Понятие качества образования
План
Введение………………………………………………………………2
1. Понятие качества образования…………………………………...3
2. Особенности системы менеджмента качества в высших учебных заведениях…………………………………………………………7
3. Показатели качества образования……………………………….11
Заключение…………………………………………………………...16
Библиографический список…………………………………………17
Введение
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001 г. принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов России по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
Система менеджмента качества – это скоординированная деятельность и качественное управление организацией. Управлять организацией – это значит управлять персоналом, ресурсами и процессом.
Система менеджмента качества призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и ориентировать это качество на требования и ожидания потребителей. При этом главная задача СМК - не контроль результата «на выходе», а создание модели управления, которая позволит предотвращать появление ошибок, приводящих к снижению качества образовательных услуг.
Причиной ошибок всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо описать (формализовать) правильные действия и разработать инструкции по выполнению правильных действий и их контролю.
Понятие качества образования
Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества.
В Российской Федерации существуют следующие образовательные цензы:
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты.
Образовательные программы подразделяются на группы и подгруппы:
1. Общеобразовательные программы:
1.1. Дошкольного образования;
1.2. Начального общего образования;
1.3. Основного общего образования;
1.4. Среднего (полного общего образования).
2. Профессиональные программы (основные и дополнительные):
2.1. Начального профессионального образования;
2.2. Среднего профессионального образования;
2.3. Высшего профессионального образования (дипломированные специалисты, бакалавры, магистры);
2.4. Послевузовское профессиональное образование, в том числе аспирантура, докторантура.
Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Они определяют обязательный минимум основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и содержат объективную оценку уровня образования и квалификации выпускников и содержат объективную оценку уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
Учреждения образования представляют собой массовую систему, воздействующую на экономическую ситуацию в стране и ее регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.
Качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик потребителя. В зависимости от фундаментальности полученных знаний потребители могут:
- пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;
- более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знании базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса
Востребованность знаний проявляется в процессе деятельности (научной, практической и др.) получателя знаний.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в деятельности потребителя. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.
Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:
- понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;
- ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;
- постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:
1) получение ресурсов;
2) использование ресурсов для достижения целей организации;
3) передача результатов деятельности во внешнюю среду.
При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат области образования.
Управление системой образования осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях применительно к уровню образовательного учреждения. Федеральные органы государственной власти и органы управления образованием от лица Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. В их компетенцию входит разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования, установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, контроль их исполнения. Государственные органы занимаются созданием единой для страны системы информации в области образования.
Субъекты Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и финансирования образовательных учреждений, оказывают помощь в выделении субвенций местным бюджетам; разрабатывают и реализуют республиканские и региональные программы развития образования, вводят национально-региональные компоненты государственных образовательных программ.
Органы местного самоуправления отвечают за формирование местных бюджетов в части расходов на образование, реализацию права граждан на получение основного образования.
Следует отметить, что и общество участвует в управлении образованием. Создаются региональные и межрегиональные экономические советы, определяющие региональную потребность в выпускниках, попечительские советы, которые способствуют привлечению дополнительных ресурсов, контролируют их использование, а также осуществляют контроль за деятельностью администрации; создаются фонды поддержки образования и образовательных учреждений.
Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.