IX. Обследование понимание речи.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответ ребенка | Характер выполнения |
Обследование понимания номинативной стороны речи 1. Показ называемых предметов | называются окружающие ребенка предметы | выполнение правильное; | |
2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы» | ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок | выполнение правильное; | |
3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близкими фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с вороной среди 2 картинок | картинки (ворона и ворота) | выполнение правильное; | |
4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед | 1. девочка катается на коньках 2. девочка шьет 3. девочка читает 4. девочка поливает цветы | выполнение правильное; | |
5. Понимание слов, обозначающих признаки: а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий - толстый (карандаш), узкая - широкая (лента), высокий - низкий (забор) б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т. д. в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный | 1.большой и маленький медведь 2.толстый и тонкий карандаш 3.длинная и короткая лента 4. узкая и широкая лента 5. высокий и низкий забор Игрушечная пирамидка | выполнение правильное; выполнение правильное; выполнение правильное; | |
6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.; повернись вправо, влево и т.д. | путает лево - право | выполнение правильное; выполнение неправильное; | |
Обследование понимания предложений | даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул» | выполнение правильное; задание выполняется суетливо, неуверенно | |
1. Выполнение действий (2 - 3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности | |||
2. Понимание инверсионных конструкций типа: | |||
а) ребенок должен определить, что сделано раньше | карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку» | Сначала сделал зарядку, потом умылся - | выполнение правильное; |
б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?» | «Петю встретил Миша» | Папин Миша, в рифму, думаю, папа- | выполнение неправильное; задание выполняется неуверенно |
3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу | карточка с предложением: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев» | стая | выполнение правильное; |
4. Исправить предложение | карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке» | Девочка принесла козе корм. | выполнение правильное; |
5. Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное | карточки с предложениями (рисунками): «Слон больше мухи», «Муха больше слона» | Слон больше мухи, потому что муха не бывает большой | выполнение правильное; |
6. Выбрать правильное предложение | карточки с предложениями (рисунками): «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце» | Стало тепло, потому что взошло солнце | выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания |
7. Закончить предложение | карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что ...» | стало холодно | выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания |
Обследование понимания грамматических форм | |||
1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла | картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл. | выполнение правильное; | |
2. Понимание отношений, выраженные предлогами, напрмер: птичка сидит на клеке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку) | специально по добранные сюжетные картинки | выполнение правильное; | |
3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой | перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш | кладёт один предмет напротив другого | выполнение неправильное; непонимание инструкции |
4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары) | картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета | выполнение правильное; | |
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый - (что?), зеленые-? | предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков | выполнение правильное; | |
6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку; « на картинке красное ..., «на картинке красный …», «на картинке красная …» | предметные картинки (яблоко, шар, морковка) | красное яблоко, красный шар, красная морковка | выполнение правильное; |
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке , a он должен показать ее («на скамейке сидят ...», «на скамейке сидит …») | картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то не сколькими лицами 1. На скамейке сидят ребята 2. на скамейке сидит девочка | выполнение правильное; | |
8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Саша) | картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой: Валя упал Женя уснула Саша пришел | выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания | |
9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать, где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д. | сюжетные картинки с изображением соответствующих действий: 1. девочка наливает воду; девочка выливает воду 2. мальчик входит; мальчик выходит 3. дверь открыта; дверь закрыта | выполнение правильное; | |
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает - снял, льет - разлил) | пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий | выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания | |
11. Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д. | пары картинок с изображением соответствующих действий | выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания |
Вывод: Импрессивная речь сформирована недостаточно.