ВОПРОС: Имидж преподавателя

ПЛАН ОТВЕТА:

1. Социально-психологические основы имиджа.

2. Технологии создания имиджа

3. Результаты задания для само стоятельной работы «Продай себя».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М., 1996.

2. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.

3. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. — М., 1997.

4. Криксунова И, Создай свой имидж. — СПб., 1997.

ТЕЗИСЙ

(обратная сторона листа)

Система зачетных карточек позволяет снять у студента состоя­ние дискомфорта, когда он не знает, кокой вопрос ему достанет­ся для ответа; дает ему возможность показать свои индивидуаль­ные предпочтения, так как он сам выбирает вопрос для ответа, литературу, готовит практический материал; формирует у студен­тов мыслительные операции, поскольку ответ требует краткости, лаконичности; развивает познавательный интерес, так как у каж­дого студента есть право выбора.

Творческая лаборатория. Организационная форма проведения этого вида зачета — групповая, основной метод — мозговой штурм. В творческой лаборатории может работать и литературное объеди­нение, и редакционная коллегия, и экспериментальная площад­ка, и проблемная группа ученых. Их цель — развивать умение обоб­щать полученные знания, корректировать свою деятельность в со­ответствии с деятельностью партнеров, аргументировать свою позицию, в условиях конкретной темы составлять методические рекомендации, оформлять педагогическую газету, журнал, инфор­мационный бюллетень.

Беседа за круглым столом организуется по принципу проблем­ных групп. На этапе подготовки зачета студенты по желанию фор­мируются в проблемную группу, совместно работают над вопро­сами, предложенными преподавателем. Непосредственно на заче-

шу лотереи выбирают тот вопрос-проблему, реше-будут отстаивать в совместной дискуссии с другими

те по принц ние которого1 участниками!

Важно, чтобы каждый участник проблемной группы нашел способ высказаться. Другие студенты имеют право задавать вопро­сы отвечающему.

Результативность зачета определяется алгоритмом подготовки преподаватели и студентов. Выделим ключевые моменты.

В подготовке зачета преподаватель проходит последовательно несколько ступеней:

1) постановка целей занятия. Здесь на основе выделения учеб­ной проблемы, взятой за основу рассмотрения на зачете, дается качественный анализ условий решения учебно-познавательных за­дач, определяются возможные трудности, фиксируются количе­ственные показатели зачета, уточняются цели и задачи учебного занятия;

2) поиск учебной информации. Здесь определяется источнико-вая база, выбираются способы получения учебной информации, предлагаемые студентам, устанавливается соответствие подобран­ной информации поставленной цели;

3) структурирование учебного материала. На этом этапе опре­деляется структура учебного занятия, алгоритм деятельности пре­подавателя и студентов на нем, отбираются методы и средства обучения, разрабатываются критерии оценки;

4) организация учения. Здесь определяются система заданий для студентов, разработка инструкций в самообразовании, фор­мы доведения их до сведения студентов;

5) диагностика учебного процесса и его результатов. Этот этап предусматривает оценку деятельности студентов, выставление от­меток, определение методов оценивания, анализа и рефлексии. Например, метод эталона, метод суммирующих оценок, самоди­агностика, взаимоконтроль, метод заданной балльной оценки, метод свободной балльной оценки;

6) учебная коррекция. Здесь выделяются способы коррекции учебной информации и деятельности студентов по результатам зачета;

7) оформление конспекта зачета. Здесь происходит окончатель­ное формирование проекта занятия, редактирование текста вы­ступлений преподавателя во вступительном и заключительном слове.

Студент в подготовке зачета также проходит последовательно несколько ступеней:

1) уточнение личностно-значимых целей зачета, соотнесение их с общими целями учебного занятия;

2) анализ учебной информации: осознание и освоение учеб­ного материала, предложенного для зачета, определение направ­лений для его оптимального использования; I

3) отбор объема информации: группировка учебной информа­ции по вопросам, определение системы методов для/выполнения учебно-познавательных заданий, распределение учебного матери­ала, определение временного регламента подготовки каждого блока учебного материала, и выступления;

4) организация учения: выделение этапов работы в самостоя­тельной работе, определение временного регламента выступле­ния, продумывание способов презентации выполненных заданий;

5) диагностика результатов зачета как рефлексия занятия, са­моанализ, самоотчет;

6) учебная коррекция: определение программы самообразова­ния с учетом допущенных просчетов, обнаруженных в ходе под­готовки данного зачета;

7) оформление учебного занятия: выбор формы подачи мате­риала во время выступления; текстовое оформление индивиду­альных заданий, выступлений; подбор графических средств для показа диаграмм, графиков, структурирования фактического ма­териала.

Результативность зачета, познавательный интерес студентов, активность во время зачета во многом зависят от формы органи­зации учебной деятельности студентов на зачете. Форма как внеш­нее выражение содержания представляет собой согласованную деятельность преподавателя и студентов, осуществляемую в уста­новленном порядке и в определенном режиме. Индивидуальные,

групповые, фронтальные формы опроса сочетают в себе три спо­соба деятельности студентов на зачете. Параллельный способ пред­полагает одновременное выполнение заданий. Параллельно-по­следовательный способ заключается в применении разнообразных операций и процедур, предполагающих совмещение учебных дей­ствий. Последовательный способ предусматривает, что каждая сле­дующая операция начинается только по окончании предыдущей.

Несмотря на большое разнообразие методов контрольно-оце­ночной деятельности, перед современным преподавателем в ряду первостепенных стоит вопрос использования и разработки техно­логий педагогического оценивания. Это обусловлено рядом при­чин. Одна из них касается критики неэффективности реализации в разных видах контроля обучающей, воспитывающей, диагно­стической функций. Поэтому встает вопрос о переходе от оценки педагога к самооценке учащегося. Самооценка формируется с по­мощью следующих приемов: оценка учащимися друг друга; уча­щийся оценивает себя сам, а затем его работа оценивается педа­гогом; студент ставит оценку себе сам, а потом учебная группа. Данные приемы составляют основу таких технологий оценива­ния, как мнемотурнир и взаимоконтроль.

Другая причина связана с тем, что до сир пор в педагогичес­кой практике наиболее распространенным является уровневый под­ход при оценке эффективности усвоения, а не оценка достиже­ний обучающихся. Учет оценки достижений связан с изменением позиции учащегося, который становится субъектом и полноправ­ным деятелем педагогического процесса, способным самостоя­тельно регулировать, корректировать и контролировать свою по­знавательную деятельность.

Превращение обучаемого в субъекта требует и выделения но­вых критериев учебной работы; к ним относятся следующие:

1) владение учащимися не только знаниями, но и метазнани­ями, т.е. знаниями о знаниях: приемами открытия, переработки нового знания, данного в разных знаковых формах;

2) самостоятельная выработка учащимися способов учебной работы через мотивационную, операционную, ориентировочную

компоненту;

3) умение учащегося строить целостный образ изучаемого объек­та и передавать его содержание в разных знаковых формах;

4) личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому материалу и процессу познавательной деятельности.

Инструментарием реализации данных критериев становятся контрольно-диагностические задания, которые направлены на выявление внутренних факторов их успешного/неудачного выпол­нения, уровня и динамики развития учащегося. При разработке контрольно-диагностических заданий педагог акцентирует вни­мание и на процессе решения поставленной задачи, а не только на результате. Поэтому изменяется способ фиксации результатов контроля. Это может быть особая форма записи выполненного за­дания с элементами рефлексии. Реализации студентами собствен­ных способов учебной работы способствуют задания творческого характера. Структурные компоненты заданий варьируются: набо­ры задач, образцы, инструкции. Инструкция, например, строит­ся таким образом, чтобы у обучаемого была возможность выска­зывать свои сомнения, было право выбора, когда ответы звучат как «не знаю», «затрудняюсь ответить» и т.д. Анализ результатов выполнения заданий проходит в диалоговой форме, позволяю­щей выявить те аспекты работы студентов, которые скрыты от наблюдения и, конечно, не могут быть замечены в письменных ответах.

Весьма интересную технологию оценивания, объединяющую в себе и учет достижений, и навыки самооценки обучаемого, пред­ставляют так называемые учебные портфолио. Суть их состоит в смещении акцента в сторону того, что студент знает и умеет по данному предмету. Чтобы доказать свои знания и умения, уча­щийся собирает все свои продукты учебно-познавательной дея­тельности по данной теме (разделу), а затем для оценивания от­бирает те, которые либо являются обязательными учебными зада­ниями для оценивания педагогом, либо, по мнению учащегося, наиболее полно отражают его усилия. Поэтому разрешается делать" пометки: «Самая удачная, самая любимая... работа». Оценка дея­тельности обучаемого со стороны педагога осуществляется в на­правлении выделения из представленных работ тех, которые луч­ше всего отражают творчество, оригинальность учащегося и за­служивают достойной оценки. В реализации данной технологии су­щественным является система заданий, получаемых учащимися, и примерное распределение общей оценки по всем этим заданиям.

Оптимизируют процесс оценивания такие категории заданий, как:

- обязательные промежуточные и итоговые письменные конт­рольные работы. Им принадлежит 40 % от общей оценки;

- поисковые работы в виде проектов, исследований, решения нестандартной задачи (30 % оценки);

-ситуативные задания практического характера (15 % оценки);

- описательные задания: составление отзывов, ведение днев­ников, написание рефератов, сочинений (10% оценки);

- внешние задания — отзывы о работе учащегося со стороны преподавателя, товарищей, возможно, родителей (для студентов младших курсов) (5 % оценки).

В данной технологии существенную роль играют такие крите­рии оценки, как развитость мышления (гибкость, оригинальность); сформированность прикладных умений, способность переносить имеющиеся знания на новые ситуации и решать новые задачи,

развитость коммуникативных умений, сформированность способ­ности к самоконтролю и самооценки. Данные критерии интер­претируются в соответствии с основными целями обучения конк­ретному предмету.

Наши рекомендации