Занятие 1

Цель: познакомить детей со свойством воды растворять различные вещества - сахар, соль, лимонный сок, краску.

Оборудование: графин с чистой водой, 4 пустых стакана, 3 стакана с водой, маленькие стаканчики с небольшим ко­личеством питьевой воды для каждого ребенка, гуашь кра­сного, синего, зеленого цветов, 3 кисточки, чайная ложка, сахар, соль, половинка лимона.

Ход занятия Педагог:Жил-был дождик. Он любил гулять поулицам, стучать по крышам домов, качаться на цветах и листьях деревьев. В дождике было много-много прозрачных ка­пелек. Одна капелька была вот такая (рис. 3). Эта весе­лая капелька сегодня пришла кнам в гости.

Педагог показывает детям Капельку. Ее нужно вырезать из голубого картона 10x15 см, нарисовать глаза, рот.

Капелька (педагог): Здравствуйте, ребята! Я волшебная капелька.Меня можно найти в воде, в ручейке, в дожде. Подскажите, где еще можно найти капельку?

Дети:В пруду. В реке. В море. В луже. В бо­лоте. В океане.

Педагог:Капельку можно найти и в росе, и в ливне, и в роднике, и в водопроводном кране. Скажите, какие слова можно сказать про воду в этих стаканах? (Пе­дагог наливает воду из графина в про­зрачные пластмассовые стаканчики.)

Дети:Прозрачная вода. Чистая вода.

Педагог:Давайте попробуем воду на вкус. Какая она?

Дети пробуют воду из стаканчиков.

Дети:Вкусная вода. Прохладная.

Педагог: Сегодня капелька расскажет вам про воду и пока­жет, какой разной она может быть.

Педагог: Нальем воду в стакан (педагог наливает в стакан воду) и положим туда сахар (педагог кладет в стакан 2 ложки сахара). Посмотрите, что произошло с сахаром?

Дети:Сахар опустился на дно стакана.

Педагог:Теперь аккуратно размешаем сахар ложкой. Что происходит? Куда подевался сахар? Сахар растворился в воде. Как вы думаете, какого вкуса стала вода в этом ста­кане? Давайте попробуем.

Педагог наливает детям в стаканчики по глотку сладкой во­ды. Дети пробуют воду.

Дети:Вода сладкая.

Педагог:Теперь нальем чистую воду в другой стакан и вы­жмем туда сок лимона. (Педагог наливает воду из графи­на в стакан и выжимает туда немного лимонного сока). Что произошло с соком? Он опустился на дно, как сахар?

Дети:Нет, сок исчез.

Педагог:Сок сразу растворился в воде. Давайте попробуем воду из этого стакана.

Педагог наливает детям в стаканчики по глотку воды с ли­монным соком. Дети пробуют воду.

Дети:Вода кислая.

Педагог:Нальем воду еще в один стакан и положим туда соль. (Педагог наливает в стакан воду и кладет туда ложку соли.) Посмотрите, что произошло с солью.

Дети:Соль опустилась на дно стакана.

Педагог:Размешаем соль ложкой. Что происходит? Куда подевалась соль? Соль растворилась в воде. Как вы дума­ете, какого вкуса вода в этом стакане? Кто хочет ее попро­бовать?

Дети: Встакане соленая вода. (По желанию пробуют соле­ную воду.)

Педагог:Как же теперь узнать, в каком стакане растворил­ся сахар, в каком лимонный сок, а в каком чистая вода?

Дети:Нужно попробовать воду.

Педагог:Правильно, ребята, надо попробовать воду на вкус. Кто хочет попробовать?

Дети пробуют воду, говорят, какого она вкуса, какое вещест­во в ней растворено.

Дети:Эта вода сладкая. В ней сахар. Эта вода кислая. В ней лимонный сок. Эта вода чистая. В этот стакан ничего не добавляли.

Педагог:Давайте сделаем цветную воду.. Кто догадается, как сделать воду в стакане синего цвета?

Дети:Нужно добавить синюю краску.

Педагог:Пожалуйста, Дима, помоги мне это сделать.

Ребенок кисточкой добавляет в стакан синюю гуашь, разме­шивает.

Педагог:Кто поможет мне сделать воду красного и зеленого

цвета?

Дети добавляют кисточкой в стаканчики с водой гуашь кра­сного цвета, размешивают; затем добавляют в другие стакан­чики с водой гуашь зеленого цвета, размешивают; рассматрива­ют разноцветную воду в стаканчиках.

Капелька (педагог):Сегодня мы узнали, что вода может быть разного вкуса и разного цвета, потому что в воде растворяются разные вещества: сахар, соль, сок, краски.

Наши рекомендации