Особенности воспитания детей раннего, дошкольного возраста в деятельности.
1. Воспитание– главная сила, способная дать обществу полноценную личность, но полностью изменить человека не возможно. Лозунг: «Воспитание может все» - себя не оправдывает.
Все люди по-разному поддаются воспитанию - от полного подчинения до полного восприятия. В воспитательном процессе определенную роль играют конкретные ситуации и взаимодействия людей, Воспитание зависит от развития, воздействует на развитие и определяется на достигнутый уровень развития человека.
Выгодский – отечественный педагог и психолог,обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только развитию ребенка, но и зоне ближайшего и развития. Он выделил 2 уровня умственного развития:
ЗАР (зона актуального развития) на уровне ближайшего развития ребенок справляется с заданием учителя самостоятельно.
ЗБР (зона ближайшего развития) на уровне ближайшего развития ученик может справиться с заданием с помощью учителя, который выполняет роль консультанта и помощника.
Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития.
Задача воспитания и обучения: создать ЗБР, которая в будущем перешла в ЗАР.
2. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры. Преобразуя свои способности, человек сохраняет и совершенствует природу, создает то, что без его активности в природе не существует. Благодаря деятельности человек построил города, машины, дороги, произвел предметы материальной и духовной культуры.
Деятельность человека носит продуктивный характер. Деятельность стимулирует развитие ребенка. В процессе деятельности и общения с людьми, ребенок совершает переход от подражания (как самого простого проявления активности) к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности и самовоспитания.
Через активную деятельность происходит целостное формирование личности. Чтобы деятельность привела к запланированному «образцу» личности, ее необходимо организовывать и разумно направлять - в этом самая сложность практического воспитания. Деятельность может быть: пассивной и активной.
Виды деятельности:
1. труд;
2. общение;
3. учеба;
4. игра.
По направлениям бывает:
1. познавательная;
2. общественная;
3. спортивная;
4. художественная;
5. техническая;
6. ремесленческая;
7. гедоническая (направлена на получение удовольствия).
С малых лет ребенок проявляет себя как активное существо. Он может предъявлять требования к взрослым, к сверстникам, к самому себе; может выражать свое отношение к людям, предметам. Активность деятельности может повышаться или понижаться в зависимости от воспитания. Только активная эмоционально – окрашенная деятельность, в которую человек вкладывает всего себя, обеспечена на хорошее развитие. Такая деятельность становится источником энергии, вдохновения и приносит удовольствия.
1. Игра – вид деятельности, результатом которого не становиться производство какого-либо материального и идеального продукта.
Игра бывает:
1. Индивидуальная представляет собой род деятельности, когда игрой занят один человек;
2. Групповая – включает в себя несколько индивидов;
3. Предметная – игры с предметами;
4. Ролевая – поведение ребенка ограничено определенной ролью, которую в игре он берет на себя;
5. Сюжетная – разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя в основных деталях;
7. С правилами – регулируются определенной системой правил.
А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков он будет во многом в работе, когда вырастет».
2. Учение – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, навыков.
3. Труд – основной вид деятельности, имеет результатом создания общественно-полезного продукта.
Н. Крупская: «Труд должен быть посильным, непосильный труд воспитывает лодырей».
Ж. Ж. Руссо: «Труд – отец всех доброжелателей, лень – мать всех пороков»
4. Общение – особый вид деятельности, являющийся важнейшей частью человеческой жизни.
Экзюпери считал общение «роскошью».
Общение человека с окружающим миром начинается с момента рождения. Оно выступает как особый вид взаимодействия субъектов.
Общение между людьми происходит в различных формах:
1) Анонимное общение – в ходе временных связей (например, пассажиры в транспорте, люди в очереди, зрители в зале, между специалистом и клиентом и т.д.);
2) Функционально – ролевое общение – когда осуществляется связь через взаимные обязанности (например, учитель – ученик, врач – пациент и т.д.);
3) Неформальное общение – предполагает личностные контакты за пределами официальных отношений (например, между друзьями).
Функции общения:
- коммуникативная – люди передают информацию вступая в контакты (например, с помощью речи – вербально, с помощью мимики – не вербально);
- интерактивная – когда общение выступает как взаимодействие, в котором партнеры обмениваются действиями и поступками не произнося слов (например, танцоры, спортсмены);
- перцептивная (чувственная) – связана с взаимным восприятием партнеров по общению; для общающихся важно наличие сопереживания, понимания, уважения, сочувствия, доверия.
Мотивацией общения может быть потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих, желание быть понятым и принятым.
Недостаток общения может сказаться на индивидуальном развитии ребенка, его умственных способностях и психики.
Таким образом, все виды деятельности связаны друг с другом, и взаимопроникают друг в друга. Элементы игры делают интересной учебную и трудовую деятельность; учебная деятельность расширяет круг общения; общение стимулирует игровую деятельность и т.д.
Тема: «Основные виды деятельности дошкольников, их характеристика: игра, учебно-познавательная, трудовая, художественная деятельность, общение».
План: