Механизмы социальной адаптации
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности
Механизмы социальной адаптации можно классифицировать по
разным основаниям:
по формам их принятия субъектом адаптации. Выделяются два основных механизма социальной адаптации:добровольный и вынужденный.
Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого .
Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики .
Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.
В зависимости от объекта социальнойадаптации, можно выделить некоторые ее виды.
1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.
2.Организационная,связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.
3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.
Дезадаптация –относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непревычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.
Дезадаптациюможно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.
Выделяют следующие типы дезадаптации:
1.В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемойшкольной дезадаптациеей, которая как правило предшествует социальной.
Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.
2.Социальная дезадаптацияв педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков. Она проявляется:
в нарушении норм морали и права,
в асоциальном поведении,
в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;
отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы);
резком ухудшении нервно- психического здоровья;
Увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду.
Социальная дезадаптация – более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления ( сквернословие, курение, употребление алкоголя, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит:
к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности,
трудностям в профессиональном определении;
снижению уровня нравственных и ценностных представлений;
снижению способности адекватной самооценки.
В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации:
1 стадиясоциальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися
2 стадияпредставлена социально запущенными подростками. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для детей характерно бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно..
В литературе выделяют несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:
наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
психолого- педагогический фактор ( дефекты школьного и семейного воспитания)
социальный фактор (социальные и социально- экономические условия функционирования общества);
деформация самого общества
социальная деятельность самого индивида, т.е. активно- избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию;
социальная депривация, переживаемая детьми и подростками;
личностные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.
Кроме социальной дезадаптации выделяют также:
2.. Патогенную дезадаптацию– вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы ( олигофрения, умственная отсталость и т.д.).
3. Психосоциальную дезадаптациювызвана половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ.
2.Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь
- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т. е. тех, которые педагога как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;
- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
- положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
- положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
- социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.