Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России
Проводимая в настоящее время в нашей стране политика равных прав и возможностей — это положительный результат развития всего общества, науки и культуры. Пренебрежение, предрассудки и страх — это те социальные факторы, которые на протяжении многих лет вели к изоляции лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сниженной интеллектуальной деятельностью осуществляется в специализированных домах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития (до 1992 г. — Министерство социального обеспечения), которое сегодня, к сожалению, не охватывает всех нуждающихся, не учитывает их потенциальных возможностей развития. Во многих городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и др. — открыты реабилитационные центры, которые пытаются оказывать помощь родителям, имеющим таких детей, в вопросах воспитания и обучения. Во многом эта ситуация явилась отражением социально-экономической политики и общих условий жизни.
Воспитание и обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью очень специфично и основывается на ряде ведущих принципов. Помимо общепринятых принципов организации процессов воспитания и обучения необходимо выделить и глубоко специальные принципы:
- социальной направленности воспитания и обучения;
- практической направленности;
- деятельностного подхода;
- эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.
Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории — социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.
Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы.
1. Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения.
2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда, поскольку лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятельной жизни.
3. Воспитание, формирование правильного поведения в социуме.
Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, направленный на их развитие, социальную адаптацию, необходим для того, чтобы они смогли занять определенное место в окружающей жизни.
Согласно существующей инструкции Министерства здравоохранения и социального развития, в дома-интернаты системы социального обеспечения «направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, а также в степени дебильность и при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата».
По данным Федерального центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), в 1992 г. в учреждения данного типа медико-педагогическими комиссиями были направлены дети из семей и домов ребенка. В этом же году из семей поступило более 50 % всех детей, из них в возрасте от четырех до восьми лет — 37,7 %.
Сегодня можно отметить положительную тенденцию к росту количества семей, которые хотели бы воспитывать такого ребенка дома, без изоляции его от окружающего мира. Но современное состояние обучения и воспитания детей-дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью практически исключает такую возможность.
В то же время Министерство социальной защиты и труда разрабатывает широкую программу содействия лицам с выраженной глубокой интеллектуальной недостаточностью и их семьям. Вся работа данных учреждений направлена на максимальную социальную адаптацию и реабилитацию таких лиц. Многие исследователи отмечают, что эти люди с удовольствием трудятся, труд становится для них необходимой потребностью, как для любого человека. Занимаясь простейшими видами труда, обучаясь элементарным трудовым и школьным навыкам, лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями оказываются способными приобщиться к окружающей жизни (А.В.Бабушкина, А.Р.Маллер, Н.В.Погосов, Я. Г. Юдилевич).
В 1962 г. Министерство социального обеспечения РСФСР рекомендовало к использованию в специальных учреждениях методического письма о воспитательной работе с глубоко умственно отсталыми детьми в возрасте от четырех до десяти лет (автор А. А. Ватажина). Этот документ явился основным руководством по организации практической работы домов-интернатов с детьми-имбецилами. Однако практика работы по данной методике показала ее недостаточность.
В 1971 г. в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР было разработано «Методическое пособие по воспитанию и обучению детей в возрасте от четырех до десяти лет с глубокой умственной отсталостью». Оно впервые включило клинико-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста данной категории, раскрыло принципы комплектования дошкольных групп, рассмотрело особенности воспитательной работы и методику организации жизни этих детей в специальном учреждении.
Исходя из основной цели — компенсации психофизических дефектов и подготовки к трудовому обучению и школьному образованию — в методической разработке определены основные воспитательные задачи, заложена основа для программного обучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Были определены следующие обучающие задачи: расширение познания окружающего мира, развитие речи ребенка, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, привитие навыков личной и коллективной организованности, физическая закалка организма детей. Эти задачи могут осуществляться в процессе воспитательной работы, в ходе повседневной жизни и путем организации специальных занятий с детьми. В качестве одного из наиболее важных видов занятий определено рисование. Основные направления, содержащиеся в этом методическом пособии, были даны бегло, отрывочно, без учета необходимости развития, формирования деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Это методическое пособие явилось одним из первых в ряду программ коррекционного обучения и воспитания тяжело умственно отсталых детей дошкольного возраста, в его основу был положен деятельностный подход. Оно определило организационную структуру работы учреждений: продолжительность учебного дня, общие рамки занятия, наполняемость учебных групп, тематическое содержание обучающих занятий.
В то же время программа не была связана с программой для специального школьного обучения, поэтому работа по этой программе не позволила целенаправленно готовить детей к школьному и трудовому обучению и воспитанию.
В связи с тем что детские дома-интернаты системы социального обеспечения с 1981 г. работают по «Программе обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста», возникла необходимость совершенствования дошкольной подготовки.
Министерство социальной защиты в 1993 г. рекомендовало использовать «Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста» (Н.Ф.Дементьева, Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, А.А.Еремина, Г. В.Цикото).
Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В ней сформулированы условия, основное содержание и применяемые методы — все то, что определяет коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.
В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план как дошкольного, так и школьного воспитания. На основе данной программы можно осуществлять развитие и коррекцию всех психических функций детей дошкольного этапа развития, планомерно и систематически готовить детей к школьному обучению.
В настоящий момент все большее распространение получают индивидуальные реабилитационные программы, построенные в системе «Шаг за шагом» (Step by step). В основе таких программ лежит метод модификации поведения. Данный подход позволяет быстро и эффективно обучать ребенка необходимым объемам навыков, знаний, умений. В таких программах, как правило, раскрывается каждый конкретный навык, который должен быть сформирован у ребенка.
Комплексное и систематическое взаимодействие специалистов, родителей позволяет добиться значительных результатов в создании благоприятных условий для того, чтобы ребенок делал это с той скоростью и теми шагами, на которые он способен. Работая по индивидуальной реабилитационной программе, родители, специалисты определяют посильный для ребенка круг образовательных задач.
К сожалению, межведомственная разобщенность (вопросами обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями занимаются Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования) мешает детям и родителям выбрать адекватную индивидуальную программу развития. Так, в соответствии с «Положением о комплектовании специальных школ» от 2001 г. в специальное (коррекционное) учреждение не могут быть приняты дети для обучения с диагнозом «олигофрения в степени имбецильности». Хотя мировая практика, опыт ведущих коррекционных педагогов показывают широкие адаптивные возможности таких детей, особенно при целенаправленном коррекционном воздействии.
В рамках экспериментальной площадки Министерством просвещения были открыты две школы для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Программа охватывает основные учебные разделы общеобразовательного цикла, а также выделяет специальные разделы — ознакомление с окружающим миром, социально-бытовая ориентировка, ремесло, обучение игре и др., что позволяет коррекционным педагогам подготовить детей к будущей жизни.
Этот опыт показал хорошие результаты и способность к обучению у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, но, к сожалению, дальнейшего распространения он не получил. В настоящий момент рассматривается вопрос об организации интегративных вариантов обучения детей данной категории в массовых школах, а также в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Для решения вопросов профессиональной подготовки и обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями требуется объединение усилий практических, научных и государственных работников.
В настоящий момент лица этой категории нарушений могут обучаться по очень узкому кругу специальностей: картонажно-переплетное дело, швейное дело, несколько сельскохозяйственных специальностей.
Таким образом, в нашей стране есть различные возможности помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушениями. Однако работа по обучению, воспитанию, социальной адаптации детей этой категории требует дальнейшего расширения и продолжения.
Вопросы и задания
1. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Каковы особенности развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?
3. Каков прогноз развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?
4. Какова степень речевого недоразвития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью?
5. Опишите способы невербальной коммуникации с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
6. Охарактеризуйте метод «глобального чтения» в процессе работы с глубоко умственно отсталыми детьми.
7. В чем заключается особенность применения метода «пиктограмм»?
8. Охарактеризуйте современные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
9. Перечислите основные виды помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушениями в зарубежных странах.
10. Укажите основные виды деятельности общественных организаций в построении помощи лицам с интеллектуальными нарушениями.
11. Перечислите основные принципы, цели, задачи обучения детей с
выраженными интеллектуальными нарушениями.
12. Каковы современные подходы к организации воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью?
13. Назовите основные организационные формы процесса обучения детей данной категории.
Рекомендуемая литература
Баряева Л. Б. Характеристика основных этапов организации коррекционной поддержки детей с психофизическим и интеллектуальным недоразвитием // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, А. Зарин. — М.; СПб.; Псков, 1999.
Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В.Цикото. — М., 2003.
Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — Т. 5. — М., 1982.
Государственный стандарт образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: проект. — М., 1999.
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью / Н.Ф.Дементьева, Г.Н.Багаева, А. А. Еремина //Дефектология. — 1994. — № 6.
Дети с нарушениями общения / под ред. К.С.Лебединской. — М., 1989.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М., 1995.
Леб-система.— Минск, 1997.
Маллер А. Р. Проблемы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей за рубежом // Дефектология. — 1990. — № 4.
Маллер А. Р. Обучение, вопитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 1988.
Материалы Международной научно-практической конференции 12 — 14 мая 1999 г. — Псков, 2000.
Моргачева Е. Н. История специального образования в США / Е. Н. Моргачева. — М., 2001.
Питерси М. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси, Р.Трилор. — М.,1998.-Кн. 1-8.
Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001.
Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицина. - СПб., 2002.
Школы для умственно отсталых детей за рубежом / под ред. Т. А. Власовой. — М., 1966.
Юдилевич Я. Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе // Дефектология. — 1981. — №3.
Глава 12