Игры для развития речевого слуха
Кто там?
Цель:развитие речевого слуха — различение на слух звукоподражаний.
Оборудование: игрушки — кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.
Ход игры: вэтой игре необходимы двое ведущих: один находится
за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук — крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др.), педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать — кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.
— Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.
Педагог идет к двери, открывает ее и приносит игрушку. —Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.
Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой. Вначале лучше, чтобы ребенок видел вас, в следующий раз вы можете спрятаться вместе с игрушкой.
Кто позвал?
Цель:развитие речевого слуха — различение на слух голосов знакомых людей.
Ход игры:Игра проводится в группе. Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет. Можно усложнять задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. Если ребенок угадывает, кто его позвал, он может поменяться с этим игроком ролями. Если не отгадывает — продолжает «водить».
Эта игра возможна, когда дети научатся называть друг по имени.
Найди картинку!
Цель:развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.
Оборудование: парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: Педагог кладет на стол перед ребенком несколько картинок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, какие картинки он назовет. Педагог называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторяет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок.
—Правильно, это дом. Молодец — ты угадал! Слушай еще!
Количество картинок можно постепенно увеличивать. Позднее можно называть одновременно по два-три предмета.
Покажи игрушку!
Цель: развитие речевого слуха—умения слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры:Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание:
- Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай, постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.
Это задание можно усложнять в следующих направлениях:
Увеличивать набор игрушек (начиная от 2-3), помимо игрушек использовать различные предметы;
слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);
Называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальней-во всей квартире;
менять силу голоса — произносить слова инструкции шепотом увеличивать расстояние между ребенком и вами; произносить слова из-за ширмы.
Горячий — холодный
Цель: развитие речевого слуха — умения внимательно слушать слова.
Оборудование:мячик.
Ход игры:Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» — сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта — дотронуться до него.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
—Ну-ка, дотронься до оконного стекла — какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, — какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный»—можно трогать мяч. Если скажу «горячий»—мяч трогать нельзя.
Взрослый катит ребенку мяч со словами «горячий» или «холодный». Можно произносить слова громко, обычным голосом или шепотом. Играть можно и в группе. В этом случае дети садятся напротив педагога. Взрослый катит мяч каждому из детей по очереди. За правильный ответ ребенок получает фишку, побеждает тот, кто набрал больше очков.
Съедобное — несъедобное
Цель: развитие речевого слуха —умения внимательно слушать слова; развитие мышления.
Оборудование: мячик.
Ход игры:Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный»
показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, — это съедобное и то, что нельзя есть, — это несъедобное. Такую подготовку удообно проводить дома на кухне — заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
—Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное — то, что можно кушать, — лови мяч. Если я назвала несъедобное — то, что есть нельзя, — не трогай мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.
Слушай и выполняй!
Цель: развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Ход игры: Ребенок стоит на расстоянии 2-3 метров от педагога.
Взрослый предупреждает ребенка:
я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй: Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.
Команды могут быть самыми разными. Можно использовать команды из игр «Делаем зарядку!» и «Потанцуй со мной!» (см. раздел «Развитие общего подражания», с. 35), но не показывать движения, а только называть их.
Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова команд шепотом или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим. Можно закрыть лицо, чтобы ребенок не видел движения губ говорящего.
Выполни задание!
Цель: развитие речевого слуха—умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры:Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый предупреждает ребенка:
— Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш., нарисуй яблочко.
Инструкции могут быть самыми различными. Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова инструкции шепотом, или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим, или говорить за ширмой. Кроме этого, в дальнейшем можно давать инструкции, подразумевающие действия с любыми предметами в комнате или в квартире.
—Включи телевизор. Достань с полки книжку сказок. Налей в стакан сок.
Можно давать многоэтапную инструкцию.
— Возьми кубики, сложи их в кузов грузовика, отвези в детскую построй из кубиков стену.
Будь внимательным!
Цель: развитие речевого слуха — умения внимательно слушать слова.
Ход игры:Ребенок (или дети) становятся напротив педагога.
Сначала педагог предлагает детям потопать и похлопать.
Давайте потопаем ножками — вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем!
Во время объяснения взрослый сначала топает и хлопает вместе с детьми, затем просто произносит команды, а дети выполняют движения. Затем педагог предлагает новые правила.
—А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.
Это довольно сложное задание, поэтому поначалу следует выполнять его медленно. В дальнейшем можно постепенно ускорять темп, а также увеличивать количество команд и движений — не только топать и хлопать, но и прыгать, ходить, приседать и т.д. Количество команд и темп выполнения задания должны соответствовать возможностям детей.
Правильно — неправильно?
Цель: развитие речевого слуха — умения внимательно слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы. Ход игры: Педагог выполняет роль ведущего. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
~ Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно — сиди спокойно, если неправильно—хлопни в ладоши!
после этого педагог называет знакомые ребенку игрушки и предметы. время от времени путая их названия. При проведении игры можно устроить соревнование — побеждает тот, кто был внимательнее других и заметил больше ошибок.
Другой вариант игры — словосочетания в рамках определенной тематиики (без зрительной опоры). Например, «Кто летает, а кто не летает», «Съедобное и несъедобное» и т.п.
—Я буду говорить: «птица летит», «самолет летит», «бабочка де mum» и т.д. Ты внимательно слушай, что я говорю, потому что могу сказать неправильно. Если я сказу «кошка летит» или «книжка. летит»—хлопни в ладоши.
Более сложный вариант — правильные и неправильные фразы самого разного содержания.
Развитие дыхания
Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания — избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом.
С помощью специальных техник дыхания (например, в йоге, в гимнастике цигун) удается не только повлиять на состояние здорового человека, внутреннюю энергетику организма, но и достичь особых состояний сознания. Однако при этом следует помнить об опасностях: если упражнения выполняются неправильно, врожденный рефлекс дыхания может оказаться необратимо нарушенным что пагубно отразится на здоровье человека в целом.