Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Методические рекомендации
Для студентов очной и заочной форм обучения
по специальности 071301 «Народное художественное творчество»
квалификации «Режиссер любительского театра, преподаватель»
специализации «Любительский театр»
Барнаул 2012
ББК 85.3я7
В2927
Утверждены на заседании кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства 16.05.2012 г., протокол № 9
Рекомендованы к изданию Советом факультета художественного
творчества 28.05.2012 г., протокол № 9
Составители:
старший преподаватель А.И. Вахрамеева
Засл. работник культуры РФ, кандидат искусствоведения,
профессор Е.Ф. Шангина
Рецензент:
Засл. работник культуры РФ, профессор
В.А. Андрейчук
В927 | Выпускная квалификационная работа : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071301 «Народное художественное творчество», квалификации «Режиссер любительского театра. Преподаватель», специализации «Любительский театр» / сост. А.И. Вахрамеева, Е.Ф. Шангина ; Алт. гос. акад. культуры и искусств, каф. театральной режиссуры и актёрского мастерства. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад культуры и искусств, 2012. – 25 с. Методические рекомендации помогут подробно сориентировать студента выпускника при выполнении выпускной квалификационной работы ББК 85.3я7 |
© Алтайская государственная академия
культуры и искусств, 2012
Содержание
Пояснительная записка…........................................................................... | |
Этапы подготовки ВКР……………………………………...................... | |
Структура текстовой части ВКР.................................................……....... | |
Требования к оформлению ВКР……..…….……………......................... | |
Защита выпускной квалификационной работы……….......................... | |
Список возможных дополнительных вопросов на защите ВКР……. | |
Список литературы…………………........................................................ | |
Приложения................................................................................................. | |
Приложение 1. Образец титульного листа………………………….. | |
Приложение 2. Образец протокола по приёму дипломного спектакля.. | |
Приложение 3 Образец рецензии…………………………………… | |
Приложение 4 Образец списка научных докладов…..…………….. | |
Приложение 5. Образец репертуарного листа актёрских работ…… | |
Приложение 6. Образец репертуарного листа режиссёрских работ...... | |
Приложение 7 Образец графика репетиционного процесса……….. | |
Приложение 8 Образец отзыва зрителя……..................................... |
Пояснительная записка
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.03 № 1155, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников АГАКИ, утвержденным приказом ректора от 06.05.2004г. №82 – п. и материалами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов по оценочным и диагностическим средствам итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации в Алтайской государственной академии культуры и искусств».
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом в соответствии с ГОС ВПО. Выполнение ВКР - заключительный этап подготовки специалиста по профессиональной и предметной подготовке студентов согласно ГОС ВПО специальности «Народное художественное творчество» квалификации «Режиссер любительского театра. Педагог», специализации «Любительский театр».
Основной задачей ВКР является определение уровня теоретической, практической профессиональной подготовки и готовности выпускника к практической работе по соответствующей квалификации.
Выпускная квалификационная работа носит комплексный характер, охватывает широкий спектр фундаментальных вопросов профессиональной подготовки специалиста.
Выпускная квалификационная работа является заключительным, наиболее сложным видом учебно-творческой, театрально-педагогической, художественной деятельности студента-выпускника.
Она состоит из теоретической и теоретико-практической части.
Основные цели выпускной квалификационной работы:
1. Систематизация, закрепление и обобщение теоретических и практических знаний, применение этих знаний в решении конкретных теоретических, практических и творческих задач.
2. Закрепление и развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение методами художественного анализа, выработка умения синтезировать элементы теоретических знаний в практической художественно - творческой деятельности.
3. Подтверждение профессиональной готовности к самостоятельному решению творческих, психолого-педагогических и методических задач на практике.
4. Выявление творческого мышления, уровня знаний и степени подготовленности студентов для дальнейшей самостоятельной работы.
Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа имеет синтетический характер, она включает в себя решение многих разноплановых, разно функциональных задач, охватывающих все этапы создания спектакля от выбора драматургического материала до воплощения замысла в ярких сценических образах. Решение студентом-выпускником теоретических и практических задач выражается в проявлении ряда специальных умений и навыков:
· Свободно апеллировать театральной терминологией, доказательно отстаивая художественные принципы.
· Владеть средствами театральной выразительности на теоретическом и практическом уровне.
· Реализовать художественный замысел в решении драматургического материала.
· Владеть логикой творческого замысла и режиссёрского решения.
· Проявить самостоятельность и самобытность творческого мышления
· Проявить мировоззрение и гражданскую позицию в концепции сценического решения дипломного спектакля.
· Проявить наличие ассоциативно – образных элементов в реализации замысла
· Грамотно применять базовые теоретические знания в решении театрально – педагогических проблем;
· Владеть знаниями художественных и психолого-педагогических принципов отечественной театральной школы;
· Владеть организацией учебно-творческого и студийного процесса в творческом коллективе;
· Владеть методикой воспитательного процесса участников театрального коллектива и зрительской аудиторий;
· Владеть методами управления и средствами воспитания в театральном коллективе.
· Моделировать профессиональную деятельность театрального педагога и режиссёра во всех ее видах.
ВКР– представляет собой глубокую теоретическую, методическую разработку процесса, по которому протекает формирование и реализация замысла спектакля.
Процесс создания спектакля выстраивается в систему этапов, каждый этап носит познавательно – преобразовательный характер.
В процессе написания ВКР важно избегать формального изложения концепции замысла.
В отличии от методики научного исследования, методика изложения «постановочного плана дипломного спектакля» – представляет собой синтез эмпирического, научного и психологического анализа – воплощенного художественного замысла. В работе следует обратить внимание на систему доказательств, логику изложения.
В своей работе выпускник может использовать теоретические положения, профессиональные понятия, категории, определения, но они должны быть обоснованы и мотивированы.
На протяжении всех лет обучения по специализации: «Любительский театр», квалификации «Режиссер любительского театра. Преподаватель» студент формирует свое представление о профессии. Работая над этюдом, отрывком, спектаклем режиссер постепенно овладевает внутренней технологией создания авторского произведения. Весь процесс воспитания режиссера связан с развитием различных граней способности молодого художника к восприятию явлений действительности и искусства. Технология профессии должна сочетаться с образным осмыслением действительности. Образное мышление – главная особенность художественного творчества. Однако сценическая образность – особого толка, она неразрывно связана с обобщением и отбором сценических событий, их ярким и выразительным выявлением, с поэтизацией действия, главного выразительного средства актерского и режиссерского творчества.
Реализация основных целей и задач ВКР позволит объёмно и глубоко проявить профессиональные способности, умения и навыки студента-выпускника, продемонстрировать готовность молодого специалиста к самостоятельной творческой деятельности.
Этапы подготовки ВКР
После постановки дипломного спектакля и реализованной режиссерской экспликации - выполняется выпускная квалификационная работа с последующей её защитой.
Выпускник сдаёт ВКР: теоретическую часть и теоретико-практическую. Отвечает на один теоретический вопрос, затем публично защищает свой постановочный план дипломного спектакля, предварительно сдав текстовую часть ВКР членам ГАК.
Выпускник готовится по теории режиссуры и актёрского мастерства. Подготовка ВКР состоит из нескольких этапов:
1. Выбор репертуара для дипломного спектакля:
· пьеса современная, зарубежная, русская и зарубежная классика;
· инсценировка по прозаическому произведению: повесть, рассказ, роман, поэзия.
· сценарий (фильма).
2. Анализ произведения, сбор материала.
· Анализ драматического произведения. Разработка режиссерской экспликации.
· Жанровое определение
· Образное видение будущего спектакля.
3. Постановка дипломного спектакля.
· Постановка дипломного спектакля осуществляется на базе учреждений культуры, эстетических центров и центров досуга, системы среднего и специального образования, где существуют самодеятельные театральные коллективы;
· Студентам, проявившим в процессе обучения склонность к педагогической деятельности, дается право реализации замысла на материале выпускаемых курсом дипломных спектаклей в роли режиссера постановщика, а также в роли ассистента режиссера.
· Особо одаренным студентам предоставляется право постановки дипломного спектакля на базе учебного театра со студентами отделения.
4. Дипломный спектакль принимается комиссией в составе трех человек (с высшим образованием), результаты сдачи фиксируются «Протоколом о приеме дипломного спектакля» с выставленной оценкой. Длительность спектакля не менее 45 минут.
5. Оформление ВКР в соответствии с установленными кафедрой требованиями.
6. Рецензирование ВКР (Приложение)
Рецензия проводится специалистами кафедры ТРАМ, назначенными, согласно учебной нагрузки.
· Оформленная ВКР предоставляется дипломником рецензенту за одну неделю до защиты.
· Оценка ВКР преподавателем – рецензентом пишется в свободной форме с выявлением достоинств, недостатков работы.
7. Предварительная защита ВКР
Предварительная защита проводится публично с участием педагогов курса, под руководством Художественного руководителя курса. После анализа ВКР и положительно оценённых ответов выпускника на вопросы - педагогами принимается решение о возможности защиты ВКР на ГАК.
8. Защита ВКР происходит перед государственной экзаменационной комиссией и является итогом всего процесса обучения.
9. График подготовки ВКР по этапам:
· Утверждение выбранной темы ВКР на заседании кафедры не позднее, чем за три месяца.
· Приказ об утверждении тем ВКР (деканат)
· Постановка спектакля согласно учебному плану.
· Рецензирование ВКР (не менее 1 месяца до защиты)
· Предварительная защита ВКР
Подготовка к защите и сама защита выпускной квалификационной работы происходит согласно расписанию ГАК.