Но есть дерево, у которого хвоя к осен.. желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 45. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что вы узнали о ящерице-круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.
От жары и опасности ящерица - круглоголовка зарывается в песок. Да так быстро, словно тон..т в нем. А вот так она врагов пуга..т: хвост пружиной закрут..т, пасть раскроет - даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 46. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончания.
Зебры прячутсяв высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица - страус. В реках и озерах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 47. Тема «Глагол»
Меч..ся поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замеча... Не вид.., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснёт, то нос из-за сучка высун..ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н. Сладков.) |
Прочитайте. Подумайте, как образовалось слово «поползень». Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
III. 48. Тема «Глагол»
Спишите, ставя глаголы в настоящем времени. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно. Старик чувствовал, что выбился из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался.
Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но во сне старый Емеля все видел жёлтенького телёнка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку.)
II. 49. Тема «Глагол»
Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.
Ла.., квака..т, ползёт,
ду..т, прыга..т, идёт.
Шьёт, на дудочке игра..т, бел.. кистью, подмета..т. Вар..т, пил..т, приседа..т, скач..т, ёж..тся, лета..т. Бьёт, ласка..т, крут..т, спит и за партою сидит.
Ш. 50. Тема «Глагол»
Прочитайте. Вставьте пропущенное слово. Какими «ключиками» вы пользовались? Спишите. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число.
В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? ...! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, - отсюда и название дерева.
III. 51. Тема «Глагол»
Прочитайте. О каком дереве говорится в старинной русской песне? Укажите суффиксы глаголов неопределённой формы. От неопределённой формы образуйте и запишите глаголы настоящего времени. Укажите спряжение.