Упражнение: «Побегаем» нем. н. м. с листочками.
Дети выполняют движения в построении друг за другом, по кругу.
М.р: Первая остановка «Солнечная»
Скажите ребята: Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно).
Какое солнце было летом? (грело сильно, яркое)
Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)
Я предлагаю вам придумать определение к слову «Солнце» яркое, теплое, искристое, лучистое, светлое. Вот такими же словами можно и определить характер музыки, которую мы будем слушать.
Слушание: «Полянка» р. н. м.
Прослушивание музыки, пояснения, характер веселый, радостный, светлый. На 1ю часть танцует, в руках у воспитателя одна игрушка, на 2ю – другая.
М.р: А сейчас я вам загадаю загадку и мы узнаем какая следующая остановка:
Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки.
С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал
Побродил на крыше вволю, и ушел по лужам в поле
(дождь)
Вторая остановка «Дождливая»
Скажите ребята: Какой бывает дождь? Какой дождь бывает летом?
Какой дождь бывает зимой? А какой дождь бывает осенью?
Обобщение: Дождь бывает разный. Летом идут веселые, слепые, грибные дожди. Осенью, моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег. Но и летний и осенний дождь нам нужен. Послушайте стихотворение о дожде, и определите, какой это дождь осенний или летний:
1.«Если нету настроенья, если улица промокла,
Дождь размазывает слёзы по асфальту и по стёклам,
Если дети на прогулку не высовывают носа,
Это значит – потеряла разноцветный зонтик … (Осень).
2. «Шустрый дождь на длинных ножках пробежался по дорожке
Он ладони вымыл листьям, птицам перышки почистил,
И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу, и в испуге отскочил».
(о летнем дожде)
Пение «Дождик» укр. н. м.
Обратить внимание на одновременное начало пения, после вступления. Показ пения нон - легато. По музыкальному вступлению узнают песню, называют, поют мелодию на слоги «кап-кап».
Игра на музыкальных инструментах «Дождь»
Дети показывают капельки дождя, ударяя молоточком по одной пластинке металлофона.
М.р: Вот мы подъехали к 3 остановке
Третья остановка «Лиственная»
Посмотрите, ребята! Как много листьев. Скажите, пожалуйста.
Почему листья желтеют? Почему листья облетают?
Что будет, если листья не пожелтеют и не отпадут на зиму? (Замерзнет дерево и замерзнет земля) Как называется явление, когда падают листья? (ответы детей)
Стихотворение «Почему деревья осенью сбрасывают листья?»
«Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!» В.Орлов
Пение «Осень» Кишко
Выразительно исполнять знакомую песню.
М.р:Осень подарила детям листопад.Последняя остановка «Осенняя»
С чего начинается осень? Как изменяется долгота дня? Что происходит с птицами, когда исчезают все насекомые? Что происходит с животными (одни животные меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку)
Сейчас мы споем песенку про зверька, который торопится поменять свою шубку. Кто это? (Ответ)
Пение «Зайка» Карасевой
М.р: Давайте, ребятки, на осенней полянке поиграем в жмурки с зайчиком.
Игра «Жмурки» Флотова
Напоминания по мере необходимости, по ходу игры.
У воспитателя в руках игрушка зайчика с завязанными глазами.
Воспитатель: Вы молодцы, постарались ответить на все вопросы. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в природу? (Ответ)
М.р: А мне понравилось, что вы все были активны, много знаете об осени. Наше путешествие подошло к концу. Вы, молодцы, Спасибо!
Дети прощаются с м.р., выходят из зала под туже музыку, что и вошли.
Занятие № 10
«Приключения в осеннем лесу»
(художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программные задачи:
- Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, наблюдательность.
- Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом.
- Закреплять навык передавать в движении характер музыки. Упражнять в легком ритмичном беге.
- Различать музыку веселого, танцевального характера, отмечать движением каждую часть плясовой.
- Правильно передавать мелодию песни.
- Выразительно исполнять песню игривого, веселого характера.
- Различать звуки по высоте.
- Менять характер и направление движения в соответствии с изменением характера музыки в 2хчастном произведении.
Содержание занятия:
- Упражнение «Прогулка» Раухвергера, «Побегаем» нем. н. м, «Подуем на листочки»
- «Танец с листочками» (по показу)
- Видео презентация «Лесные звери»
- Пение «Зайка» Карасевой, «Дождик» укр. н. м.
- Слушание: «Полянка» р. н. м.
- Музыкально-дидактическая игра: «Угадай»
- Игра «Жмурка» Флотова
Материал: мультимедийное оборудование, куклы зайчик, ежик, ширма, осенние листочки.
Ход занятия:
На полу лежит много разноцветных листочков.
Под знакомую песню об осени дети заходят в зал. Приветствие.
М.р.: Ребята, сегодня нас пригласили на осеннюю полянку лесные жители.
В лес осенний, на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти
Друг за другом становитесь крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам по лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем мы листочки соберем?
Упражнение «Прогулка» Раухвергера, «Побегаем» нем. н. м. Дети идут друг за другом спокойным шагом, сразу же начинать исполнять музыку для бега, отметить реакцию детей, напоминания движений по мере необходимости.
М.р:Вот мы и пришли с вами в осенний лес. Очень красиво осенью в лесу. На земле ковёр из листьев. Какого они цвета? (Ответы детей) Давайте соберем букет из осенних листьев (дети поднимают листочки). Закружил ветер осенние листочки, полетели они с деревьев легко, плавно.
Подуйте на листочки, посмотрим, как они полетят.
Упражнение на дыхание «Подуем на листочки»
Дети дуют на листочки. Педагог следит, чтобы дети держали ладошки на уровне рта, не раздували щеки, не поднимали плечи.
М.р: Давайте пройдёмся по лесу. (Дети шагают под звучание шелеста листвы) Слышите, как под ножками шуршат осенние сухие листья? Возьмите листочки и давайте с ними потанцуем!
«Танец с листочками»(по показу)
1.В садике нашем ребята гуляют,
Листики жёлтые там собирают. (Дети свободно гуляют по залу)
Припев: Вот какие листики, кружатся, летят, (пружинка)
Вот какие листики у ребят! (кружатся)
2. Много желтых листиков у ребят,
Отнесем мы листики в детский сад.
(качают листочками над головой, по окончании музыки складывают листочки в корзинку, садятся)
М.р: В лесу живет много зверей, давайте посмотрим.
Видео презентация «ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ»
М.р: Посмотрите, кто это у нас тут под кустиком? Зайка.
На ширме появляется зайчик.
Зайчик: (куклой управляет воспитатель) Здравствуйте ребята!
М.р: Зайчик, почему ты дрожишь?
Зайчик: Мне холодно, ветер дует и воет «у-у-у». (запись звучаниия ветра). М.р: Вот как воет ветер. Давайте и мы споем песенку ветра - сначала тихо, а потом громче, еще громче. (следить чтобы дети вытягивали губы трубочкой)
М.р: Заинька, а хочешь, наши ребятки про тебя песенку споют?
Зайчик: Очень хочу!
Пение «Зайка» Карасевой
Первые 2 фразы поют задорно и несколько отрывисто, (зайка скачет), а последующие более протяжно, певуче, (зайка слушает, как дети приглашают его в хоровод).
М.р: Заинька, как красиво на осенней полянке. Послушай замечательную музыку, она называется… (Дети называют пьесу, прослушав фрагмент музыкального произведения)