Концепция этической духовности
Одно из наиболее целостных и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содержится в русской философской мысли конца XIX — начала ХХ века.
В основе этого воззрения — идея развития духовности как душевности.
По мнению русских философов, высшая духовность, невозможна без душевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
С точки зрения В. С. Соловьева, духовность — это стыд, милосердие, благоговение перед добром.
Только разумность, слитая с сердечностью, при преобладании сердечности, может лежать в основе духовности. Вспомним слова Ф. Достоевского: «Космическая гармония неприемлема, если она игнорирует индивидуальную судьбу. Все счастье мира не стоит слезинки ребенка».
Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него. Духовному человеку не свойственно всякое исключительное отстаивание своей личности, своей односторонней личной правды. Идея соборности сознания лежит в основе понимания сути развития и прогресса русского общества: переустройство жизни не путем борьбы, революции, а через взаимное дополнение духовных личностей, нравственное единение всех людей (Л. Толстой, Н. Грот). Именно в духовно-нравственном совершенствовании себя и человеческих отношений видят смысл и назначение человеческой жизни русские философы. На этих гуманных идеях взращена педагогическая мысль, у истоков которой стояли Л. Толстой, В. Розанов и другие. Образование, по мнению В. Розанова, призвано, прежде всего, изменять душу человека, утончать ее требования, возвышать ее стремления, делать ее более отзывчивой и чуткой. Воспитание должно быть направлено на духовное развитие человека, который был бы сосредоточен не на себе, а на других, человека совестливого, открытого и верного, умеющего соотносить свои интересы с интересами других людей. В конечном итоге социальное назначение школы - это создание общности людей, ориентированных на духовные ценности, сознательно устремленных на их утверждение.
Философия космизма
Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно-философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме проходят через мировую культуру как восточную, так и западную.
Знаменательно, что именно в России космическая тема человека на рубеже XIX — ХХ веков оформляется в научное направление. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. К. Манеев, В. Н. Муравьев, Н. К. Рерих и другие.
Принципиально новым качеством миропонимания философов-космистов, его определяющей чертой выступает идея активной эволюции, которой обосновывается необходимость нового, сознательного этапа развития мира. Человек здесь — существо, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу.
Важное место в этой концепции занимают представления о непрерывности жизни. В. И. Вернадский писал: «Мы не должны забывать, что представление о вечности жизни... более отвечает научным фактам… Идея вечности и безначальности жизни — помимо ее космических представлений — давно проникает в научное мировоззрение мировоззрение отдельных натуралистов... сейчас эта идея получает в науке особое значение, так как наступил момент истории мысли, когда она выдвигается вперед как важная и глубокая основа слагающегося нового научного мировоззрения будущего».
В. И. Вернадский считал, что познание человеком окружающего мира идет по трем взаимообогащающим направлениям: через науку, искусство и религию. Наступило время синтеза. Необходимо соединить в единое целое знания и опыт человечества, чтобы получить качественно новое расширенное представление о мире и законах его бытия.
Именно эта функция синтеза древних и современных знаний Востока и Запада была реализована в философии наших соотечественников Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. «Живая Этика» — философско-этическое и духовно-нравственное Учение, созданное ими в сотрудничестве с группой индийских философов, универсально и космично, в нем представлены все аспекты бытия в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Человек здесь — обладатель космической энергии, а Космос — одухотворенная система, где дух — одна из главных сил Природы. Дух, согласно Учению, есть материя в ее высшей стадии развития. Качественные различия между духом и материей не отрицают их генетического единства и объясняются разнообразием форм проявления единой субстанциальной основы Вселенной: Духо-Материи. Существует семь основных планов, или видов, космической материи, лежащих в основе как человеческого существа, так и всего Космоса.
Первый план — физическое тело. Это плотноматериальная оболочка человека, соответствующая физической, земной сфере пространства. Она выполняет функцию взаимодействия физического тела с внешней средой и реализации воли сознания.
Второй план — эфирное тело, «жизненное начало». Это более тонкоматериальная структура, являющаяся проводником жизненной силы. Она тоже относится к физическому комплексу человека.
Третий план — астральное тело. Это тонкоматериальный субстрат человеческой структуры, составляющий область эмоционально-чувственных проявлений человеческой психики.
Четвертый план — ментальное тело, так называемый рассудочный ум, соответствующий сфере, близкой интеллекту, но характеризующийся более конкретным, предметно-бытовым содержанием мышления.
Эти четыре плана считаются низшими в силу эволюционной ограниченности их природы и в конечном итоге подлежат уничтожению.
Бессмертное начало, самосознание и духовную сущность человека составляют три последующих плана, называемых в «Живой Этике» Индивидуальностью, высшим «Я» человеческого существа.
Пятый план — это абстрактный ум, высший интеллект, являющийся ядром сознания.
Шестой план — высший духовный ум, интуиция — духовно-творческое начало, принадлежащее миру духовной мудрости, знаний и любви, соединенных в одно целое.
Седьмой план — чистый дух, осуществляющий функцию универсаль- ного единства, «вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе» (Е.И. Рерих).
Каждый план человека адекватен определенному плану космического пространства, между ними постоянно происходит энергоинформационный обмен. Поэтому любое проявление человека (мысль, слово, эмоция, поступок) оказывает воздействие на высшие планы Космоса. Эволюционная задача человека и человечества — преобразование низших планов природы человека путем проявления высших творческих возможностей, заложенных в потенциале его духовной сущности.
Такое понимание природы человека позволяет уйти от односторонности его развития и определяет три важнейших направления в воспитании: физическое, эмоционально-чувственное и интеллектуально-духовное. Это те ступени, которые подводят человека к постижению своего высшего «Я».
Любовь, Красота и Знание — так определяет Е. И. Рерих те пути, которые ведут к этой цели.
Вселенная здесь рассматривается как энергосистема беспредельных размеров, а человек — как ее неотъемлемая часть.
Жизнь человека находится под влиянием тех законов, по которым развивается Космос. Эти законы можно проверить только с помощью опыта и интуиции, наблюдая за их действием в собственной жизни. Но независимо от того, знаете вы их или нет, как любые законы природы они действуют сто процентов времени и играют центральную роль в обретении человеком гармонии с собой и окружающим миром. Более подробно познакомиться с этими законами вы можете в книгах Учения, здесь мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Важнейший из этих законов - Закон причины и следствия, который гласит, что каждое следствие в вашей жизни имеет причину. Нет ничего случайного. Мы живем в упорядоченной Вселенной, управляемой строгими законами, и осознание этого - ключ к пониманию любого другого закона или принципа.
В книге Притч Соломона сказано: «Что посеешь, то и пожнешь.» Закон причины и следствия в этой версии звучит как закон сева и жатвы. Он гласит, что пожнете вы только то, что посеяли. Если в будущем вы хотели бы «снять другой урожай» в любой из областей вашей жизни, то сегодня должны посеять соответствующие семена. Прежде всего, это относится к семенам разума: мысли есть причины, а условия есть следствия. В вашей жизни все начинается с определенной мысли, вашей или чьей-то еще. Изменив качество вашего мышления, вы измените и качество вашей жизни.
Следующий закон - Закон магнита, или притяжения, который гласит, что вы представляете собой живой магнит. Вы постоянно привлекаете в свою жизнь людей и ситуации, находящиеся в резонансе с вашими доминирующими мыслями и чувствами. Подобное притягивает подобное.
Ваши мысли - это форма энергии, которая вибрирует со скоростью, определяемой силой эмоций, сопровождающих эти мысли. Закон Магнита нейтрален, как и все другие законы, он может помочь, но может и навредить. Его можно рассматривать как вариацию закона сева и жатвы. Вот почему философ сказал:
Посей мысль, и пожнешь поступок;
Посей поступок, и пожнешь привычку;
Посей привычку, и пожнешь характер;
Посей характер, и пожнешь судьбу.
Закон соответствияво многом обобщает все сказанное. Он гласит: «Что внутри, то и снаружи». Это означает, что ваш внешний мир есть отражение мира внутреннего. Нужно изменить себя, внутренне стать другим человеком, прежде чем результаты проявятся внешне.
Один из важнейших вопросов, который вы можете себе задать: «Каким человеком я должен быть, чтобы заслужить уважение значимых для меня направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.
Практическое занятие № 3