РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММы Microsoft PowerPoint
Компьютерная презентация позволяет членам комиссии одновременно изучать дипломную работу и контролировать выступление студента-выпускника. Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представление служит существенным критерием при оценке дипломной работы членами аттестационной комиссии.
Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 8 – 10 слайдов:
1 слайд – титульный лист работы с указанием темы;
2 слайд – общая характеристика актуальности исследования;
3 слайд – объект, предмет, гипотеза исследования;
4 слайд – цель, задачи исследования;
5 слайд – характеристика экспериментальной площадки и названия использованных психодиагностических методик;
6 – 8 слайды – таблицы, рисунки по второй главе (по анализу собранных фактических материалов);
7 – 9 слайды – программа формирующего эксперимента, фотоиллюстрации;
10 слайд – основные выводы, оценка перспектив темы диплома для дальнейшего исследования.
Основными принципами при составлении компьютерной презентации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), адекватность (разумное использование ярких эффектов).
Необходимо начать компьютерную презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом. В заголовке приводится название дипломной работы, фамилия, имя, отчество её автора; фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание и должность научного руководителя.
Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок. Рекомендуется также сделать нумерацию слайдов. В итоговом слайде можно выразить благодарность руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации.
При подготовке презентации можно использовать имеющиеся в программе шаблоны. При разработке оформления следует использовать единый дизайн слайдов. Не следует увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет не достаточным. Рекомендуется подбирать два-три различных фоновых оформления презентации для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.
Не рекомендуется в процессе защиты использовать эффекты анимации. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения Вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Исключение составляет ситуация, когда динамическая анимация эффективна, например, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую студентом-выпускником.
Презентация легко поможет студенту провести защиту бакалаврской работы, но она не должна его заменить. Если студент только читает текст слайдов, то это сигнал комиссии, что он не ориентируется в содержании дипломной работы. Но если студент растерялся, то прочтение презентации будет единственным спасением. По каждому слайду можно подготовить заметки (Вид – страницы заметок). Можно распечатать их (Печать – печатать заметки) и использовать при подготовке (и, в крайнем случае, на самой презентации во время защиты дипломной работы). Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала. Для управления презентацией следует использовать интерактивные кнопки (вперед-назад) или клавиатуру (клавиши PgUp – PgDn). Это может потребоваться не только при защите, но и при ответе на вопросы, когда члены комиссии попросят вернуться к определенному слайду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной (бакалаврской) работы
1. Ващенко, Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. – 6-е изд., испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 349 с.
2. Ганенко, А. П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) : учебник для нач. проф. образования / А. П. Ганенко, М. И. Лапсарь. – 6-е изд., стер. – М. : ИЦ «Академия», 2010. – 336 с.
3. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 284 с.: Режим доступа: ЭБС znanium.com, по паролю. – Дата обращения 20.08.2013
4. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – 3-е изд., перераб и доп. – Ростов н/Д : ИЦ «МарТ» : Феникс, 2010. – 220 с.
5. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с.
6. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.
7. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие / В.В. Кукушкина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 265 с.: Режим доступа: ЭБС znanium.com, по паролю. – Дата обращения 20.08.2013.
8. Орехова Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. Ф. Орехова, Н. Ф. Ганцен. - 4-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 139 с.: Режим доступа: ЭБС znanium.com, по паролю. – Дата обращения 20.08.2013.
9. Русский язык и культура речи: учеб пособие / под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. Школа, 2010. – 293 с.
Приложение 1