарная модель, при доминировании демократического стиля – личностно – ориентированная модель (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. петровский). Эти модели обучения отличаются целями, содержанием и методами. Существуют и такие модели обучения: свободная модель, формирующая, активизирующая, развивающая, гуманистическая как синтез эффективных сторон всех перечисленных моделей.

Типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает постановку дидактической задачи, наличие образца способов выполнения задания, достижение результата.

Проблемное обучение заключается в создании проблемной ситуации, разрешить которую дети могут в диалоге друг с другом и педагогом. Роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности и творчества детей исследовали И.Я. Лернер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова.

Суть опосредованного обучения, заключается в том, чтобы научить ребенка использовать разные средства для познания окружающего мира, стать в позицию обучающего других и самообучаться. Девиз опосредованного обучения «Научился сам – научи другого».

Умственное развитие ребенка обеспечивается систематическим и целенаправленным обучением. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме развивающего обучения, которое ориентируется на потенциальные возможности ребенка и их реализацию. Существует ряд теорий умственного развития: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); развитие теоретического (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), нестандартного творческого (С. Альтшуллер, Б. Крылов) мышления; организация обучения на повышенном уровне трудности (Л.В. Занков); формирования познавательных интересов (Н.В. Морозова, Л.И. Божович); проблемно – поискового обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкн, И.Я. Лернер); развитие детского творчества и экспериментирования (Н.Н. Поддъяков).

При организации развивающего обучения педагог должен ориентироваться на зону ближайшего развития.По Л. С. Выготскому ребенок имеет две зоны развития. Первая – зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вторая – зона ближайшего развития – определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно и, следовательно, перейдет на уровень актуального развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития…» (Л.С. Выготский). Концепция развивающего обучения,разработанная отечественными учеными (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер), широко реализуется в работе ОУ.

Методы обучения. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация в основу, которой положены основные формы мышления (наглядно – действенное и наглядно – образное), определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения.

Главными методами обучения дошкольников построенных на основе выделения источника знаний, являются:

1. словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы, беседа);

2. наглядные (наблюдения, образец, рассматривание картин, слайдов);

3. практические (упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование, труд);

4. игровые методы (дидактические игры, игры – упражнения, игры – занятия, автодидактические игрушки).

Проблема методов обучения – одна из важнейших в дошкольной педагогике.От правильного ее решения зависит эффективность обучения. Особенно трудной эта проблема представляется молодым воспитателям. В поиске новых методов обучения помогают педагоги – новаторы.

Педагоги – новаторы – стали известны в 80 –е гг., в это время получило большое распространение педагогика сотрудничества. (Шаталов – в математике, А. С. Макаренко – в современных условиях).

Методы обучения- способы совместной деятельности воспитателя и дошкольников, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения имеют две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внешняя сторона - последовательное действие воспитателя и адекватное действие дошкольника. Данная сторона доступна наблюдению, допущенные ошибки можно исправить.

Внутренняя сторона - выражает внутреннее состояние ребенка, степень усвоения предлагаемого материала. Ребенок мыслит по-своему, хотя стремится рассуждать как воспитатель. Даная сторона метода не доступна для наблюдения, исправить ошибки в усвоении предлагаемого материала очень сложно, т. к. скрыты и внешне слабо проявляются.

Ценность метода: Не важно, как объясняет воспитатель, важно, как понял ребенок.

Развитие методов обучения продолжается и это связано с изменением позиции ребенка в познавательном процессе.

Наши рекомендации