Ведение журнала учета ПО, нарядов и дневников
Журнал является основным документом учета производственного обучения учащихся. Журнал ведется мастерами, проводившими ПО в учебной группе. Журнал имеет шесть форм. Форма N»' 1 содержит сведения об учащихся группы. Ее заполняет мастер, закрепленный за данной группой в соответствии с поименной книгой, личными делами и приказами о зачислении учащихся. По форме № 2 ведется учет ПО в учебно-производственных мастерских. По форме № 3 — учет инструктажей по безопасности труда учащихся. По форме № 4 — мастером ежедневный учет посещаемости учащимися производственного обучения и практики на предприятиях. По форме № 5 — учет выполнения учебных планов и программ учащимися в период практики на предприятиях. По форме № 6 отражаются итоги ПО за 1, 2 полугодия и учебный год каждого курса обучения. Здесь же записываются результаты проверочных квалификационных работ. Записи по контролю за ведением журнала осуществляются руководством училища. Записи в журнале ведутся четко, аккуратно, чернилами одного цвета. Журнал хранится в течение 5 лет после выпуска учащихся.
Наряды на выполнение учебно-производственных работ выдаются учащимся. В нарядах, которые заполняются на каждую порученную учащемуся учебно-производственную работу, указывается объем и содержание этой работы, стоимость и нормы времени на ее выполнение (или нормы выработки). После окончания работы в наряде делается отметка о результатах ее приемки и записывается фактически затраченное время (или выработка). На основе нарядов выясняется степень выполнения учащимися установленных форм, и данные об этом заполняются мастером в соответствующие разделы журнала.
Дневники ведутся учащимися в период производственной практики. Каждый учащийся ежедневно записывает в дневнике какие работы он выполнил, сколько времени затратил на каждую из них. Эти данные заверяются бригадиром предприятия, который оценивает также качество работы учащегося. Дневники учащегося регулярно проверяет мастер ПО, который таким образом получает сведения о загрузке учащихся работами, качестве выполнения ими производственных заданий, необходимые данные для составления плана своей инструктивной работы, а также узнает о тех трудностях, которые имели место в работе учащихся.
Ведение дневников имеет особенно большое значение при обучении металлургов и аппаратиков химического производства. Ведение дневников учащимися весьма полезно с учебно-воспитательной точки зрения. Фиксация наблюдений помогает учащимся лучше организовать свое наблюдение, они приучаются к самоконтролю и учету работы. Записи способствуют лучшему запоминанию процессов. Мастер постоянно следит за правильным заполнением учащимися дневников.
8. Отчетностьмастера ПО о показателях работы учебной группы
Мастер по окончании работы учебной группы за квартал представляет отчет о проведении производственной практики. Определенная форма –схема для отчета мастера не установлена, она определяется местным органом народного образования. Однако каждый отчет должен содержать следующие показатели:
1) количество учащихся на начало квартала, на конец квартала. Фамилии выбывших учащихся и причины их выбытия;
2) выполнение учебного плана по ПО: выделено учебных часов; дано часов; выполнение учебного плана в процентах;
3) выполнение учебной программы ПО. Отработка учебных тем по группе и каждому учащемуся;
4) применение на уроках ПО высокопроизводительного инструмента, приспособлений, передовых методов труда;
5) соблюдение ПТБ и промсанитарии (указать имевшее место нарушения);
6) выполнение плана производственной деятельности в процентах и рублях;
7) успеваемость группы в процентах, неуспевающие учащиеся;
8) процент посещаемости уроков. Количество пропущенных часов на всю группу, из них по уважительным и неуважительным причинам;
9) выполнение плана воспитательной работы (проведенные экскурсии, вечера, диспуты, собрания, турпоходы и т.п.);
10) количество учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях;
11) личная активность мастера (методическая работа, самообразование и т.п.).
Тема II. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ЗАНЯТИЯМ