Нагревание и охлаждение двигателя

При работе электродвигателя в нем имеют место потери энергии в стали, меди и потери на трение, которые вызывают его нагревание. Процесс нагревания отдельных частей электродвигателя происходит неодинаково, так как электродвигатель представляет собой неоднородное тело и условия нагревания различных частей различны. Учет всех явлений тепловых процессов представляет весьма большие трудности. Поэтому для упрощения тепловых расчетов условно принимают, что электродвигатель представляет собой однородное в тепловом отношении тело, теплопроводность которого равна бесконечности. Кроме того, считают, что теплоотдача во внешнюю среду пропорциональна первой степени разности температур.

В соответствии с принятыми допущениями уравнение теплового баланса электродвигателя при неизменной нагрузке будет иметь следующий вид:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (l)

где Q - количество тепла, сообщаемое электродвигателю в единицу времени, кал/сек;

С - теплоёмкость тела, т.е. количество тепла, необходимое для повышения температуры тела на 1°, кал/град.;

А - теплоотдача тела - количество тепла, рассеиваемое поверхностью тела в секунду при разности температур тела и среды в 1°, кал/сек · град.;

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru - превышение температуры тела над температурой окружающей среды, в градусах.

После интегрирования выражения (1) получаем:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (2)

Постоянная интегрирования может быть найдена из начальных условий: при t=1 начальный перегрев Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (3)

Подставляя значение постоянной интегрирования в (2), получим:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (4)

Обозначая в равенстве (4) Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru и Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , после несложных преобразований получим уравнение, определяющее закон изменения температуры перегрева электродвигателя от времени:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (5)

Если в начальный момент температура перегрева равна нулю, уравнение нагрева принимает следующий вид:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (6)

Из анализа уравнений (5) и (6) видно, что при Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , т.е. Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru - это значение установившейся температуры перегрева, которое достигается электродвигателем по истечении бесконечно большого промежутка времени.

Практически, установившейся температуры двигатель достигает за время, равное Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru - называется постоянной времени нагрева.

Кривые нагрева, построенные по уравнения (5) и (6), представлены на рисунке 7.1.

Уравнение, определяющее закон изменения температуры электродвигателя при охлаждении, можно получить из уравнения (5), если подставить в него вместо Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru температуру перегрева, с которой начинается охлаждение Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , вместо Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru - температуру, до которой охлаждается электродвигатель Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , а вместо Тн постоянную времени охлаждения Т0.

После подстановки имеем:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (7)

В случае, когда охлаждение электродвигателя совершается до температуры окружающей среды Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , уравнение (7) приобретает вид:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru (8)

Кривые охлаждения, построенные по уравнениям (7) и (8), представлены на рисунке 7.2.

Постоянная времени нагрева и методы ее определения

Из уравнений, определяющих закон изменения температуры электродвигателя, следует, что основной величиной, характеризующей процесс нагревания, является постоянная времени нагрева.

Постоянная времени нагрева зависит от конструкции и размеров двигателя. Ее величина для двигателей защищенных, небольшой мощности, лежит в пределах 10-20 мин., а для крупных закрытых электродвигателей она достигает нескольких часов.

Выражение постоянной времени нагрева ТН=С/А показывает, что ее значение зависит также и от условий вентиляции машины.

Естественно, что у электродвигателей, имеющих более интенсивный отход тепла, постоянная времени нагрева меньше. Следует иметь в виду, что уменьшение скорости вращения вызывает увеличение постоянной времени нагрева, так как при этом ухудшаются условия вентиляции. Так постоянная времени нагрева у двигателей с самовентиляцией в неподвижном состоянии достигает четырехкратного значения постоянной нагрева при вращении.

Аналитическое определение постоянной времени нагрева очень сложнои недостаточно точно. Поэтому её, как правило, определяют, пользуясь экспериментальными данными, в частности, из кривой зависимости превышения температуры от времени и установившегося значения температуры перегрева двигателя при номинальной нагрузке.

а) Определение Тн , исходя из её физического смысла.

Постоянную времени нагрева можно представить как время, в течение которого превышение температуры машины, достигнет установившегося значения при отсутствии отдачи тепла в окружающую среду, т.е. при А=0.

Уравнение теплового баланса (1) при этом будет иметь вид:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru . (9)

Рассматривая случай, когда при t = 0, Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , после интегрирования получим: Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , (10)

где Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Подставляя значение установившейся температуры в равенство (10), получим:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

В реальных условиях при наличии теплоотдачи, температура двигателя за время Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru поднимется до значения, несколько меньшего Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Величина этой температуры определится, если в уравнении (6) принять Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru . При этом получим:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Величиной 0,632 можно воспользоваться для определения постоянной времени нагрева при наличии опытной кривой Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

На кривой Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru находится точка Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , из которой опускается перпендикуляр на ось абсцисс; отрезок времени, заключенный между началом координат и перпендикуляром, будет равняться постоянной времени нагрева. Определение Тн данным методом показано на рисунке 7.3.

б) Определение Тн с помощью касательной к кривой Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Отрезок прямой Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , отсекаемый касательной и вертикалью, проведенной в точке касания, дает величину постоянной времени нагрева.

Это легко доказывается, например, для касательной, проведенной из начала координат (рисунок 7.4). Для доказательства возьмем первую производную выражения (6) по времени:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Для t=0 Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , а Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru ; тогда Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Из рисунка 7.4 видно, что Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , а Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , тогда Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Определение Тн с помощью касательной справедливо для любой точки кривой Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , но так как экспериментальная кривая несколько отличается от теоретической, то практически при определении постоянной времени нагрева берут среднее значение Тн из трех: в начале процесса, при Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru и Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

в) Определение Тн интегральным методом.

В уравнении нагрева Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru второй член правой части Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru представляет собой для любого момента времени отрезок, заключенный между Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru и кривой нагрева.

Если взять интеграл от этой величины в пределах от t=0 до t=t1, то получим площадь S заключенную между кривой нагрева, осью ординат, асимптотой и вертикалью ab (рисунок 7.5). Действительно

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru ,

но так как Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , то будем иметь Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru , откуда Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru .

Следовательно, для определения постоянной времени нагрева интегральным способом необходимо измерить при соответствующем учете масштабов площадь S и ее числовое значение разделить на Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru . Этот метод определения Тн более точен по сравнению с предыдущим.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. До начала исследования необходимо ознакомиться с электрооборудованием установки и методом измерения температуры.

2. 3аписать паспортные данные электродвигателя.

3. Замерить температуру железа статора и обмотки статора в лобовой части, а также температуру окружающей среды.

4. Произвести пуск электродвигателя.

5. Установить номинальную нагрузку электродвигателя.

6. Через каждые пять минут замерять температуру железа, обмотки статора и окружающей среды.

7. По достижении установившейся температуры электродвигатель отключить от сети.

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рисунок 7.1

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рисунок 7.2

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рисунок 7.3

Элементы схемы (рисунок 7.6)

М - приводной асинхронный электродвигатель,

G1 – нагрузочный генератор, G2 - тахогенератор,

SB1 и SB2 - кнопки «Стоп» и «Пуск» соответственно,

KM1– линейный контактор,

QF1, QF2 - автоматические выключатели,

Rн– нагрузка.

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рисунок 7.4

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рисунок 7.5

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Для оформления работы требуется:

1. Вычертить принципиальную схему установки, привести данные машин и используемых приборов.

2. Построить кривые нагрева и охлаждения Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru для обмотки статора в лобовой части, для железа статора.

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рисунок 7.6

3. Определить постоянные времени нагрева и охлаждения обмотки статора тремя методами.

4. Рассчитать аналитическую кривую нагрева или охлаждения.

5. Дать заключения и выводы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные положения классической теории нагрева.

2. Понятие длительного режима работы электродвигателя.

3. Постоянная времени нагрева и методы её расчета.

4. Основные классы изоляционных материалов.

Лабораторная работа №8

Наши рекомендации