Воспитание и обучение детей с умеренными и глубокими интеллектуальными нарушениями в России
Проводимая в настоящее время политика равных прав и возможностей в нашей стране — это положительный результат развития всего общества, науки и культуры. Пренебрежение, предрассудки и страх — это те социальные факторы, которые на протяжении многих лет вели к изоляции лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сниженной интеллектуальной деятельностью осуществляется в специализированных домах-интернатах Министерства здравоохранения и социальной защиты (до 1992 г. — Министерство социального обеспечения), которое не охватывает всех нуждающихся, не учитывает всех современных потенциальных возможностей коррекционно-педагогического воздействия на развитие данной категории детей. Во многих городах страны открыты реабилитационные центры, которые пытаются оказывать помощь родителям, воспитывающим таких детей, оказывая им консультативную помощь по вопросам воспитания и обучения. Во многом эта ситуация явилась отражением социально-экономической политики и общих условий жизни.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью очень специфичны и основываются на ведущих принципах. Помимо общепринятых принципов организации процессов воспитания и обучения необходимо выделить и специальные принципы:
§ социальной направленности воспитания и обучения;
§ практической направленности;
§ деятельностного подхода;
§ эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.
Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории — социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.
Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы.
1. Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессах воспитания и обучения.
2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда — лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятельной жизни.
3. Воспитание, формирование правильного поведения в социуме.
Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с умеренными, глубокими интеллектуальными нарушениями, направленный на их развитие, социальную адаптацию, необходим для того, чтобы они смогли занять определенное место в окружающей жизни.
Согласно существующей инструкции Министерства здравоохранения и социальной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения «направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени умеренной, тяжелой и глубокой степени, а также в легкой степени при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата».
По данным Федерального центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), в 1992 г. в учреждения данного типа МПК направлены дети из семей и домов ребенка. Причем отмечается, что из семьи поступает более 50 % детей, из них в возрасте от 4 до 8 лет — 37,7 %.
Можно отметить положительную тенденцию к росту количества семей, которые хотели бы воспитывать такого ребенка дома, без изоляции его от окружающего мира. Но современное состояние обучения и воспитания детей-дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью практически исключает возможность обучать дошкольников с глубокими интеллектуальными нарушениями дома.
В то же время необходимо отметить, что Министерство здравоохранения и социальной защиты разрабатывает широкую программу содействия лицам с умеренными, глубокими интеллектуальными нарушениями и их семьям. Вся работа данных учреждений направлена на максимальную социальную адаптацию и реабилитацию таких лиц. Многие исследователи отмечают, что эти люди с удовольствием начинают трудиться, труд становится для них необходимой потребностью, как для любого человека. Занимаясь простейшими видами труда, обучаясь элементарным трудовым и школьным навыкам, лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями оказываются способными приобщиться к окружающей жизни (А.В. Бабушкина, А.Р. Маллер, Н.В. Погосов, Я.Г. Юдилевич).
Целенаправленное, специальное обучение детей данной категории должно начинаться как можно раньше, с самого раннего детства, при этом подчеркивается положительная динамика их развития. В то же время отмечается, что вся коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками-имбецилами должна строиться и проводиться иначе, по-другому, чем с детьми с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.
В 1962 г. Министерство социального обеспечения РСФСР рекомендовало к использованию в специальных учреждениях Методическое письмо по воспитательной работе с глубоко умственно отсталыми детьми в возрасте от 4 до 10 лет (под редакцией А. А. Ватажиной). Этот документ явился основным руководством по организации практической работы домов-интернатов. Однако практика работы показала, что эти разработки не являются полными по своему воспитательному содержанию.
В 1971 г. в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР было разработано «Методическое пособие по воспитанию и обучению детей в возрасте от 4 до 10 лет с глубокой умственной отсталостью, которое впервые включило клинико-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста данной категории, раскрыло принципы комплектования дошкольных групп, рассмотрело особенности воспитательной работы и методику организации жизни этих детей в специальном учреждении.
Исходя из основной цели (компенсации психофизических дефектов и подготовки к трудовому и школьному образованию) в методической разработке определены основные воспитательные задачи, заложена основа для программного обучения. Были определены следующие обучающие задачи: «Расширение понятий познания окружающего мира, развитие речи ребенка, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, привитие навыков личной и коллективной организованности, физическая закалка организма детей». Эти задачи могут осуществляться в процессе воспитательной работы, в ходе повседневной жизни и путем организации специальных занятий с детьми. Основные направления, содержащиеся в методическом пособии, были даны примерно, отрывочно. Это методическое пособие явилось одним из первых в ряду программ коррекционного обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей дошкольного возраста, в основу которого был положен деятельностный подход, где определена организационная структура работы учреждения — продолжительность учебного дня, общие рамки занятия, наполняемость учебных групп, тематическое содержание обучающих занятий и др.
В то же время программа не была связана с программой для специального школьного обучения. Поэтому работа по этой программе не позволяет целенаправленно готовить детей к школьному обучению, а в дальнейшем и к трудовой подготовке.
Детские дома-интернаты системы социального обеспечения с 1981 г. работают по «Программе обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста», в связи с этим возникла необходимость совершенствования дошкольной подготовки.
Министерство социальной защиты в 1993 г. рекомендовало использовать «Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста» (Н.Ф. Дементьева, Т.Н. Исаева, Г.Н. Багаева, А.А. Еремина, Г.В. Цикото).
Данная программа рассчитана на 4-хлетнее обучение детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью. В программе сформулированы условия, основное содержание и применяемые методы — все то, что определяет коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.
В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план дошкольного и школьного воспитания. Деление программы на разделы, их взаимосвязь дают широкие возможности для решения задач дошкольного воспитания и обучения.
На основе данной программы можно осуществлять развитие и коррекцию всех психических функций детей дошкольного этапа развития, планомерно и систематически готовить детей к школьному обучению.
Большее распространение получают индивидуальные реабилитационные программы, построенные в системе «Шаг за шагом». В основе таких программ лежит метод модификации поведения. Данный подход позволяет быстро и эффективно обучать ребенка необходимым объемам навыков, знаний, умений. В таких программах раскрывается каждый конкретный навык, который должен быть сформирован у ребенка. Комплексное и систематическое взаимодействие специалистов, родителей позволяет добиться значительных результатов в создании благоприятных условий для того, чтобы ребенок делал это с той скоростью и теми шагами, на которые он способен. Работая по индивидуальной реабилитационной программе, родители, специалисты определяют посильный для ребенка круг образовательных задач.
К сожалению, межведомственная разобщенность (вопросами обучения и воспитания детей с умеренными, глубокими интеллектуальными нарушениями занимаются Министерство здравоохранения и социальной защиты, Министерство образования и науки) не позволяет детям, их родителям выбрать подход к обучению, определить индивидуальную программу развития.
В рамках экспериментальной площадки МО и науки были открыты две школы для детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуального нарушения. Программа обучения охватывает основные учебные разделы общеобразовательного цикла, в которой выделяются специальные разделы:
· ознакомление с окружающим миром,
· социально-бытовая ориентировка,
· ремесло,
· обучение игре и др.
Это позволяет коррекционным педагогам подготовить детей к будущей жизни. Данный опыт показал хорошие результаты, он помог раскрыть способности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью к обучению, но дальнейшего распространения не получил. В настоящий момент рассматривается вопрос об организации интегративных вариантов обучения детей данной категории в общеобразовательных школах, а также в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Для решения вопросов профессиональной подготовки и обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями требуется объединение усилий практических, научных и государственных работников. В настоящий момент лица этой категории нарушений могут обучиться по очень узкому кругу специальностей:
Ø картонажно-переплетное дело,
Ø швейное дело,
Ø несколько сельскохозяйственных специальностей.
Таким образом, в нашей стране есть различные возможности помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушениями. Однако работа по обучению, воспитанию, социальной адаптации детей этой категории требует дальнейшего расширения и продолжения.