Опросник
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б- Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
А | В | ||||
Б | А | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
Б | В | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | В | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | В | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | В | ||||
А | В | ||||
Б | А |
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.
Приложение 5
Содержание учебного курса "Теоретические основы конфликтологии"
Название темы | Содержание программного материала |
Предмет, цели, задачи курса. | Роль конфликтов в повседневной жизни, в жизни общества. Сущность конфликта, его предмет. Конфликтология как наука, ее основные цели и задачи. |
Конфликтные ситуации в жизнедеятельности человека | Трудные ситуации: в деятельности, во взаимоотношениях внутриличностного плана. Как возникают конфликты. |
Игра "Правила бесконфликтного общения" | |
Поведение человека в трудных ситуациях | Понятие – психологическая устойчивость и конфликтоустойчивость. Оптимальное поведение личности в трудных ситуациях, от чего оно зависит? |
"Шкала реактивной и личностной тревожности" Ч. Спилберга. Обсуждение результатов тестирования. | |
Причины возникновения конфликтов | Объективный фактор возникновения конфликтов. Необходимость выявлять причины конфликта. Основные факторы возникновения конфликтов. |
Игра "В чем причина конфликта". | |
Причины возникновения конфликтов в семье, между родителями и детьми | Рассказ об основных причинах возникновения подобных видов конфликтов. Возможные способы устранения, причины. |
Дискуссия "Как избежать конфликтов с родителями" | |
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, обсуждение результатов тестирования. | |
Объективные составляющие конфликта | Стороны конфликта (основные участники, группы поддержки, другие участники). Предмет и объект конфликта; среда, в которой он происходит. |
Обсуждение объективных составляющих семейных конфликтов. | |
Психологические составляющие конфликта | Мотивы сторон в конфликте. Особенности восприятия конфликтной ситуации. Установки. |
Двойственный характер функции конфликта | Положительные и отрицательные функции конфликтов. Влияние конфликтов на основных участников, социальное окружение. |
Разбор предложенного учащимся конфликта. Его положительные и отрицательные моменты. | |
Внутриличностные конфликты | Подходы к пониманию внутриличностных конфликтов, основные их виды. |
Конфликты в условиях учебной деятельности | Конфликт между учителем и учеником, учеником и родителями, учеником и учеником. |
Дискуссия на тему "Как избежать конфликтов в школе" | |
Итоговое занятие | Обсуждение проблемы изучения конфликтов. |
Приложение 6.
Основные принципы драматизации, предложенные известным социальным психологом Н. И. Шевандриным:
1. Отказ от рассказа в угоду показа.
2. Перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо ("актера").
3. Обмен ролями партнеров по разногласию.
4. Активное привлечение аудитории, причем не только для игрового воспроизведения конфликта, но и для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Методика, предложенная Шевандриным, предполагает ее трехэтапное использование. На первом этапе учащийся, недовольный сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его роль. На втором этапе виновник конфликта сам играет роль "ущемленного". На третьем этапе педагог предлагает участникам разногласий изобразить то, как именно следовало противоположной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта.
Результатом подобной драматизации конфликта может выступить как его разрешение, так и коррекция взаимного поведения.
Приложение 7. Рекомендации по тактике обращения с сопротивлением подростков конструктивному урегулированию конфликта
Тактика | Рекомендуется | Плюсы | Минусы |
Передача адекватной информации о конфликте (мотивы, цели сторон) и путях его урегулирования | При сопротивлении, основанном на отсутствии информации или на не точной информации и анализе, т. е., при неправильном его восприятии. | Может помочь получить согласие на перемены со стороны подростков, когда их убедят | Может потребовать много времени, если в этот процесс вовлечено много ребят |
Привлечение подростков к принятию решений | В ситуациях, где Педагоги не обладают всей необходимой информацией для разработки полной стратегии урегулирования и где ребята имеют значительные возможности для сопротивления | Может помочь ребятам осознать необходимость конструктивного урегулирования конфликта, и их обязанности помочь этому; может интегрировать имеющуюся информацию для составления плана инноваций | Может потребовать много времени и привести к ошибкам в процессе конструктивного урегулирования конфликта |
Облегчение и поддержка | Для случаев, когда имеешь дело с подростками, оказывающими сопротивление только из страха перед личными проблемами | Оптимальная тактика для решения межличностных конфликтов | Может отнять много времени, средств и все же оказаться неэффективной |
Переговоры | В ситуациях, где кто-то один или группа явно проигрывают при конструктивном урегулировании конфликта и где подростки имеют большие возможности оказывать сопротивление | Может быть сравнительно легким способом избежать основного сопротивления | Во многих случаях может быть слишком дорогой тактикой; может настроить других добиваться согласия уговорами |
Кооптация [Кооптация – предоставление лицу, оказывающему (или могущему оказывать) сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении ] | Для специфических ситуаций, в которых другая тактика связана со слишком большими расходами или вообще не осуществима | Может помочь найти поддержку в процессе конструктивного урегулирования конфликта (но меньшую, чем участие членов группы в принятии решений) | Может создать проблемы, если подростки распознают кооптацию |
Маневрирование | В ситуациях, где другая тактика будет неэффективной или слишком дорогой | Может быть сравнительно быстро действующим и не дорогим решением проблемы сопротивления конструктивному урегулированию конфликта | Педагог может лишиться какой-либо доли доверия к себе; может привести к появлению проблем |
Принуждение | Для ситуаций, где необходима быстрота и где педагог обладает значительной властью | Может быстро пре одолеть любой вид сопротивления конструктивному урегулированию конфликта | Рискованная; может создать у ребят озлобленное отношение к педагогу |