Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ

Учебная практика

Программа учебной практики по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

профилю «Специальная психология»

Волгоград

Обсуждена на заседании кафедры (полное название кафедры) « ___ » _________ 201__г., протокол № ____

Зав. кафедрой (полное название кафедры)

_____________ ______________ ____________

(подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (дата)

Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета (полное название выпускающего факультета или института) « ___ » __________ 201__ г., протокол № ____

Председатель учёного совета (название факультета или института)

_____________ ______________ ____________
(подпись) (Ф.И.О. пред. уч.сов.) (дата)

Утверждена на заседании Учёного совета ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» «___» __________ 201__г., протокол № ____

Отметки о внесении изменений в программу:

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Разработчик:

Ярикова С.Г., кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой специальной педагогики и психологии,

Программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 63) и учебным планом по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Специальная педагогика»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» (от «__» _______ 201__ г., протокол № __)

1. Цель учебной практики

Учебная практика специального психолога состоит из трех модулей:

Целью учебной практики первого модуля (Ознакомительная практика в МОУ) является погружение в профессионально-психологическую среду, формирование у будущих бакалавров специального (дефектологического) образования представлений о видах и средствах деятельности специального психолога в условиях муниципального образовательного учреждения, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин.

Цельюучебной практики второго модуля(Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ)является формирование умений наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных и интегрированных учреждениях для детей с нарушениями развития, обобщать передовой педагогический опыт; сопоставлять теоретические знания и практическую деятельность специального психолога.

Целью учебной практики третьего модуля(Учебно-исследовательская практика) является: формирование прикладных умений:

- исследовательские –анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;

- психолого-педагогические – анализ социальной-психологической ситуации развития ребенка, его психологических проблем,

- специально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.

Задачи учебной практики

Модуль 1: Ознакомительная практика в МОУ:

Задачи в ходе освоения первого модуля:

- знакомство с целями, задачами, функциональными обязанностями специального психолога учреждения социальной защиты или здравоохранения, методами его работы и

основными видами используемой документации.

- приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения:вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов,

− проведение анализа содержания деятельности специального психолога учреждения социальной защиты, формы и методы его работы;

− знакомство со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых специальным психологом учреждения социальной защиты;

- проведение рефлексивного анализа актуальных профессионально-личностных качеств будущего специального психолога.

Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ

Задачи студента в ходе освоения второго модуля практики:

- знакомство с целями, задачами, функциональными обязанностями специального психолога образовательного учреждения, методами его работы и основными видами используемой документации,

− проведение анализа содержания деятельности специального психолога образовательного учреждения, форм и методов его работы;

- знакомство с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей: педагог-дефектолог – врач – специальный психолог - педагог-воспитатель;

Модуль 3 Учебно-исследовательская практика

Задачи студента в ходе освоения третьего модуля практики:

- осуществление студентами сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по проблеме для подготовки аналитического обзора в соответствии с темой выбранного исследования, составление программы исследовательской работы и проведение эмпирического исследования,

− знакомство с особенностями проведения прикладных диагностических исследований, психологического просвещения и другими видами работы специального психолога в системе образования;

− знакомство со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых психологом образовательного учреждения;

- изучение специальной литературы и другой научной информации, знакомство с достижениями отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности.

Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- коррекционно-педагогическая;

- диагностико-консультативная;

- исследовательская;

- культурно-просветительская.

и задачами профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Наши рекомендации