ВОПРОС: Имидж преподавателя
ПЛАН ОТВЕТА:
1. Социально-психологические основы имиджа.
2. Технологии создания имиджа
3. Результаты задания для само стоятельной работы «Продай себя».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М., 1996.
2. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.
3. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. — М., 1997.
4. Криксунова И, Создай свой имидж. — СПб., 1997.
ТЕЗИСЙ
(обратная сторона листа)
Система зачетных карточек позволяет снять у студента состояние дискомфорта, когда он не знает, кокой вопрос ему достанется для ответа; дает ему возможность показать свои индивидуальные предпочтения, так как он сам выбирает вопрос для ответа, литературу, готовит практический материал; формирует у студентов мыслительные операции, поскольку ответ требует краткости, лаконичности; развивает познавательный интерес, так как у каждого студента есть право выбора.
Творческая лаборатория. Организационная форма проведения этого вида зачета — групповая, основной метод — мозговой штурм. В творческой лаборатории может работать и литературное объединение, и редакционная коллегия, и экспериментальная площадка, и проблемная группа ученых. Их цель — развивать умение обобщать полученные знания, корректировать свою деятельность в соответствии с деятельностью партнеров, аргументировать свою позицию, в условиях конкретной темы составлять методические рекомендации, оформлять педагогическую газету, журнал, информационный бюллетень.
Беседа за круглым столом организуется по принципу проблемных групп. На этапе подготовки зачета студенты по желанию формируются в проблемную группу, совместно работают над вопросами, предложенными преподавателем. Непосредственно на заче-
шу лотереи выбирают тот вопрос-проблему, реше-будут отстаивать в совместной дискуссии с другими
те по принц ние которого1 участниками!
Важно, чтобы каждый участник проблемной группы нашел способ высказаться. Другие студенты имеют право задавать вопросы отвечающему.
Результативность зачета определяется алгоритмом подготовки преподаватели и студентов. Выделим ключевые моменты.
В подготовке зачета преподаватель проходит последовательно несколько ступеней:
1) постановка целей занятия. Здесь на основе выделения учебной проблемы, взятой за основу рассмотрения на зачете, дается качественный анализ условий решения учебно-познавательных задач, определяются возможные трудности, фиксируются количественные показатели зачета, уточняются цели и задачи учебного занятия;
2) поиск учебной информации. Здесь определяется источнико-вая база, выбираются способы получения учебной информации, предлагаемые студентам, устанавливается соответствие подобранной информации поставленной цели;
3) структурирование учебного материала. На этом этапе определяется структура учебного занятия, алгоритм деятельности преподавателя и студентов на нем, отбираются методы и средства обучения, разрабатываются критерии оценки;
4) организация учения. Здесь определяются система заданий для студентов, разработка инструкций в самообразовании, формы доведения их до сведения студентов;
5) диагностика учебного процесса и его результатов. Этот этап предусматривает оценку деятельности студентов, выставление отметок, определение методов оценивания, анализа и рефлексии. Например, метод эталона, метод суммирующих оценок, самодиагностика, взаимоконтроль, метод заданной балльной оценки, метод свободной балльной оценки;
6) учебная коррекция. Здесь выделяются способы коррекции учебной информации и деятельности студентов по результатам зачета;
7) оформление конспекта зачета. Здесь происходит окончательное формирование проекта занятия, редактирование текста выступлений преподавателя во вступительном и заключительном слове.
Студент в подготовке зачета также проходит последовательно несколько ступеней:
1) уточнение личностно-значимых целей зачета, соотнесение их с общими целями учебного занятия;
2) анализ учебной информации: осознание и освоение учебного материала, предложенного для зачета, определение направлений для его оптимального использования; I
3) отбор объема информации: группировка учебной информации по вопросам, определение системы методов для/выполнения учебно-познавательных заданий, распределение учебного материала, определение временного регламента подготовки каждого блока учебного материала, и выступления;
4) организация учения: выделение этапов работы в самостоятельной работе, определение временного регламента выступления, продумывание способов презентации выполненных заданий;
5) диагностика результатов зачета как рефлексия занятия, самоанализ, самоотчет;
6) учебная коррекция: определение программы самообразования с учетом допущенных просчетов, обнаруженных в ходе подготовки данного зачета;
7) оформление учебного занятия: выбор формы подачи материала во время выступления; текстовое оформление индивидуальных заданий, выступлений; подбор графических средств для показа диаграмм, графиков, структурирования фактического материала.
Результативность зачета, познавательный интерес студентов, активность во время зачета во многом зависят от формы организации учебной деятельности студентов на зачете. Форма как внешнее выражение содержания представляет собой согласованную деятельность преподавателя и студентов, осуществляемую в установленном порядке и в определенном режиме. Индивидуальные,
групповые, фронтальные формы опроса сочетают в себе три способа деятельности студентов на зачете. Параллельный способ предполагает одновременное выполнение заданий. Параллельно-последовательный способ заключается в применении разнообразных операций и процедур, предполагающих совмещение учебных действий. Последовательный способ предусматривает, что каждая следующая операция начинается только по окончании предыдущей.
Несмотря на большое разнообразие методов контрольно-оценочной деятельности, перед современным преподавателем в ряду первостепенных стоит вопрос использования и разработки технологий педагогического оценивания. Это обусловлено рядом причин. Одна из них касается критики неэффективности реализации в разных видах контроля обучающей, воспитывающей, диагностической функций. Поэтому встает вопрос о переходе от оценки педагога к самооценке учащегося. Самооценка формируется с помощью следующих приемов: оценка учащимися друг друга; учащийся оценивает себя сам, а затем его работа оценивается педагогом; студент ставит оценку себе сам, а потом учебная группа. Данные приемы составляют основу таких технологий оценивания, как мнемотурнир и взаимоконтроль.
Другая причина связана с тем, что до сир пор в педагогической практике наиболее распространенным является уровневый подход при оценке эффективности усвоения, а не оценка достижений обучающихся. Учет оценки достижений связан с изменением позиции учащегося, который становится субъектом и полноправным деятелем педагогического процесса, способным самостоятельно регулировать, корректировать и контролировать свою познавательную деятельность.
Превращение обучаемого в субъекта требует и выделения новых критериев учебной работы; к ним относятся следующие:
1) владение учащимися не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях: приемами открытия, переработки нового знания, данного в разных знаковых формах;
2) самостоятельная выработка учащимися способов учебной работы через мотивационную, операционную, ориентировочную
компоненту;
3) умение учащегося строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание в разных знаковых формах;
4) личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому материалу и процессу познавательной деятельности.
Инструментарием реализации данных критериев становятся контрольно-диагностические задания, которые направлены на выявление внутренних факторов их успешного/неудачного выполнения, уровня и динамики развития учащегося. При разработке контрольно-диагностических заданий педагог акцентирует внимание и на процессе решения поставленной задачи, а не только на результате. Поэтому изменяется способ фиксации результатов контроля. Это может быть особая форма записи выполненного задания с элементами рефлексии. Реализации студентами собственных способов учебной работы способствуют задания творческого характера. Структурные компоненты заданий варьируются: наборы задач, образцы, инструкции. Инструкция, например, строится таким образом, чтобы у обучаемого была возможность высказывать свои сомнения, было право выбора, когда ответы звучат как «не знаю», «затрудняюсь ответить» и т.д. Анализ результатов выполнения заданий проходит в диалоговой форме, позволяющей выявить те аспекты работы студентов, которые скрыты от наблюдения и, конечно, не могут быть замечены в письменных ответах.
Весьма интересную технологию оценивания, объединяющую в себе и учет достижений, и навыки самооценки обучаемого, представляют так называемые учебные портфолио. Суть их состоит в смещении акцента в сторону того, что студент знает и умеет по данному предмету. Чтобы доказать свои знания и умения, учащийся собирает все свои продукты учебно-познавательной деятельности по данной теме (разделу), а затем для оценивания отбирает те, которые либо являются обязательными учебными заданиями для оценивания педагогом, либо, по мнению учащегося, наиболее полно отражают его усилия. Поэтому разрешается делать" пометки: «Самая удачная, самая любимая... работа». Оценка деятельности обучаемого со стороны педагога осуществляется в направлении выделения из представленных работ тех, которые лучше всего отражают творчество, оригинальность учащегося и заслуживают достойной оценки. В реализации данной технологии существенным является система заданий, получаемых учащимися, и примерное распределение общей оценки по всем этим заданиям.
Оптимизируют процесс оценивания такие категории заданий, как:
- обязательные промежуточные и итоговые письменные контрольные работы. Им принадлежит 40 % от общей оценки;
- поисковые работы в виде проектов, исследований, решения нестандартной задачи (30 % оценки);
-ситуативные задания практического характера (15 % оценки);
- описательные задания: составление отзывов, ведение дневников, написание рефератов, сочинений (10% оценки);
- внешние задания — отзывы о работе учащегося со стороны преподавателя, товарищей, возможно, родителей (для студентов младших курсов) (5 % оценки).
В данной технологии существенную роль играют такие критерии оценки, как развитость мышления (гибкость, оригинальность); сформированность прикладных умений, способность переносить имеющиеся знания на новые ситуации и решать новые задачи,
развитость коммуникативных умений, сформированность способности к самоконтролю и самооценки. Данные критерии интерпретируются в соответствии с основными целями обучения конкретному предмету.