П.5.3. Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности
Федеральный компонент призван обеспечивать единое образовательное пространство России, устанавливать базовый минимум содержания, нормировать базовый инвариант, определять стартовые возможности получения образования.
Национально-региональный компонентвариативен, определяет региональные проявления тех основ, которые раскрываются в неизменном содержании. НРК, несомненно, обладает самоценностью и самозначимостью. Введение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня - от дошкольного учреждения до средней школы, придает образованию национально (регионально) значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и хозяйственные особенности и проблемы. Дети должны ощущать себя прямыми наследниками предшествующих поколений, трудом и стараниями которых создано все, чем мы владеем сейчас. Поэтому с раннего возраста необходимо приобщать детей к пониманию значимости родного края, его природного и экономического своеобразия, особенностей национальной (региональной) культуры народа. По мнению Я.А.Коменского, разделяемому автором, «… пороки начального воспитания сопровождают нас в течение всей жизни».
Национально-региональный компонент представляет не только область, город как таковой с его зданиями и сооружениями, административными и общественными институтами, но и всё многообразие возможных форм и способов взаимодействия человека с национально-культурной средой.
В федеральном базисном учебном плане региональному (национально-региональным) компоненту отводится не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования.
Россия веками складывалась как многонациональное государство, в котором нормой сосуществования народов стало взаимодействие культур, духовное сотрудничество. В формировании и культивировании здорового национального самосознания в современных условиях решающую роль играет образование, учитывающее исторически сложившиеся культурные традиции региона.
Сегодня идет процесс осмысления и концептуализации понятия «региональный компонент». Оно получает свое содержание через соотношение с понятием «регион». Регион (от лат regio – страна, область, округ) – пространство (территориальное, временное, экономико-географическое, социальное, культурное), в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция образа жизни. Это особенно важно в современных условиях, когда страна в целом в значительной мере утрачивает единство норм общественной жизни.
Реализация содержания НРК должна гарантировать:
в основной школе – создание условий для адаптации учащихся в социальном окружении, освоения ими особенностей культуры родного края, его научного и социально-экономического потенциала;
в старшей школе – формирование способностей, обеспечивающих вхождение в поликультурную среду региона и профессиональную ориентацию учащихся.
Содержание НРК госстандарта обшего образования имеет отличия в зависимости от республик. В нашем случае, в Хабаровском крае и нашем городе корректнее будет говорить о региональном компоненте.
Великий гуманист и основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский писал: «Следует также приучать детей к постоянным трудам и постоянным занятиям, все равно, будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы дети не выносили безделья».
Надо отметить, что воспитание в труде - основная проблема в педагогике всех народов, трудолюбие - главная забота в воспитании, и это положение неоднократно подчеркивал Коменский: «чрезвычайно полезно приучать детей к труду, чтобы они привыкли избегать ленивого досуга», ибо «праздность - подушка сатаны».
Образовательная область «Технология» является необходимой и важной частью общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляет им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ изучаемых в школе наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области "Технология" обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию.
Особенности технологического обучения и трудовой подготовки с учетом региональных условий позволяют выделить группы задач:
1) практические задачи - это формирование умений владения приемами ручного труда, умения использования ручных инструментов, средств механизации, управления станками и машинами, умения выполнять необходимую исследовательскую и проектную деятельность;
2) развивающие задачи- это развитие у школьников способностей теоретического мышления, формирования основ технологической культуры;
3) общеобразовательные задачи- это формирование общеучебных умений и познавательных способностей;
4) воспитательные задачи- формирование нравственной культуры и системы моральных ценностей, патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Разработка национально-регионального компонента содержания стандартов по технологии состоит в развитии технологической грамотности и проективных умений учащихся в построении карьеры, т.е. способности учащихся быстро осваивать различные технологические средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать свое личностное и профессиональное развитие в процессе построения своей судьбы в условиях рыночной экономики Дальневосточного региона. Задача состоит также и в обеспечении формирования личности с инициативным и ответственным отношением к труду как основы для осознанного профессионального выбора. Все это в дальнейшем позволит обеспечить эффективное использование кадрового потенциала и регулирование рынка труда Дальнего Востока.
Содержание национально-регионального компонента стандартов по технологии должно быть ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору и построению профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики региона. Результатом профессиональной ориентации в системе общего образования является профессиональное самоопределение школьника с учетом требований регионального рынка труда.
Таким образом, на практике национально-региональный компонент содержания технологической подготовки учащихся состоит в отражении в учебном плане и при проведении занятий:
- обшей характеристики экономического состояния и потенциала России, в том числе и Хабаровского края и Дальневосточного региона, приоритетных направлений развития техники и технологий, производства в Дальневосточном регионе;
- влияния техники и технологий на виды и содержание труда в нашем регионе, крае, городе;
- востребованности различных видов профессионального труда в регионе;
- изучения рынка труда и профессий, характеристики профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства в регионе и городе.
Таким образом, необходимым звеном является непосредственное участие школьников в практической трудовой деятельности в своей школе, городе(а именно, работа в мастерских по ремонту школьной собственности, работа по благоустройству школьной территории, помещений самой школы, создание проектов в учетом личных и коллективных интересов, участие различных городских конкурсах и акциях).
Все это позволит школьнику успешно входить в новый неизвестный мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели.