Применение одиннадцатого основания для заключения срочного трудового договора предполагает доказывание следующих специальных юридически значимых обстоятельств
Во-первых, обучения лица, поступающего на работу, по дневным формам обучения, то есть на дневном или вечернем отделении.
Во-вторых, наличия причинной связи между заключением срочного трудового договора и обучением работника на дневном или вечернем отделении. Срочный трудовой договор в рассматриваемом случае может быть заключен только с лицами, которые обучаются по дневной или вечерней форме обучения. Свое действие данный договор сохраняет до тех пор, пока работник обучается по дневной или вечерней форме. Исключение работника из образовательного учреждения, переход на заочную форму обучения означает, что основание для заключения с ним срочного трудового договора отсутствует. В связи, с чем заключенный с ним трудовой договор после окончания обучения по дневной или вечерней форме становится договором с неопределенным сроком действия. В то же время переход работника с дневной на вечернюю форму обучения не является основанием для отказа от заключения срочного трудового договора. Ведь в подобной ситуации работник с одной формы дневного обучения переходит на другую. Таким образом, исчезновение законного основания для заключения срочного трудового договора в период его действия свидетельствует о наличии у работодателя возможности сохранить с работником трудовые отношения на неопределенный срок. В связи с чем после исчезновения такого основания срочный трудовой договор превращается в договор с неопределенным сроком действия.
При применении двенадцатого основания заключения срочного трудового договора доказыванию подлежат следующие специальные юридически значимые обстоятельства.
Во-первых, поступление на работу совместителя, то есть лица, которое состоит в трудовых отношениях с другим работодателем.
Во-вторых, продолжение работы по совместительству в период действия срочного трудового договора. Увольнение совместителя с основной работы превращает работу по совместительству в основное место работы. Следовательно, после увольнения совместителя с основного места работы не имеется оснований для заключения срочного трудового договора. В связи с чем после увольнения совместителя с основного места работы работодатель не может доказать общее юридически значимое обстоятельство, а именно отсутствие возможности продолжить трудовые отношения на неопределенный срок. Поэтому срочный трудовой договор с совместителем после его увольнения с основной работы становится договором с неопределенным сроком действия, так как исчезает законное основание для использования труда работника на основании срочного трудового договора.
При применении тринадцатого основания для заключения срочного трудового договора необходимо иметь доказательства, подтверждающие следующие специальные юридически значимые обстоятельства.
Во-первых, достижение пенсионного возраста, который установлен в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако, следует иметь в виду, что достижение лицом пенсионного возраста само по себе не может служить достаточным основанием для заключения с ним срочного трудового договора по инициативе работодателя, что вытекает из положений ст. 2 Конвенции МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий, согласно которой Российская Федерация обязалась проводить национальную политику, направленную на поощрение равенства возможностей в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой области. В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанной Конвенции дискриминацией не считаются только такие различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, которые основаны на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой. Таким образом, работающие пенсионеры не могут быть поставлены в худшее положение, чем другие работники, заключение с пенсионерами срочного трудового договора на основании достижения ими пенсионного возраста следует признать дискриминацией. Поэтому доказанность рассматриваемого специального юридически значимого обстоятельства, то есть достижения лицом установленного пенсионным законодательством возраста, не может служить достаточным основанием для заключения с ним срочного трудового договора. Приведенная формулировка упоминает об инициативе работодателя при заключении срочного трудового договора с пенсионером, ст. 58, 59 ТК РФ исключают возможность заключения срочного трудового договора и по инициативе работника, в том числе и достигшего пенсионного возраста. Поэтому волеизъявление работника и полномочного представителя работодателя само по себе не является законным основанием для заключения срочного трудового договора. Таким основанием могут быть только случаи, исчерпывающий перечень которых дан в федеральном законе. Следовательно, достижение пенсионного возраста, волеизъявление полномочного представителя работодателя и работника не являются достаточными основаниями для заключения срочного трудового договора. Должны быть доказаны другие обстоятельства, которые входят в содержание перечисленных в федеральном законе оснований заключения срочных трудовых договоров. Во-вторых, специальным юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при заключении срочного трудового договора по рассматриваемому основанию, является наличие медицинских показаний для выполнения работы исключительно временного характера. Данное обстоятельство может быть подтверждено лишь заключением МСЭК или КЭК. Другие доказательства для подтверждения этого обстоятельства не могут быть признаны допустимыми. Следовательно, срочный трудовой договор с пенсионером на законном основании может быть заключен при наличии медицинских показаний для выполнения работы исключительно временного характера. Таким основанием могут стать и другие случаи, перечисленные в ст. 59 ТК РФ.