Лекция 2. Теории и технологии воспитания
1. Сущность воспитания
2. Цели, содержание, методы и формы воспитания
3. Коллектив как объект и субъект воспитания
4. Воспитательная система
Литература:
1. Воспитательная деятельность педагога / под общей редакцией В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. – М., 2006. – 336 с.
2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. – М., Просвещение , 1990.
3. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.
4. Рожков, М.И. Байбородова Л.В.Теория и методика воспитания – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 384 с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
6. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений– 6-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 512 с.
7. Титова, Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
1. Воспитание в широком смысле - процесс и результат развития личности происходящий в процессе усвоения социального опыта. В этом случае можно рассматривать воспитание как социализацию. Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социальных норм и ценностей, необходимых ему для жизни в обществе.
2. Воспитание в специальном узком педагогическом смысле есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
l Влияние на личность может проходить в процессе непосредственного воздействия на личность воспитанника (при этом существуют субъект – объектные отношения) – это может происходить в процессе использования методов внушения, убеждения, беседы…
l Влияние может означать взаимодействие воспитателя и воспитанника и тогда речь будет идти о S-S отношениях (например, участие в коллективной творческой деятельности)
l Влияние может идти опосредованно, через создание условий, соответствующей среды S – условия – S (например загородный детский лагерь)
l Влияние может представлять собой управление деятельностью воспитанников, включая функции анализа, планирования, организации и контроля.
В проекте «Закона об образовании» воспитание рассматривается как–специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
2. Цель воспитания:
Цель – представление о предполагаемом конечном результате деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что цель является системообразующей характеристикой деятельности, в том числе педагогической, воспитательной.
Существует 3 основные цели в воспитании:
- идеальная – некий идеал, к которому стремиться общество, школа, педагог (например, всестороннее гармоничное развитие личности)
- результативная цель – прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика (выпускника) и который планируется достичь за определенный промежуток времени. Результативная цель должна быть направлена на развитие личности, формирование интеллектуального, нравственного, эстетического, коммуникативного, физического потенциала личности; на овладение системой ЗУНов, способов творческой деятельности, приемами, методами самопознания и саморазвития; должна быть сопряжена с интересами и ценностными установками членов коллектива, общества; должна обеспечиваться необходимыми ресурсами; цель должна быть конкретной, реальной, достижимой, диагностируемой.
- процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования определенных качеств выпускника (учащегося). Эти цель могут быть сформулированы следующим образом: использовать воспитательные возможности народных праздников, национальной культуры для…, ввести в расписание уроки общения для формирования и развития коммуникативной культуры, обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых школьных дел для…
Цели воспитания могут быть стратегические и тактические:
- стратегические цели ставятся на достаточно длительный период. Они предполагают этапность в их достижении, конкретных организационно-педагогических мероприятий, направленных на их реализацию. Эти цели и этапы отражаются в целевых воспитательных программах.
- тактические цели предполагают определение ближайшей перспективы и прогнозируют результаты проведения конкретного воспитательного мероприятия или дела.
Выделяются цели общие и индивидуальные.
При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.
В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.
Целеполаганиев воспитательном процессе – это способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целей, формулирование задач, конкретизирующих цель, путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем). Целеполагание предполагает постоянный анализ эффективности процесса и в соответствии с этим коррекцию педагогических воздействий и целей.
Выдвигая и формулируя цели воспитания педагог должен руководствоваться имеющейся у него педагогической информацией:
- Закон об образовании РФ
- документы правительства, министерства образования по вопросам образования
- основные тенденции развития общества
- интересы и потребности детей и родителей
- уровень воспитанности детей
- уровень развития детского коллектива
- возможности образовательного учреждения
- собственные интересы и возможности
- особенности социальной среды
Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.
Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
Цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа[27].
Воспитательные результатыможно рассматривать как уровневые[28].
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание воспитания.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Метод воспитания – это путь (способ) достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Методы воздействующие на сознание | Методы организации деятельности | Методы стимулирования |
Рассказ Разъяснение Этическая беседа Внушение Диспут Пример Объяснение Лекция Увещевание Инструкция Доклад | упражнение приучение пед. Требование поручение общественное мнение воспитывающая ситуация | поощрение наказание соревнование |
Формы воспитательной работы.Форма — это внешнее выражение содержания.
Существует множество классификаций форм воспитательной работы:
l По количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: коллективные, групповые, индивидуальные;
l По характеру деятельности, в которую включаются дети: репродуктивные и творческие;
l По времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой (малые формы работы), с длительной подготовкой;
l По способам включения в деятельность: с обязательным и добровольным участием;
l По способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно;
l По наличию взаимодействия с другими коллективами: открытые, закрытые;
l По позиции участников и целевой направленности: мероприятия, дела, игры (Е. Титова).
l По основным действиям воспитанников: акция, бал, вечер, дискотека, игра, конкурс, линейка, митинг, огонек, ...