Сущность понятий воспитания, самовоспитания, перевоспитания, особенности воспитательного процесса, соц.воспитание.
Воспитание в широком смысле представляет собой влияние общества на личность.
Воспитаниев узком смысле представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учеников с целью осуществления целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.
К первой группе факторов относятся:
1) наследственность и состояние здоровья человека;
2) социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;
3) обстоятельства биографии;
4) специфика строя страны и исторической эпохи.
Ко второй группе относятся:
1) особенности психики, мировоззрение, ценностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;
2) порядок взаимоотношений с социумом;
3) организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.
Целью воспитания являются ожидаемые трансформации в структурах психики воспитуемого (или группы воспитуемых), которые осуществляются под влиянием специально предназначенных и поэтапно проведенных воспитательных акций и действий. Всякая воспитательная задача решается посредством инициирования воспитателем активных действий воспитанника. Успешность воспитательной акции как единства средств и способов достижения цели выражается как увеличение степени самостоятельной активности воспитанника.
Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.
Цели воспитания:
Воспитание представляет собой процесс целенаправленной и намеренно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
Выделяют три группы задач, которые решаются на каждом из этапов социализации:
1) естественно-культурные;
2) социально-культурные;
3) социально-психологические. Естественно-культурные задачи представляют собой процесс достижения установленного уровня физиологического и сексуального развития на всяком из возрастных этапов, характеризующегося отдельными нормативными отличиями в различных географико-культурных условиях.
Социально-культурные задачи – задачи, связанные с формированием морально-нравственных, познавательных, ценностно-смысловых потребностей и позиций, которые проявляются на каждом возрастном этапе в определенном историко-культурном социуме. Они обусловливаются обществом в контексте общего, регионального и личностного окружения человека.
Социально-психологические задачи включают в себя процессы формирования самоопределения личности, ее самосознания, самоактуализации и самоутверждения, имеющие различные характеристики на каждом из возрастных этапов.
Решение этих задач на каждом этапе социализации необходимо для полноценного развития и становления всесторонне и гармонично сформированной личности. В противном случае происходят задержка или недоразвитие личности.
Перевоспитание – это педагогическое воздействие, которое направленно на предотвращение и преодоление аномалий в поведении личности.
К задачам перевоспитания относят:
1) применение таких социальных условий и воспитательных возможностей социума, которые способствуют ликвидации различных отрицательных влияний со стороны окружения;
2) использование лечебной и воспитательно-педагогической работы в совокупности, с тем чтобы изменить или предотвратить возникновение внутренних предпосылок трудновос-питуемости;
3) коррекцию последствий неправильного воспитания в семье и школе;
4) коррекцию процесса психического развития подростка, которая включает в себя ликвидацию промежутков в интеллектуальном и нравственно-этическом развитии, определение и организацию целесообразного гигиенического режима в обществе;
5) использование социально-правовых мер исправления или изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей;
6) психологическую подготовку трудновоспитуемого подростка к самовоспитанию. Функции перевоспитания:
1) ликвидация отрицательных условий и обстоятельств окружающей среды, а также предупреждение возникновения оснований для трудновоспитуемости, целью которой является усиление положительного развития подростка;
2) коррекция самооценки и понимания себя как личности, которая осуществляется в соответствии с нормами, диктуемыми обществом, атакже устранение недостатков формирования личности;
3) ликвидация результатов неправильного и антисоциального воспитания в семье трудновоспитуемого подростка;
4) активизация внутренних ресурсов личности с целью преодоления ею отрицательных стилей поведения.
К общим методам самовоспитания учащихся относятся следующие методы.
1. Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:
1) cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего конкретного поступка, вырабатывание личного соображения о своем поведении, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями. Самоанализ помогает с рациональной точки зрения смотреть на ситуацию;
2) самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье. Важно также формирование правильной самокритики, не приводящей к самообвинению;
3) самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;
4) самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.
Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения.