Этапы работы по формированию произносительных навыков
(Звукопроизношение)
В процессе формирования произносительных умений существует несколько этапов работы:
1. Подготовительный
2. Этап постановки звука
3. Этап закрепления
4. Этап автоматизации
5. Этап дифференциации
Подготовительный этап
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений у органов артикуляционного аппарата необходимых для правильного произношения звука.
Работа проводится в виде артикуляционной гимнастики.
Из всего многообразия упражнений артикуляционной гимнастики необходимо выбрать те, которые будут способствовать постановке данного звука, а также устранять основные речевые проблемы данного ребенка.
Этап постановки
Цель: сформировать систему условно-рефлекторных связей в речедвигательном анализаторе, необходимых для воспроизведения соответствующих движений артикуляторного аппарата.
3 способа постановки звуков:
1) Основан на подражании – основной/подражательный.
Ученик, пользуясь сохранными анализаторами, воспринимает и воспроизводит по подражанию то, что ему показывает учитель. Данный способ используется при постановке легких для усвоения звуков (гласные, п, м, ф)
Ученик воспроизводит движения, которые соответствуют его намерениям.
В данном способе используются разнообразные средства наглядности (зеркало, рот педагога, артикуляторные профили, муляжи артикуляции,…)
2) Механический
Учитель механически воздействует на те или иные органы речи, которые пассивно приводятся в движение или определенное положение.
Характерно то, что использование движения соответствует намерению ученика.
При реализации данного способа используется палец логопеда, шпатель, логопедические зонды.
3) Смешанный – соединяет 1 и 2 способы.
Ученик, подражая учителю, воспроизводит ту или иную работу речевых органов, но не достаточно точно. Учитель механически помогает ему.
Этап закрепления звуков
Цель: закрепление образованных условно-рефлекторных связей в речедвигательном динамическом стереотипе слов и словосочетаний.
Основной материал закрепления – СЛОГИ. Работа начинается со слога наиболее благоприятного с фонетической точки зрения для закрепления данного звука.
Основные виды работы самые простые:
· Повторение
· Называние
· Чтение
Гласные звуки
1) Гласные звуки в изолированной позиции
А______________ о______________ у_______________ (длинное)
А О У (краткое)
2) Слоги. Гласные + гласные.
А______О О____________У ………
АО ОУ
3) Гласные + согласные
АП, КА__________
ОТ, ТО__________
4) ПАП, ТАТ
5)ударные/безударные
ПАПАПА
ПАПАПА
ПАПАПА
Дифтонги – яхта, юбка
пьеса, подъезд
моё, пиявка
Согласные звуки
1)Наиболее удобная – изолированное положение, но не для всех.
С____________ , Ш__________
С Ш
для звуков П, Т, К – изолированная позиция отсутствует.
Б, Д, Г
2) Слог
Изолированно нельзя произносить звуки [Б, Д, Г, П, Т, К], а также [Л, Х].
Этап АВТОМАТИЗАЦИЯ
Цель: закрепление и совершенствование произносительных навыков на широком речевом материале, который обеспечивает речевую практику учащимся и способствует развитию устной речи в целом.
Слова, фразы, тексты.
Виды работы самые разнообразные:
- добавление окончаний предложений, слов
- кроссворды
- чтение стихов
- отгадывание загадок
- придумывание
- ребусы и др.
Этап ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Этот этап завершает работу над звуком и является определяющим. Последний этап, т.е. создание системы речи.
Проводится на материале слогов, слов, фраз и текстов.
Виды работы: закрепление и автоматизация.
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
Аффрикаты (Ц, Г) и их составляющие.
Ц-Т, Ц-С, Ч-Т, Ч-Ш
Дифференцируются свистящие и шипящие: С, З, Ц / Ш, Ж, Ч
М, Н / Б, П, Т, Д
( / - дифференцировка между звуками)
Гласные звуки
(отличаются от согласных беспрепятственным образованием свободного прохода воздуха)
а согласные встречают на своем пути препятствия в виде смычки/щели
При характеристике гласных – вид, ряд, подъем и лабиализация.
Звук [А]
Артикуляторная характеристика: губы пассивные, рот открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости, занимая индифферентное положение (никакое), мягкое нёбо поднято и закрывает проход в ротовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
Постановка: Ставится в ДОУ или 0-классе. Основной способ постановки – по подражанию. При постановке можно использовать показ на руках, показ на профиле, а также используется перекрестный и двойной контроль (использование костного анализатора).В ДОУ ведущим приемом по постановке гласных звуков является фонетическая ритмика. После того, как поставлен звук [а], ребенку предлагается табличка с буквой.
Звук [О]
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Расстояние между верхними и нижними резцами меньше, чем при [А]. Язык сильно оттянут назад и слегка поднят своей корневой частью. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Постановка:Ставится в ДОУ или 0-классе. Основной способ постановки – по подражанию. Используется фоно-ритмика и т.д. как в [А].
Предварительно особо обратить внимание на расположение языка, который должен быть отодвинут в глубь ротовой полости и слегка поднят.
Звук [У]
Губы сильно выдвинуты вперед и сближаются. Поэтому не обращайте большое внимание на губы.
Расстояние между резцами меньше, чем при [О].
Язык сильно оттянут вглубь.
Корневая часть языка высоко поднимается вверх, оставляя проход.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Постановка:Ставится в ДОУ или 0-классе. Основной способ постановки – по подражанию. Используется фоно-ритмика.
Особое внимание ребенка – на положение языка, который оттянут вглубь ротовой полости и высоко поднят к твёрдому нёбу.
Более сложные звуки
Звук [Э]
Губы пассивны, а углы рта слегка оттянуты назад. Кончик языка прикасается к нижним резцам. Спинка языка умеренно поднята к твёрдому нёбу. Посредине спинки языка образуется широкий желобок. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Постановка:Ставится в ДОУ или 0-классе. Основной способ постановки – по подражанию.
Особое внимание на язык.
Артикуляторное упражнение: катушечка. Упражнения для боковых краёв языка (пожевать боковые края, чашечку, лакание, слизывание).
Звук [Э] необходимо ставить в слоге ПЭ для предотвращения гнусавости!
Звук [И]
Губы растянуты в улыбку. Расстояние между резцами минимальное. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка высоко поднимается к твёрдому нёбу.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Постановка:Ставится в ДОУ или 0-классе. Основной способ постановки – по подражанию.
Артикуляторное упражнение: катушечка.
Специальный путь постановки:( УРау не годится как способ постановки, но годится как способ коррекции).
Звук [Ы]
Губы пассивны, расстояние между резцами больше, чем при [И]. Кончик языка слегка отходит от нижних резцов. Спинка языка высоко поднята к твёрдому нёбу. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Постановка: Ставится в ДОУ или 0-классе.
Способ: - можно по подражанию
- специальный путь: ребёнок произносит ПИ, зондом-печаткой прижимается кончик языка и слегка продвигается язык вглубь (ребёнок произносит ПИ не переставая) и быстро убираем шпатель.
ДЕФФЕКТЫ
(данную таблицу можно принести на экзамен отрисованную от руки и подписанная своей ФИ)
На экзамене (вопрос по постановке звука – рисовать дяденьку, как фото 10 и т.д., и даем характеристику
Вопрос по коррекции – готовая таблица дефектов с собой, рассказать про дефект)
№1 – Ы-образная артикуляция.
Причина: язык комом оттянут вглубь ротовой полости и высоко поднят (явно гипертонус)
Коррекция: - логопедический массаж
- начинаем исправлять со звука [А] (шпателем нажать на спинку языка – звук перейдет в [А])
- [О] – слегка нажать шпателем на заднюю спинку языка.
- [Э] – ставить заново звук.
- [И]– ставить заново звук.
№2 – расширение артикуляции / широкая артикуляция (негрубый дефект)
Причина: гласный произносится при более широком, чем обычно раскрытии рта, что приводит к понижению подъема и уменьшении лабиализации.
Коррекция: объяснить, что раскрывать рот широко – не надо, и показать.
- [А] – показать правильную растворку рта и артикуляционный уклад.
- [О] – зондом-печаточкой продвинуть немножко язык вглубь ротовой полости от [А].
- [У] – продвинуть язык чуть больше вглубь от [О].
- [Э] - ставить заново звук.
- [И] - ставить заново звук.
- [Ы] – зондом-печаточкой слегка продвинуть язык вглубь (лучше от [И], но можно и от [Э]).
№3 – сужение / узкая артикуляция (грубый эффект).
Причина: гласный произносится при более узкой, чем нужно раскрытии рта.
Коррекция:
- [А] – шпателем опустить язык.
- [О] – шпателем слегка приосадить язык вниз.
- [У]
из[W] – Причина – губы слишком выдвигаются и смыкаются, при этом язык не участвует в артикуляции.
- Коррекция – ставить звук заново.
При необходимости – артикуляционные упражнения для губ.
из[] – Причина – очень высоко поднята задняя часть спинки языка и вместо прохода образуется щель.
- Коррекция – шпателем чучуть нажать на корень языка, чтобы образовался проход.
- [Э] – ставить звук заново.
- [И] из [J] – Причина – место образование (язык отходит от передних резцов)
из[ЗЬ] – переводим на [А] и ставим заново.
№4 – передняя артикуляция – дефект не грубый, но очень стойкий.
Причина: язык недостаточно оттянут назад, а кончик языка приближен к нижним резцам.
Коррекция: зондом-печаткой продвинуть язык вглубь.
№5 – открытая гнусавость - дефект не грубый, но стойкий.
Причина: мягкое нёбо не до конца поднимается и оставляет небольшую щель в носовую полость, в результате часть воздуха идет через рот, а часть – через нос.
[ῆ] – связан и с гипертонусом, в результате чего язык оттягивается назад и смыкается с опущенным мягким нёбом. В этом случае воздух идёт в нос.
Коррекция:
- формирование правильного речевого дыхания
- научить выдыхать через рот. Вдох через нос несет в легкие холодную струю воздуха, которая, проходя по мягкому нёбу, хорошо ощущается.
(Речевое дыхание смотреть в литературе для занятий с заикающимися)
- приучать ребёнка надувать щёки, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, сдувать со стола разные штучки.
- для развития мягкого нёба – играть в позёвывание, приучать глотать молоко, кисель мелкими глоточками, глотать слюнки (если нет слюней – быстро по кругу водим языком во рту)
- приучаем ребенка к речи медленной, громкой с широким раскрытием рта.
- полезно поначалу, чтобы ребенок произносил каждый слог и сильно его отбивать руками – возникает напряжение всего тела.
- в некоторых случаях закрыть пальцами нос и направлять воздух внутрь
- упражнять ребенка в шепотной речи
- покашливание (сначала – с высунутым языком)
На первых порах закреплять звук со звуками [П, Ф, Т, Ш, В, Р]
ПАПАПАПАПА ТАТАТАТАТА
- на окончании – со звуками [М, Н]
(в самом конце работы) МНЕ, МНУ, МНА, ……
№6 – повышение голоса – дефект грубый.
Причина: звук произносится более высоким голосом. (Голосовые складки сужены и очень напряжены- парезы гортани) – моторный
Может быть чисто сенсорный – иногда это характерно для слабослышащих детей, которые пытаются докричаться до себя.
Коррекция:
- отправить к фонеатору для консультации
- если сенсорно – можно использовать кожный анализатор для коррекции – ладонь приложить к верхней части груди.
А____________ + проблемный звук (например [О])
№7 – замена [И] на [ЛЬ] – грубый дефект.
Причина: Боковые края языка опускаются внизи не прижимается к верхним коренным зубам, воздух идет по бокам.
Коррекция: ставить заново + упражнения для боковых краев языка.
№8 – язык на губе – грубый дефект.
Причина: язык слишком выдвигается вперед (это также может быть гипертонус, но это маловероятно)
Коррекция: ставить заново. Заводить язык за зубы (качели).
№9 – челюсть вперед – грубый дефект.
Причина: челюсть выдвинута вперед (может быть нарушение прикуса – к ортодонту)
Коррекция: - к ортодонту
- ставим заново.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разных частей артикуляционного аппарата.
1 комплекс – упражнения для мышц плечевого пояса
1 упр. Поднимание (вдох через нос) и опускание (вдох через рот) плеч.
2 упр. Поочередное поднимание плеч. (при поднимании вдох через нос, при опускании – выдох через рот)
3 упр. Вращение плечами (вначале вперед, затем назад. Поднимание – вдох, опускание – выдох).
4 упр. Разнообразные движения руками (напр.плавание, можно начинать с двуручного)
2 комплекс – упражнение для шеи
1 упр. Поворот головы в стороны. При повороте – вдох, И.П.(исходное положение) – выдох ртом.
2 упр. Наклонить голову вперед вниз – выдох носом, поднять в И.П., откинуть назад – вдох ртом, вернуться в И.П. – выдох ртом. (Обязательно страхуем голову сзади)
3 упр. Вращение головы слева направо и наоборот. (вниз – выдох, вверх – вдох).
4 упр. Кулаки под подбородком, пытаться опустить голову, тоже руки к голове (давим – выдох)
3 комплекс – гимнастика жевательно-артикуляционных мышц и нижней челюсти
1 упр. Опускание/поднимание нижней челюсти (открывание/закрывание рта)
2 упр.Движение челюсти вперед (без и с языком)
3 упр. Оттягивание челюсти назад (без и с языком)
4 упр.Движение челюсти вправо и влево.
5 упр.Имитация жевания.
4 комплекс – тренировка подвижности мышц и щёк.
1 упр. Надувание шариков
2 упр. Выдувание воздуха с напряжёнными щеками.
3 упр. Воздух: правая щека, левая щека, верхняя губа, нижняя губа.
4 упр.Целуем мамочку.
5 упр. Чупа-чупс – зажимаем между губами и педагог отбирает.
6 упр. Обнажаем верхние зубы, нижние зубы и верхние и нижние зубы.
7 упр. Ватка – под губы - [П].
Обязательно использовать 5 комплекс – развитие мимика-артикуляторных мышц
1 упр. Нахмурить брови.
2 упр. Поднять вверх брови
3 упр.Наморщить лоб
4 упр. Закрыть/открыть глаза
5 упр. Прищурить глаза
6 упр. Подмигнуть
6 комплекс – упражнения для мышц мягкого нёба (смотри где гнусавость)
7 комплекс – для языка