Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
Полякова Т.А., доцент кафедры ТМФК ПГПУ, к.п.н.
Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к её реализации.Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить студента, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Компетентностный подход позволяет учитывать интересы различных социальных групп, судить о соответствии подготовки выпускника не по результатам включения его в реальную трудовую деятельность, а уже в самом учебном заведении. В этой связи, встаёт актуальная проблема исследования - формирование профессиональной компетенции учащихся в вузе.
Теоретическая подготовка бакалавра включает изучение фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин посредством учебных занятий: лекций, консультаций, семинаров, самостоятельного изучения студентом частных теорий и их разделов. Теоретическая подготовка студентов в процессе их обучения ориентирована: на усвоение системы научных знаний, соответствующих основной и дополнительной образовательным программам по выбранной специальности.
Цельюнашего исследования было установление сформированности специальной теоретической подготовленности у студентов – выпускников.
Исследование проводилось на базе факультета физической культуры, Пермского государственного педагогического университета. В исследовании принимали участие студенты пятого курса, в количестве 22 человек, из них 11 юношей и 11 девушек. Для сравнительного анализа в исследовании участвовали школьники, - участники краевой олимпиады по предмету «Физическая культура», учащиеся 11-х классов МОУ СОШ г.Перми, в количестве 22 человек, из них 11 мальчиков и 11 девочек. Использовалась стандартизированная анкета, разработанная Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма, кафедрой теории и методики физического воспитания, где предлагалось ответить на 40 тестовых заданий. Все тестовые задания были классифицированы на 4 блока:Теория физической культуры (ТФК).Теория спортивной подготовки (ТСП).Лечебная физическая культура (ЛФК).История физической культуры (ИФК).
Анализируя результаты исследования по блоку ТФК, мы установили, что в большинстве случаев студентки ФФК лучше ответили на вопросы чем школьницы, участвующие в Олимпиаде. Так из 100% тестовых заданий правильных ответов было – 53%, не правильных – 47%. У студентов наблюдалась иная картина. Правильных ответов было – 50%, не правильных - 50%. Старшеклассницы и старшеклассники дали одинаковое количество правильных и неправильных ответов. Правильных ответов составило – 46%,а не правильных - 54%.
Анализируя результаты исследования по блоку ТСП, мы установили, что в большинстве случаев студенты ответили лучше на вопросы. Правильных ответов составило – 58%, не правильных - 42% ,а студентки дали правильных ответов – 53%, не правильных – 47%.У школьников отмечено, что лучше с заданиями по блоку ТСП справились старшеклассники, количество правильных ответов – 48%, не правильных - 52%. Старшеклассницы правильных ответов дали – 40%, не правильных – 60%.Однако расчёт достоверности различий процентных чисел показал, что разница в показателях правильных ответов на этой выборке статистически не достоверна.Анализируя результаты анкетирования по блоку лечебная физическая культура, мы установили, что в большинстве случаев, лучше ответили на вопросы студенты. Так из 100% тестовых заданий правильных ответов было – 82%, не правильных – 18%, студентки дали правильных ответов – 81%, не правильных - 19%
Так же и у школьников лучше ответили старшеклассники, количество правильных ответов составило – 79%, не правильных – 21%. Старшеклассницы дали количество правильных ответов – 75%, не правильных - 25%.
Анализируя результаты исследования по блоку ИФК, мы установили, что школьники отвечали лучше. Старшеклассники дали количество правильных ответов – 77%, не правильных - 23%. Количество правильных ответов у студентов составило – 54,5%, не правильных – 45,5%.
Скорее всего, не значимые различия в ответах можно объяснить тем, что школьники целенаправленно готовились к теоретическому срезу знаний на олимпиаде, а у студентов проверялись остаточные знания после большого временного промежутка. Тем не менее, необходимо ознакомить преподавателей специальных теоретических дисциплин факультета физической культуры с результатами исследования для коррекции учебного процесса.