Для детей с глубокими нарушениями

интеллекта (имбецилов)

Дефектология уделяет большое внимание проблеме изучения всех категорий умственно отсталых детей. Это относится и к детям с глубоким интеллектуальным не­доразвитием. Установить возможности ребенка в обу­чении, тип учреждения, соответствующий его возмож­ностям,— задача большой социальной значимости, так как от правильного ее решения зависит дальнейшая судьба ребенка. К сожалению, к настоящему времени недостаточно разработаны как критерии отграничения детей-имбецилов от детей-дебилов, так и методы психо­лого-педагогического диагностирования этих состояний. Необходимо быть очень осторожными и не допускать поспешных выводов при обследовании детей с выражен­ной умственной отсталостью.

Комплектование учреждений для детей с глубоким нарушением интеллекта осуществляется специалистами

в психолого-медико-педагогических консультациях. На обследование направляются дети, которые не могут усвоить программу специальной школы VIII вида, а так­же из детских садов, из семьи. Эти дети обнаруживают явные признаки умственного недоразвития, и членам консультации наряду с диагнозом предстоит установить степень обучаемости детей, чтобы правильно укомплек­товать группы в самом учреждении.

При обследовании утоп категории детей также руко­водствуются принципами комплексного, всестороннего, целостного и динамического изучения.

Непосредственному обследованию детей всегда пред­шествуют изучение материалов их личного дела и бесе­да с родителями для сбора анамнеза. Ведутся тетрадь учета и протоколы хода обследования детей. Форма ведения этой документации и сама организация работы комиссии такая же, как и при комплектовании всех специальных школ и детских садов для детей с нару­шениями интеллекта.

Необходимо помнить, что при проведении обследова­ния важно выявить состояние двигательной сферы, сенсомоторное развитие, объем и характер навыков са­мообслуживания, уровень сформированности знаний об окружающем мире, объем школьных знаний, умственную работоспособность, произвольность психических процес­сов, особенности поведения и эмоционального реагиро­вания, навыки общения и др.

В помощь членам ПМПК, комплектующим детские дома для детей с глубоким нарушением интеллекта, можно рекомендовать ряд специальных заданий, на­правленных на исследование отдельных психических процессов и личности в целом.

Приведенные ниже задания сгруппированы с учетом того, на исследование каких психических процессов они направлены в большей мере, но наряду с этим выявляют и другие качества ребенка. Задания рассчитаны преиму­щественно на детей 9—10 лет, так как именно в этом возрасте после безуспешных попыток обучения во вспо­могательной школе ребенка направляют на консульта­цию.

Задания для исследования способности различать величину, форму, цвет, пространственные и временные отношения в зрительно воспринимаемых объектах:

1. Разложить кубики по величине (от большого к маленькому и наоборот).

2. Найти место матрешки в ряду.

3. Сложить пирамиду (из 4—8 колец).

4. Сгруппировать геометрические фигуры с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треуголь­ник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соот­ветствующие фигуры из 15 предложенных).

5. Вложить фигуры в соответствующие пазы (доска Сегена).

6. Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необ­ходимо соотнести форму прорези в таблице с изображе­нием животного).

7. Узнать предмет по его контурному изображению (чашка, собака, лопата).

8. Узнать знакомые предметы на ощупь (зубная щет­ка, ложка, расческа).

9. Разложить кружочки (красные, синие, желтые, зеленые, белые, черные) под полосками соответствую­щего цвета. Дать полоску, кружок названного цвета (поочередно все). Назвать цвет показанной полоски, кружка (поочередно все).

10. Сгруппировать кубики по цвету.

11. Сложить из палочек фигуры по данным образцам и по памяти.

Для детей с глубокими нарушениями - student2.ru

12. Сложить из частей знакомый предмет (картинки с изображением мяча, пирамиды, дома разрезаны на две части по вертикальной, горизонтальной и косой ли­нии) .

13. Показать и назвать, какие предметы на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, сле­ва внизу, справа вверху и т. д.

14. Сказать, какое сейчас время суток (день, вечер, утро, ночь).

Сравнительный анализ работы детей показывает, что умственно отсталые в степени дебильности к 9—10 го­дам выполняют эти задания. Они способны соотносить предметы и их изображения по величине, форме, цвету. Им доступно составление картинок из двух частей. Дети с глубокой умственной отсталостью (имбецилы) того же возраста показывают значительно худшие результаты. Большинство детей не сразу понимает само задание. Требуется неоднократный показ выполнения. Задания не вызывают интереса, хотя дети не отказываются от них. Наблюдается механическая деятельность без учета инструкции. В процессе работы дети «соскальзывают», уходят от начатого способа действия к простому мани­пулированию предметами. Ошибки сами найти не мо­гут. Помощь неэффективна. В аналогичных заданиях испытывают те же трудности.

Задания для исследования внимания, наблюдатель­ности:

1. Зачеркнуть нес кружочки или поставить точки во всех «домиках»1 (нарисованы дне строки фигур трех видов: треугольник, квадрат, круг).

2. Найти среди предъявленных картинок ту, на ко­торой изображен предмет, показанный ранее в числе других (машина, кукла, мяч, юла).

3. Сказать, чем не похожи две картинки: на первой картинке нарисована девочка с куклой в руках, на вто­рой — та же девочка, то же положение рук, но без кук­лы, или на одной картинке мальчик в шапке, на дру­гой— без шапки и т. п.

4. Сказать или показать, что в предмете недорисовано (предъявляют картинки с изображением знакомых предметов: на лице нет одной брови, на голове нет уха, у собаки нет одной лапы и т. п.).

Как правило, дети-дебилы выполняют все эти за­дания. У детей-имбецилов обнаруживается неспособ­ность сосредоточить внимание на определенном объек­те, на заданном действии. Они не замечают изменений в предметах, а лишь перечисляют то, что видят. Чаще задание не выполняется детьми из-за непонимания ин­струкции.

Задания для исследования мышления:

1. Показать или назвать, какая картинка не подходит (перед ребенком раскладывают четыре картинки с изоб­ражением огурца, помидора, капусты, кошки, затем другие четыре — туфли, сапоги, хлеб, валенки).

2. Узнать знакомый предмет по его описанию.

3. Отгадать загадку, используя картинки-отгадки («Зимой и летом одним цветом», «Не птица, а летает». «Без рук, без ног, а ходят»).

4. Подобрать к большим картинкам (на одной боль­шой картинке изображена кухня, на другой — спальная комната) соответствующие маленькие картинки (кро­вать, чайник, одеяло, сковорода, подушка, кастрюля).

5. Сказать, что на картинке изображено неверно (слон спит на кровати, на ели растут яблоки, из скво­речника высунулась голова коровы и т. п.).

6. Разложить последовательно три картинки, свя­занные единым сюжетом (на одной картинке девочка стирает белье, на другой — его развешивает, на треть­ей —гладит).

7. Рассказать, что нарисовано на картинке (дети ка­таются на санках с горы).

8. Ответить на вопросы по тексту. (Говорит Петя Тане: «Не тронь моего волчка». Отвечает Таня Пете: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным уг­лам, но скоро им стало скучно. Вопросы: почему детям стало скучно? Что нужно сделать, чтобы им было ве­село?)

9. Сказать, кто из детей поступил плохо (на одной картинке мальчик разорвал книгу, на другой — сажает дерево).

Умственно отсталые дети-дебилы выполняют эти задания. Некоторые задания вызывают трудности, но помощь в виде разъяснения и показа дает положитель­ный результат.

Дети с тяжелой умственной отсталостью (имбецилы) не могут выполнять задания, требующие выделения аб­страктных признаков, обобщений, установления после­довательности событий, причинно-следственных зависи­мостей. Даже многократные объяснения не помогают. Их не интересует задание, они не пытаются понять инструкцию. Действуют наугад либо по аналогии с пре­дыдущим заданием, которое могло быть иным по цели и характеру. Часто подменяют решение познавательной задачи другим видом деятельности (манипулируют с предметами и т. п.).

Задания для исследования памяти:

1. Назвать имя воспитательницы, учительницы.

2. Рассказать стихотворение.

3. Воспроизвести стук палочкой по столу (один, два, три удара).

4. Повторить три слова (мама, хлеб, нога).

5. Положить картинки так, как они лежали (перед ребенком раскладывают в ряд пять картинок с изобра­жением знакомых предметов, ребенок закрывает глаза, и две картинки меняют местами).

6. Запомнить слова с помощью картинок (картинки с изображением коровы, лыж, чашки, книги и слова для

запоминания: молоко, зима, чай, школа).

7. Сказать, что забыли нарисовать на картинке (по­казывают первую картинку с четырьмя нарисованными знакомыми предметами, затем показывают вторую, где нарисованы только три из тех же предметов.

Дети-дебилы испытывают трудности при понимании цели ряда заданий, но после разъяснения инструкции и показа того, что надо делать, задания выполняют.

Дети с глубокой умственной отсталостью не удер­живают инструкцию и не понимают смысла предлагае­мых заданий, поэтому не выполняют их, лишь манипу­лируют с предметами, называют наугад слова и т. д. Помощь не используют.

Задания для исследования речи:

1. Повторить слова.

2. Назвать буквы и вставить их в соответствующий «кармашек» разрезной азбуки.

3. Составить из букв слоги, слова.

4. Выбрать слово, в котором слышится звук [а] (сок, мак, сук).

5. Назвать слово, начинающееся с буквы д.

6. Составить предложение с заданным словом.

7. Назвать знакомые предметы (мыло, рука, шар и т. д.).

8. Показать картинку к заданному вопросу («Чем едят суп?» — вилка, ложка; «Чем чистят зубы?» — са­пожная щетка и зубная щетка).

Дети-дебилы выполняют нее эти задания. У них мо­гут быть различные дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и пр., влияющие на качество их ответа, но нет грубых нарушений понимания смысла слов.

У детей с глубокой умственной отсталостью в первую очередь отмечается трудность понимания слов. При пов­торении слов, назывании предметов часто обнаружива­ются значительные фонематические нарушения, затруд­нена фразовая речь.

Задания для исследования счетных навыков:

1. Ребенку предлагают посчитать до 5 и обратно.

2. Пересчитать пять предметов.

3. Посчитать от 1 до 3, от 2 до 4.

4. Показать второй гриб, третье яблоко (перед ре­бенком ряд картинок с изображением гриба, яблока).

5. Сосчитать, сколько всего палочек в двух кучках (в одной — три палочки, в другой — две).

Дети-дебилы выполняют эти задания. Счет от одного до другого заданного числа во многих случаях выпол­няется неверно: дети не останавливаются на заданном числе, а считают дальше. Однако после объяснения ана­логичные задания выполняются правильно.

Для детей-имбецилов это задание непосильно. Обу­чение выполнению действия не помогает. При пересчете предметов они не соотносят число с предметом, беспо­рядочно указывая пальцем на разные места в предмет­ном ряду. Обратный счет для них труден. Обнаружи­вается стереотипность в выполнении заданий.

Сравнивая в целом результаты выполнения заданий имбецилами и дебилами, необходимо обратить внима­ние на поведение детей в процессе выполнения заданий.

Дети с глубоким снижением интеллекта обнаружи­вают меньше интереса к работе, они безразличны к ре­зультатам своей деятельности, а потому не проявляют усилий в работе, отвлекаются, легко бросают незакон­ченную работу. Игрушка может на короткое время привлечь их внимание яркой окраской, звучанием и т. п., но не как объект деятельности. Дети с умственной от­сталостью в степени дебильности тоже не проявляют явного стойкого интереса к деятельности. Однако они реагируют на похвалу и порицание, стараются сделать лучше, способны проявлять определенное волевое на­пряжение.

Большие различия обнаруживаются в понимании детьми инструкции, цели задания. Как правило, дети-имбецилы не понимают устной инструкции. Только пос­ле показа самого действия, после развернутого обучения они автоматически начинают повторять эти действия, но перенести показанный принцип работы на аналогич­ное задание не в состоянии.

Дети-дебилы могут тоже испытывать трудности в понимании устной инструкции, однако показ помогает им понять цель задания, особенно если экспериментатор начинает его выполнять. Усвоенный способ деятель­ности дети пытаются перенести на новое задание (хотя оно может быть уже иным по цели).

Наиболее характерной является сама деятельность. У детей с глубокой умственной отсталостью (имбецилов) наблюдается лишь бездумное манипулирование объек­тами (картинками, которые надо разложить последова­тельно; кубиками, которые требуется положить в опре­деленном порядке; колечками пирамиды и т. д.). Имбецил бесцельно перекладывает эти предметы, бросает их, берет в рот, кладет в карман и т. п. После того как экспериментатор начинает раскладывание (например, строит из палочек заборчик с учетом цветовой последо­вательности), ребенок кладет палочки, но не учитывает образец, «соскальзывая» на простое перебирание пало­чек, не следит за правильностью выполнения. Он не мо­жет оценить свою работу, потому что не понимает ее смысла.

Деятельность детей-дебилов по сравнению с деятель­ностью имбецилов характеризуется определенной на­правленностью, хотя в отличие от нормальных сверст­ников их деятельность находится на более низком уровне развития. Дети способны понять конечную цель и с по­мощью взрослого оценить результат своей работы (это достигается в процессе обучения).

Таковы некоторые наиболее типичные различия, ко­торые могут быть выявлены при обследовании детей.

Приведенные выше задания не исчерпывают всего обследования. Подробнее они освещены в специальной литературе.

В связи с тем что психолого-педагогическая диагнос­тика глубокой умственной отсталости (имбецильности) очень сложна, необходимо длительное динамическое изу­чение этих детей. Возможность такого изучения предо­ставляется в подготовительных и диагностических клас­сах, которые могут создаваться на базе специальных школ VIII вида. В детских домах для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, наличие под­готовительных классов является обязательным. В них уточняется диагноз и определяется возможность обуче­ния в условиях специальной школы VIII вида или ино­го типа учреждений. Целесообразно также создавать диагностические группы в домах-интернатах для глу­боко умственно отсталых, в которых вновь поступающие проходят дополнительное обследование во избежание, ошибочного зачисления детей в эти учреждения. В слу­чаях необоснованного направления детей следует доби­ваться их перевода в учреждения просвещения или здравоохранения. Вопрос о выводе ребенка из учрежде­ния решается специалистами ПМПК.

Основным методом изучения является наблюдение. Оно осуществляется во время занятий, в перемены и в другие режимные периоды. Используются и специальные экспериментально-психологические методики. На каждо­го ребенка заводится специальная тетрадь (дневник), в которой фиксируются материалы изучения.

Состав учащихся в диагностических классах может быть подвижным. Если в процессе занятий устанавлива­ется, что ребенок может обучаться по программе вспо­могательной школы, то на основе развернутой характе­ристики и заключения специалистов он переводится в соответствующий класс вспомогательной школы. На де­тей, не способных овладеть программой вспомогатель­ной школы, документы представляются в ПМПК для решения вопроса о переводе их в учреждения социаль­ной защиты (детские дома-интернаты) или специальные школы для детей-имбецилов. В то же время дети, на­чавшие обучение в первом классе вспомогательной шко­лы и не усваивающие программу, могут быть переведе­ны в диагностический класс для более тщательного изучения и уточнения диагноза.

Контрольные вопросы

1. Каковы принципы и организация обследования детей с глубоким нарушением интеллекта?

2. Что выявляет обследование в ПМПК?

3. Какие задания используются для изучения отдель­ных психических процессов?

Литература

обязательная

1. Методические указания к психолого-педагогиче­скому изучению детей-имбецилов/Сост. С. Д. Забрамная.— М.: ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1979.

2. Программно-методические рекомендации по орга­низации и содержанию работы в диагностических клас­сах (для отграничения детей с глубокими формами ум­ственной отсталости)/Сост. С. Д. Забрамная, В. Ф. Мачихина. —М.: Просвещение, 1976.

3. Программно-методические рекомендации по орга­низации и содержанию работы в подготовительном клас­се вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: Мин. образования РСФСР, 1990.

Пути изучения детей,

Дополняющие работу

Наши рекомендации