Цель: систематизировать полученные знания и умения по теме.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: поставить цель на урок самостоятельно) | Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок |
2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения) | Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов (самостоятельного разбор выборочно взятых слов или предложений, чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по «экспертизе», взаимопроверка правописания) |
3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме(цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы) | Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы |
4. Обобщение знаний о понятии/правиле (цель: определить егоклассификационные основания) | Составляются таблицы или другие схемы, группировка сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений(по таблице или на основе классификационной схемы) |
5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме) | Дается индивидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради |
6. Итог урока (цель: формировать умение обобщать и оформлять определение) | Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме, алгоритм действий с применением существенных признаков. Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке |
7. Задание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия) | Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать ... (называют изучаемое понятие) в сочинении, которое придумаем сами» |
Комбинированный урок
Комбинированный урок предполагает изучение небольшой по объему и несложной по содержанию темы (например, «Корень слова»), поэтому его структура включает все компоненты трех названных типов урока: введение нового понятия/правила, его закрепление и повторительно-обобщающая работа.
СОСТАВИТЕ ДОМА НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ СХЕМУ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
Урок-диктант
Целы научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.
Диктанты бывают обучающими и контрольными. Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. К ним относятся следующие умения:
- держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;
слышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы;
опознавать и проверять эти ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы (определять, нужно ли правило, или это словарное слово);
вспоминать графическое изображение нужных букв (строчных, прописных, оформление предложений и абзацев);
- осуществлять самоконтроль за письмом.
Поэтому четкость действий учителя во время обучающего диктанта — залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данною типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками самостоятельно.
Обучающий диктант может сопровождаться выполнением грамматических заданий по теме.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: дать установку на перевод устной речи в письменную) | Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая в роли «писаря |
2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границы предложения | 1. Текст диктанта читается полностью, неторопливо, выразительно, внятно. 2. Читается предложение целиком. Учеников предупреждают о том, что следует слушать предложение полностью («до точки»). 3. Диктует учитель по словам, во II— III классах по синтагмам, отрезок предложения произносится один раз (не повторяя). Учитель наблюдает, все ли дети положили ручки, только после этого продолжает |
3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки) | Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное |
4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме) | Для грамматического задания, как правило связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного) |
5. Итог (цель: научить самоконтролю) | Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта |