Раздел 2. Коммуникативные качества речи

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По учебной дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Выполнил(-а):

студент (-ка) группы_______

_________________________

Проверила:

преподаватель: Сяглова М.В.

2016 г.

Сяглова М.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» (для всех специальностей). – Омск: БПОУ «ОРМК», 2016. – 29 с.

Данная рабочая тетрадь предназначена для студентов всех специальностей, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования по заочной форме обучения и изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи». Рабочая тетрадь может использоваться преподавателями при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Рабочая тетрадь включает краткий теоретический материал по основным разделам дисциплины и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.

Содержание практических заданий, представленных в рабочей тетради, способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО.

Рецензенты: Шестопалова И.В., преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории БПОУ ОО «ОКОТСиТ»

Бурцева Л.П., к.п.н., доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..4

Раздел 1 Язык и речь ………………………………………………………………....…...5

Раздел 2 Коммуникативные качества речи…………………………………………....…6

Раздел 3 Фонетика……………………………………………………………………........9

Раздел 4 Лексикология и фразеология…………………………………………………...11

Раздел 5 Словообразование. Морфология…………………………………………….....15

Раздел 6 Синтаксические связи………………………………………………………...…21

Раздел 7 Орфография и пунктуация……………………………………………………...24

Раздел 8 Текст. Функциональные стили речи……………………………………….…..26

Список литературы………………………………………………………………........…..30

Введение

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» включена в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин обязательной части ОПОП ФГОС. Содержание данной дисциплины способствует формированию и развитию у студентов общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешной трудовой деятельности и соответствующих социальному заказу работодателей.

Для работников торговли и сферы услуг, чья деятельность напрямую связана с речевой коммуникацией, общением с потребителями, поставщиками продукции и другим персоналом, речевая культура – немаловажный показатель профессионализма и успеха. От того насколько речь специалиста будет правильной, точной, лексически богатой и синтаксически разнообразной зависят его конкурентоспособность и возможность карьерного роста. Недостаточная речевая культура значительно снижает рейтинг делового человека, вредит его репутации.

Кроме того, культура речи, любовь к родному слову свидетельствует о духовной культуре человека, уровне его общего развития, как личности, степени приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества.

Поэтому, цель данной рабочей тетради – формирование у студентов языковой, речевой и коммуникативной компетенции.

Логика изложения содержания дисциплины в рабочей тетради предполагает формирование у студентов исследовательского типа мышления и способствует развитию навыка грамотного оформления своих мыслей, с соблюдением общепринятых литературных норм в использовании лексических, фонетических, морфологических, синтаксических и стилистических средств языка. Настоящее пособие издано в виде рабочей тетради, что позволяет выполнять предлагаемые задания на его страницах.

Раздел 1. Язык и речь

Сократ когда-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Именно «увидел», а не «услышал». Почему он именно так сказал? Попробуем разобраться. Первое впечатление о человеке мы получаем по его внешнему виду, но это не может стать окончательным мнением о нем. Ведь только пообщавшись с ним, мы понимаем, что это за человек, о чем он думает, к чему стремится, о чем говорит, как строит высказывание, какие слова употребляет. Недаром говорят в народе: «По одежке встречают – по уму провожают». А как мы определим, умен ли человек? Только пообщавшись с ним. Следовательно, речь человека – это показатель его интеллекта.

В чем же заключается разница между понятиями «язык» и «речь». Язык - это средство общения, а речь - результат использования языковых средств. Речь может быть как устная, так и письменная.

Единицами языка на разных языковых уровнях являются: фонема (на фонетическом уровне), слово (на лексическом уровне), предложение и словосочетание (на синтаксическом уровне).

Единица речи - высказывание, образующееся в процессе общения. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.

Функции языка:

1. Функция сообщения (передача знаний от поколения к поколению);

2. Коммуникативная функция (на уровне общения в коммуникативном акте);

3. Эмотивная функция (передача в процессе речи своих чувств и эмоций);

4. Функция формирования и выражения мысли.

Литературный язык - это исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Существуют также такие формы языка, как территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны.

Культура речи предполагает:

1. Правильность речи (соблюдение норм литературного языка: акцентологических, орфоэпических, словоупотребительных, грамматических);

2. Коммуникативный аспект (навыки отбора и употребления речевых средств в соответствии с коммуникативными задачами);

3. Этический аспект (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях) /речевой этикет/.

Задание 1

Проанализируйте содержание высказываний о языке.

Раздел 2. Коммуникативные качества речи - student2.ru

Язык - это история народ. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью. (Александр Иванович Куприн)

____________________________________________________

Раздел 2. Коммуникативные качества речи - student2.ru

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. (Иван Сергеевич Тургенев)

________________________________________________________________________

Раздел 2. Коммуникативные качества речи - student2.ru

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (Проспер Мериме)

____________________________________________________

Задание 2

Найдите и запишите 2-3 пословицы или поговорки о русском языке. Объясните их смысл.

__________________________________________________________________

Раздел 2. Коммуникативные качества речи

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство.

Культура речи - совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся:

· точность,

· понятность,

· чистота речи,

· богатство,

· логичность,

· выразительность,

· правильность.

Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой (орфографической), лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи.

Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.

Богатство речи - набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами. Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста.

Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Выразительность речи достигается использованием художественных приемов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.

Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Чистота речи достигается на основе знания человеком стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков (значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа).

Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом. Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста.

Ясность (понятность) речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания.

Задание 1

Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены.

1) Среди собравшихся превалировали представителя молодежи.

2) Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

3) Идентичное решение было принято студентами второй группы.

4) В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

5) Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить.

_____________________________________________________

Задание 2

Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме кодифицированной речи, а какие – разговорной речи (подпишите над словами).

Браслет – браслетка, редис – редиска, картофель – картошка, волчица – волчиха, задача – задачка, туфля – туфель, токари – токаря, цехи – цеха, рельса – рельс, столовая – столовка.

Задание 3

Перечислите языковые средства, создающие логичность речи. Приведите примеры.

_____________________________________________________

Задание 4

Найдите в тексте речевые ошибки, объясните их. Запишите рядом правильный ответ.

1. Многие писатели и поэты обращали свое внимание на эту проблему.  
2. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героев.  
3. Но хватит теребить старые раны!  
4. Он испытывал неимоверные муки творчества.  
5. Для него целью жизни становится прожить последние минуты жизни.  
6. Чистолюбивый Андрей Болконский.  
7. Глядя на это небо, мысли Андрея перевернулись.  
8. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта.  

Задание 5

Какую информацию можно найти в данных словарях русского языка.

Орфографический    
Орфоэпический    
Толковый    
Фразеологический    
Словарь иностранных слов    
Этимологический    
Словарь паронимов    
Словарь синонимов    
Словарь антонимов    
Словарь омонимов    

Раздел 3. Фонетика

Задание 1

Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в данных словах. При этом помните, что встречающаяся в словарях помета доп. (допускается) обозначает не литературную норму, а допустимое употребление на разговорном уровне.

Договор, каталог, ракурс, ободрить, валовый, арахис, ломота, красивее, знамение, щавелевый, пиццерия, банты, квартал, средства, маркетинг, обеспечение, эксперт, жалюзи, ходатайство, оптовый, начать, творог, осведомиться, средства, кухонный, кулинария, облегчить, предложить, углубить, позвонишь, нефтепровод, мусоропровод, мизерный, тефтели, плесневеть, ирис, искристый, инструмент, тостовый, тотчас, поняла, документ.

Задание 2

Распределите слова в 3 столбика: твердое, мягкое, вариативное произношение.

Академия, антитеза, бассейн, тенор, тембр, Одесса, капелла, патент, пресса, майонез, ателье,, фанера, террор, фланель, декада, астероид, термин, тенденция, шинель компьютер, пионер, пресс-конференция, демагог, детектив, демон диспансер, крем, индекс, кофе, интервью, музей, интерьер, отель, патетика, рейтинг, свитер, тема, спринтер, темп, тезис, теннис, тест, тире, фонетика, шоссе, экстерн.

Твердое произношение [э] Мягкое произношение [е] Вариативное произношение [э] -[е]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 3

Выполните тестовые задания:

1.Отметьте номера слов, где буква «е» после согласного произносится твёрдо:

  1. феномен
  2. партер
  3. пресса
  4. интерьер
  5. крем

2.Отметьте номера слов, в которых сочетание [чн] должно произноситься как [шн]

  1. сердечный (приступ)
  2. нарочно
  3. девичник
  4. Кузьминична
  5. оттеночный

3.Отметьте номера слов, где нужно вставить гласную «ё»

  1. аф...ра
  2. ист...кший кровью
  3. бл...клый
  4. изр...кший
  5. копь...

4. В каком ряду во всех словах есть звук [д'] ?

1. свадьба, подъезд, дом

3. сладко, делегат, лошадь

2. сядь, дикий, доклад

4. дистанция, молотьба, академия

5. В каком слове все согласные твердые?

1. цинк

3. твой

2. начало

4. въезд

Задание 4

Подчеркните правильный вариант.

Асфальт – асвальт, юрисконсульт – юристконсульт, табурет – тубарет, констатировать – константировать, дикобраз – дикообраз, подчерк – почерк, прецедент – прецендент, подскользнуться – поскользнуться, светопредставление – светопреставление, явства – яства, интриган – интригант, грейфрукт – грейпфрут, почтампт – почтамт, конфорка – комфорка, трамвай – транвай, пелерина – перелина, скурпулезный – скрупулезный, флюрография – флюорография.

Задание 5

Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Бронировать, отзыв, атлас, ирис, кирка, ледник, характерный, орган.

_____________________________________________________

Задание 6

Замените числа словами:

1. Из (528) _____________________________________________ студентов справились с задачей чуть больше (370)______________________________________________________.

2. Я вернусь домой с (985) ______________________________________________________

__________________________________________________________ ___________рублями.

3. Корм дали (296) _____________________________________________________коровам.

В киоск пришла машина с 344 _____________________________________
__________________________________________________________ книгами.

4. Документов не оказалось у (795) __________________________________________

___________________посетителей

5. Я общаюсь через Интернет с (967) _____________________________________________

___________________________ адресатами.

Мы встретимся в (2017) ____________________________________________________ году.

Наши рекомендации