Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделя- ются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстра- иваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и тех- нологический.
А. Объектный фактор — это фактор, установленный лицом (груп- пой), в отношении которого осуществляется социально-педагогичес- кая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обу- словленность и гуманизм.
Принцип природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это оз-
22 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
начает, что при определенных условиях может иметь место соответст- вующая направленность и динамика развития и воспитания конкрет- ного человека.
Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-при- родному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном слу- чае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека. Со- блюдение этих требований позволит наиболее полно использовать ин- дивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их на- правленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основ- ные требования — это:
— знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогичес- кую работу;
— изучать и знать не только возрастные и половые индивидуаль- ные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности че- ловека — объекта социально-педагогической работы;
— соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальны- ми возможностями;
— в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особеннос- ти индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекцион- но-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее опти- мальные условия индивидуального самосовершенствования;
— в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального под- хода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Че- ловек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным че- ловеком необходим особый подход, способы и методики социально- педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную ре- ализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социаль- но-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализу-
Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 23
ется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обуслов- ленности и в его интересах.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагности- ка, стремление социального педагога наиболее полно понять индиви- дуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оце- нить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на ос- нове познаваемой индивидуальности;
— предусматривать особенности начального этапа работы с чело- веком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в про- цессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;
— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для че- ловека в процессе социально-педагогической работы с ним.
Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. hu- manus — человечный) означает систему взглядов, признающих цен- ность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике озна- чает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
— развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;
— воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
— гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволен- ностью;
— в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить призна- ние его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полно- му и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.
24 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
Б. Субъектный фактор — это фактор, обусловливающий своеобра- зие организации и осуществление социально-педагогической деятель- ности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) про- цесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и вза- имосвязь профессионализма и действенности социально-педагогичес- кой деятельности.
|
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Каза- лось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда — сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, вос- приятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профес- сиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отреша- ясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его де- ятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.
Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффектив- ность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагоги-
Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 25
ческим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеоб- разием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем невозможно.
Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:
— объект социально-педагогической деятельности, среда, решае- мые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно- го обеспечить результативность;
— в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настра- ивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
— в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
— в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и не- достатки, что является основой стимулирования самосовершенствова- ния педагога;
— овладение педагогическим опытом другого лица предусматрива- ет необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности соци- ально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше про- фессионализм специалиста, тем он более способен выбирать опти- мальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспе- чивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необ- ходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального ра- ботника. Его следует учитывать при:
— профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);
— организации работы с молодым специалистом;
— обеспечении прогнозируемого результата;
— повышении ответственности специалистов.
Профессиональная подготовленность определяется соответствую- щей компетентностью, умением и внутренней потребностью соци- ального работника реализовать ее в конкретных условиях и к опреде- ленному объекту.
Основные требования принципа:
— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес- кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта оп- ределяется субъект. На практике это требование далеко не всегда вы-
26 Раздел I. Научно-теоретические ocновны социальной педагогики
полнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);
— следует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности;
— специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональ- ной самореализации;
— в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педаго- гической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимули- рующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.
В. Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или су- щественно снизить их негативное влияние. Наиболее важными прин- ципами при этом являются: культуросообразность, социальная обу- словленность, средовая обусловленность.
Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкрет- ных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который харак- терен для среды его жизнедеятельности.
Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходи- мость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.
Основные требования принципа:
— приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной
(народной) культуре;
— использовать в воспитательной деятельности своеобразие на- родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, тради- ций, обычаев и пр.);
— начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культу- ры и языки других народов изучать на фоне родного языка и куль- туры;
— активно использовать культурное наследие прошлого, культур- ные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.
Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 27
Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:
— организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);
— социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в со- ответствии с его социально-педагогической политикой);
— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответст- вия требованиям учреждения;
— социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;
— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.
|
|
— для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) суще- ствует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благо- приятная), неблагоприятная среда;
— с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятель- ности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;
— социальному работнику необходимо уметь прогнозировать вли- яние среды и стремиться наиболее полно использовать положитель-
28 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
ные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрали- зуя влияние негативных;
— факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального вни- мания к ним в процессе профессиональной деятельности;
— факторы среды нередко являются средством воспитания ребен- ка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать ха- рактер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе соци- ально-педагогической работы.
|
относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отража- ются закономерности самой технологии воспитания: целенаправлен- ность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.
Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаи- мообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон дея- тельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение кото- рых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учиты- вается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неиз- бежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов со- циально-педагогической деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем заключается закономерный, объективный характер принципов социальной педагогики?
2. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социаль- ностью личности?
3. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социаль- ным фактором формирования и развития личности?
|
5. В чем проявляется взаимосвязь принципов социальной педагогики и каково их влияние на цели, задачи, содержание и способы реализации?
6. Каковы основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые не- обходимо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности?
Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 29
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Принцип (на примере одного из принципов социальной педагогики) и реализа- ция его требований в социальной работе.
2. Основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходи- мо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галагузова МЛ. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Соци- альная работа. 1992. № 6.
2. Виеиаид М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики // Социальная работа. 1992. № 6.
3. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996.
4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
Г л а в а 3
Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования
Профессиональная деятельность социального работника представ- ляет собой систему последовательных этапов — определенный про- цесс.
Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;
2) общая характеристика основных компонентов социально-педа- гогического процесса.
§ 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
Понятие «процесс» происходит от лат. processus — прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последова- тельная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое дви- жение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие
«педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образова- тельных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и фор- мирования личности последнего (Т.А. Стефановская).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым
(1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде
«Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовер- шенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 31
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, пред- ставляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свой- ствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимос- тью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-пе- дагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной груп- пе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением млад- шему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобрете- ния человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней сто- роны может быть понят как передатчик культуры от старшего поко- ления к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живуще- му». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого обще- ства.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической за- дачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с оп- ределенной категорией людей, например с детьми, имеющими откло- нения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной дея- тельности;
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определен- ной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспи- тательной работы.
32 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, ка- сающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимо- обусловленность, представляющие целостный характер педагогичес- кого процесса.
Социально-педагогический процесс — это взаимодействие социаль- ного работника и клиента, направленное на решение социальной про- блемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побужде- ние, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою соци- альную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внут- ренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последователь- ность действий (социально-педагогическую деятельность) социально- го работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимоо- бусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внеш- ний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможнос- тями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль — наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутренне- го педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического про-
цесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею со- ответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее ре- шения.