Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ
Учебная практика
Программа учебной практики по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
профилю «Специальная психология»
Волгоград
Обсуждена на заседании кафедры (полное название кафедры) « ___ » _________ 201__г., протокол № ____
Зав. кафедрой (полное название кафедры)
_____________ ______________ ____________
(подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (дата)
Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета (полное название выпускающего факультета или института) « ___ » __________ 201__ г., протокол № ____
Председатель учёного совета (название факультета или института)
_____________ ______________ ____________
(подпись) (Ф.И.О. пред. уч.сов.) (дата)
Утверждена на заседании Учёного совета ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» «___» __________ 201__г., протокол № ____
Отметки о внесении изменений в программу:
Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)
Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)
Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)
Разработчик:
Ярикова С.Г., кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой специальной педагогики и психологии,
Программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 63) и учебным планом по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Специальная педагогика»), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» (от «__» _______ 201__ г., протокол № __)
1. Цель учебной практики
Учебная практика специального психолога состоит из трех модулей:
Целью учебной практики первого модуля (Ознакомительная практика в МОУ) является погружение в профессионально-психологическую среду, формирование у будущих бакалавров специального (дефектологического) образования представлений о видах и средствах деятельности специального психолога в условиях муниципального образовательного учреждения, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин.
Цельюучебной практики второго модуля(Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ)является формирование умений наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных и интегрированных учреждениях для детей с нарушениями развития, обобщать передовой педагогический опыт; сопоставлять теоретические знания и практическую деятельность специального психолога.
Целью учебной практики третьего модуля(Учебно-исследовательская практика) является: формирование прикладных умений:
- исследовательские –анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;
- психолого-педагогические – анализ социальной-психологической ситуации развития ребенка, его психологических проблем,
- специально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.
Задачи учебной практики
Модуль 1: Ознакомительная практика в МОУ:
Задачи в ходе освоения первого модуля:
- знакомство с целями, задачами, функциональными обязанностями специального психолога учреждения социальной защиты или здравоохранения, методами его работы и
основными видами используемой документации.
- приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения:вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов,
− проведение анализа содержания деятельности специального психолога учреждения социальной защиты, формы и методы его работы;
− знакомство со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых специальным психологом учреждения социальной защиты;
- проведение рефлексивного анализа актуальных профессионально-личностных качеств будущего специального психолога.
Модуль 2 Специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ
Задачи студента в ходе освоения второго модуля практики:
- знакомство с целями, задачами, функциональными обязанностями специального психолога образовательного учреждения, методами его работы и основными видами используемой документации,
− проведение анализа содержания деятельности специального психолога образовательного учреждения, форм и методов его работы;
- знакомство с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей: педагог-дефектолог – врач – специальный психолог - педагог-воспитатель;
Модуль 3 Учебно-исследовательская практика
Задачи студента в ходе освоения третьего модуля практики:
- осуществление студентами сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по проблеме для подготовки аналитического обзора в соответствии с темой выбранного исследования, составление программы исследовательской работы и проведение эмпирического исследования,
− знакомство с особенностями проведения прикладных диагностических исследований, психологического просвещения и другими видами работы специального психолога в системе образования;
− знакомство со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых психологом образовательного учреждения;
- изучение специальной литературы и другой научной информации, знакомство с достижениями отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности.
Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- коррекционно-педагогическая;
- диагностико-консультативная;
- исследовательская;
- культурно-просветительская.
и задачами профессиональной деятельности:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;
осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
в области диагностико-консультативной деятельности:
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;
планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;
организация культурного пространства образовательного учреждения;
взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;
пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.