Часть 1. Эссе на тему: «Инновационные методы обучения студентов ВУЗов как средство реализации интерактивной модели обучения».
ОТЧЕТ
Об учебной практике
Магистранта: Рожкова Екатерина Михайловна
Магистратура
Направление, курс, группа: 38.04.01 «Экономика», 1 курс, ЭМ-1-14
Место прохождения учебной практики: кафедра «Финансы и Кредит»
Сроки прохождения практики: с 06.07.2015 г. по 26.07.2015 г.
Руководитель практики:
Доктор экономических наук, доцент Гребеник В.В.
____________________
(подпись)
Москва 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Часть 1. Эссе на тему: «Инновационные методы обучения студентов ВУЗов как средство реализации интерактивной модели обучения»…………..5
Часть 2. Методическая разработка лекции на тему: «Государственный кредит, государственный долг»…………………………………...……………11
Часть 3. Методическая разработка семинара на тему: «Пенсионный фонд Российской Федерации»…………………………………………......……31
Заключение………………………………………………………..………41
Введение
За последнее время было создано много новых типов высших учебных заведений. Однако преобразования коснулись лишь той части педагогического процесса, которая включает в себя изменение технологии педагогического взаимодействия.
Переход к новой педагогике означает обновление всех сторон учебно-воспитательного процесса – его содержания, форм, методов, а что самое сложное – образа их мыслей, интересов и установок, их отношений друг к другу.
Подготовка будущего магистра осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в магистратуре академии, и важное место в этом занимает педагогическая практика. Она способствует воспитанию профессиональных интересов магистрантов, формированию личности будущего магистра, помогает получить первый опыт самостоятельной преподавательской работы, проверить на деле свои знания и способности, укрепить интерес к будущей профессии.
Подготовка будущего магистра осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в магистратуре вуза, и важное место в этом занимает педагогическая практика.
Цель педагогической практики:Изучение основ педагогической, учебно-методической и научной работы в высших учебных заведениях, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедры «Финансы и Кредит» НОУ ВПО Московской академии экономики и права, приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения.
Для достижения цели реализуются следующиезадачи:
1. Практическое ознакомление с авторской методикой преподавания конкретного курса финансовой направленности, обязательно входящего в базисный учебный план НОУ ВПО Московской академии экономики и права по направлению 38.03.01 «Экономика» профиля «Финансы».
2. Изучение учебно-методической литературы, программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана.
3. Разработка дополнительных методических и тестовых материалов для студентов в помощь преподавателю при ведении лекционных и семинарских занятий по направлению 38.03.01 «Экономика» профиля «Финансы».
4. Осуществление контроля качества усвоения студентами учебного материала путём содержательного квалификационного анализа самостоятельных работ студентов (аналитических задач, тестов и кейс-технологий).
5. Изучение современных образовательных технологий высшей школы.
6. Непосредственное участие в учебном процессе, чтение лекций на тему «Государственный кредит, государственный долг» и проведение семинарского занятия на тему «Пенсионный фонд Российской Федерации».
Часть 1. Эссе на тему: «Инновационные методы обучения студентов ВУЗов как средство реализации интерактивной модели обучения».
В настоящее время в мире происходят серьезные изменения системы образования. Одним из факторов, обусловивших процессы реорганизации вузовской модели образования, являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты современной жизни, и информатизации образовательного процесса, связанные с инновационными компьютерными технологиями. Появление более прогрессивных концепций, знакомство с передовым опытом стран, лидирующих на рынке образовательных услуг (США, Великобритания), и разработка на этой базе национальной модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста – выпускника вуза, вопроса эффективности применения полученных знаний, мобильности его профессиональной квалификации в условиях современного времени.
Безусловно, что формирование молодого специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых определяет уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Плодотворность данного диалога зависит от правильного решения поставленных задач:
- постановки учебной цели и вытекающей из нее мотивации для студента;
- осуществления передачи материала определенного содержания (лекций) и его интерпретации для студентов (семинары);
- контроля знаний.
Данная модель обучения носит директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог, где активной стороной выступает преподаватель.
На основе новых информационных технологий и методов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента. В современных условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения.
Интерактивная модель обучения базируется на внедрении в процесс обучения инновационных методов: метод проблемного изложения, презентация, дискуссии, кейс-стади, работа в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые и ролевые игры, метод Insert (метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Приоритетным принципом системы высшего образования является принцип учета интересов обучаемого. В связи с этим перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые были бы нацелены на активацию творческого потенциала студентов, его желания обучаться.
Задачи интерактивного обучения можно сгруппировать следующим образом:
1) повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине;
2) приблизить учебу к практике повседневной жизни (путем формирования навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, повышения психологической стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов);
3) научить приемам получения нового социологического знания.
Обратимся к одному из определений инновационных образовательных технологий. Под ними подразумеваются способы создания распространения, внедрения, использования и коммерционализации изобретений, новых видов услуг.
В.Ф. Мануйлов, И.В. Федоров выделяют три типа таких технологий: радикальные (перестройка процесса обучения и его крупной части); комбинированные (соединения ряда известных элементов или технологий в новую технологию или метод обучения); модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения). Развитие таких технологий происходит по направлениям:
1)репродуктивное обучение (индивидуальное обучение, персонифицированное обучение);
2) исследовательское обучение (процесс обучения выстраивается как поиск познавательно-прикладных, практических сведений);
3) разработка моделей учебной дискуссии
4) организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования).
Следует уделить особое внимание содержанию некоторых инновационных методик преподавания интерактивного обучения. Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигается первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. В начале изучения определенной темы курса перед студентами ставится проблемный вопрос и дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрить в структуру готовых, ранее разработанных лекций и семинаров.
Другим эффективным методом инновационного обучения можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием УКС является ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какой-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменном виде и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. В целом метод УКС позволяет: принимать верные решения в условиях неопределенности; разрабатывать алгоритм принятия решения; овладеть навыками исследования ситуации; разрабатывать план действий; применять полученные знания на практике; учитывать точки зрения других специалистов.
Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.
Особое место в инновационной технологии занимает семинар-тренинг, целью которого является приобретение нового опыта поведения в конфликтных ситуациях. К задачам тренинга можно отнести развитие стрессоустойчивых качеств личности, приобретение навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, формирования рефлексивного мышления, освобождение от стереотипных представлений, мешающих плодотворному и непринужденному общению. Таким образом, тренинг является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентами в конструктивном режиме.
В инновационном обучении содержание преподавания той или иной дисциплины определяется исходя из наличного материала, наработанного в совместной деятельности преподавателя и студентов с использованием элементов тренинга, поэтому этот метод преподавания можно назвать инновационно-тренинговым. В процессе столкновения различных норм, ценностей, представлений выявляется содержание предмета, в качестве которого могут быть «белые пятна», пробелы в познаниях, связанные не просто с тем, что студент чего-то не понимает, а с тем, что не знает, не представляет, каким образом нужно действовать в заданной ситуации. Только приобретя опыт поведения, студент приобретает и новое знание в результате осмысления этого опыта.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что инновационные формы и методы обучения присутствуют, но для внедрения интерактивной модели в процесс обучения необходимо использование директивных и инновационных методов в равной степени.
Часть 2. Методическая разработка лекции на тему: «Государственный кредит, государственный долг»
План лекции 1. Сущность и понятие государственного кредита и государственного долга 2. Формы проявления государственного кредита и государственного долга 3. Управление государственным кредитом и государственным долгом | |||
Введение В современном мире такие понятия, как государственный долг и кредит очень важны. Государственный кредит и его регулирование – одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Политика, проводимая в последние годы бюджетного профицита, помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. В данной лекции ставится задача раскрыть понятия государственного кредита, изучить сущность государственного долга, их формы, а также управление государственным долгом и кредитом. | 5 мин. Актуальность темы Задачи лекции | ||
1. Сущность и понятие государственного кредита и государственного долга Кредит – это экономическая категория, представляющая собой систему экономических отношений, в которых государство выступает в основном в качестве заемщика свободных денежных средств у физических либо юридических лиц. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта; это один из основных инструментов, при помощи которого можно достичь равновесия доходов и расходов бюджета. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер. Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. 1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. 2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. 3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. Значение государственного кредита: 1)Средства, аккумулируемые с помощью государственного кредита, используются для финансирования важнейших на конкретном этапе развития общества расходов, а также для сбалансирования доходов и расходов бюджета; 2)Он выступает инструментом сбалансирования и укрепления денежного обращения в стране. Государственному кредиту присущи признаки кредитных отношений, но в то же время существуют и определенные различия его от других видов кредитов. Следственно и принципы, которые лежат в основе всех кредитных отношений, свойственны для отношений, возникающих при государственном кредите. К этим принципам относится срочность, возвратность и возмездность. Принципы возвратности и возмездности отличают государственный кредит от такой экономической категории, как скажем, налоги. Так как налоги поступают от плательщика в бюджет только в одном направлении. Так же от налогов государственный кредит отличает добровольность отношений, правда история России знает случаи отступления от правила добровольности при размещении займов. Различие государственного кредита от банковского кредита заключается в том, что государственный кредит не имеет целевой направленности, имеет непроизводительное применение капитала, то есть его средства идут на покрытие дефицита бюджета, а так же его обеспечением служит вся собственность государственной казны. Тогда как банковский кредит имеет целевую направленность, его обеспечением служат определенные ценности, характерной чертой является производительное применение средств, которое позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за применение займа путем увеличения прибавочной стоимости в процессе производства. На сегодняшний день деятельность Российской Федерации как кредитора сильно ограничена. Функционирование механизма государственного кредитования влечет за собой появление государственного долга – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств. Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты. Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам: – месту размещения долга; – уровням государственной власти; – сроку привлечения средств; – характеру выплачиваемого дохода; – объему расходов на выплату государственного долга; – методу определения дохода и др. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний. Внутренний ГД - общая сумма основного долга государства по внутренним государственным займам, в т.ч. займам местных органов управления и самоуправления на определенный момент времени; Внешний ГД - общая сумма основного долга государства по внешним государственным займам на определенный момент времени. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ. | 15 мин. Совокупность риторических вопросов для активизации внимания студентов. Установить контакт с аудиторией. | ||
Спросить у студентов: Какие определения государственного кредита и долга Вы знаете? В чем различия этих двух понятий? | |||
2. Формы проявления государственного кредита и государственного долга Форма государственного кредита - внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражают экономическую сущность государственного кредита. В зависимости от характера операций, сопровождающих мобилизацию финансовых ресурсов, различают формы государственного кредита: 1) государственные заимствования осуществляются в форме прямых кредитов и займов: ·прямые кредиты - привлечение свободных средств инвесторов как внутри государства, так и за его пределами без продажи ценных бумаг. ·государственные займы - привлечение временно свободных денежных средств путем выпуска и реализации ценных бумаг. 2) государственные гарантии - предоставляются Правительством по кредитам, выдаваемые банками ЮЛ. Предоставляемый размер предоставляемой гарантий ежегодно устанавливается в законе РБ «О бюджете» на соответствующий год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам предоставляются Правительством по согласованию с Президентом на платной основе, и т.о. государство гарантирует не только погашение займов, но и выплату процентов по ним. В случае неплатежеспособности заемщика государство имеет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам. 3) бюджетные ссуды, займы, кредиты - предоставляются субъектам хозяйствования, кроме бюджетных организаций, а также страховым и небанковским КФО на финансирование инвестиций, инновационных проектов и программ. Бюджетные кредиты предоставляются вышестоящими бюджетами нижестоящим в случае возникновения временного кассового разрыва при исполнении соответствующих бюджетов, а также для реализации инвестиционных программ и проектов. Бюджетные кредиты могут предоставляться на краткосрочной и долгосрочной основе для финансирования временного кассового разрыва и для реализации инвестиционных проектов. Обязательным сопровождением этой формы отношений являются договоры, которые действуют с момента их заключения до полного выполнения заемщиком своих обязательств. Данная форма отношений является платной. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме: 1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: 1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ; 2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга РФ включаются: 1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; 2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. | 20 мин. Изучить формы проявления государственного кредита и государственного долга. С помощью аудитории определить, какая форма государственного кредита и долга чаще всего проявляется. Сделать общий вывод. | ||
Спросить у студентов: Какие формы государственного долга и кредита чаще всего используются? | |||
3. Управление государственным кредитом и государственным долгом, есть ли выход? Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы: безусловности — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий; единства учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям; согласованности — обеспечение максимально возможной гармони зации интересов кредиторов и государства-заемщика; снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора; оптимальности — создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны; гласности — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям. Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре основные составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако применительно к государственному долгу эти функции управления могут быть конкретизированы. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение. В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения. Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга. 1)рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов; 2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам; 3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов; 4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов; 5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов; 6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств. Управление государственным долгом включает: • формирование политики в отношении государственного долга; • определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности; • определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели; • выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов; и т.д. Политику в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управлений" им осуществляет исполнительная власть. Для определения эффективности системы управления государственным долгом не существует единого показателя. Оценивается эффективность отдельных аспектов деятельности государственных органов в этой области. | 30 мин. Сосредоточить внимание студентов на важных способах управления государственным долгом и кредитом, чтобы обеспечить экономический рост страны. | ||
Спросить у студентов: Назовите основные способы урегулирования долга? Какие способы Вы бы предложили? | |||
Заключение. Два этих понятия очень взаимосвязаны между собой. Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства, прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. | 5 мин. Ответы на вопросы. | ||
Часть 3. Методическая разработка семинара на тему: «Пенсионный фонд»
План семинара:
1. Направления использования средств бюджета Пенсионного фонда
2. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект процесса инвестирования средств пенсионных накоплений
3. Порядок формирования пенсионных накоплений, особенности их учета и инвестирования
4. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
5. Порядок финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений
Вступительное слово к семинару.
Задача семинара – изучить понятие, сущность и порядок формирования пенсионных накоплений, особенность их учета и инвестирования, а также разобраться в понятии финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.
ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
реализация международных соглашений.
1. Направления использования средств бюджета Пенсионного фонда
1.1. Какие основные группы расходов ПФ РФ можно выделить?
1.2. Какой процент общего объема выплат составляет по обязательному пенсионному страхованию?
1.3. Каким основным направлением использования финансовых ресурсов ПФ РФ является?
1.4. Какой процент составляет расходы на управление от общего объема выплат?
2. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект процесса инвестирования средств пенсионных накоплений
2.1. Какие три варианта финансирования накопительной части трудовой пенсии имеют граждане?
2.2. Какая цель инвестирования средств пенсионных накоплений?
2.3. Что обязан ПФ РФ как субъект по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений делать?
2.4. Кто контролирует деятельность ПФ РФ как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений?
3. Порядок формирования пенсионных накоплений, особенности их учета и инвестирования
3.1. Что включают в себя пенсионные накопления?
3.2. Алгоритм нормативных процедур по функционированию накопительных механизмов финансирования трудовых пенсий?
3.3. Куда могут быть размещены пенсионные накопления?
3.4. Какие права имеют застрахованные лица при формировании накопительной части трудовой пенсии?
4. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
4.1. Основные принципы программы государственного софинансирования?
4.2. Какой может быть дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию?
4.3. Каков порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию?
4.4. Каким застрахованным лицам можно получить право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений?
5. Порядок финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений
5.1. Виды выплат, осуществляемых за счет средств пенсионных накоплений застрахованным лицам?
5.2. Кто имеет право на единовременную выплату?
5.3. Какая формула определения размера срочной пенсионной выплаты?
5.4. Что является источником финансового обеспечения срочной пенсионной выплаты?
Оценивается работа студентов на семинаре. Выясняется, какие вопросы по теме возникли у студентов. Кратко, если необходимо, поясняются.
Разработка тестов по теме»: Пенсионный фонд Российской Федерации»
1. Пенсионный фонд России является:
А) самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской федерации Положением о ПФР в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения[1]
Б) самостоятельное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, осуществляющее государственное правление финансами государственного социального страхования
В) самостоятельное, некоммерческое финансово-кредитное учреждение, деятельность которого направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования согласно программе обязательного медицинского страхования, в РФ и подотчётно Правительству.
Г) затрудняюсь ответить
2. Задачей ПФ РФ является:
А) выплата пособия по безработице
Б) выплата пенсии
В) выплата компенсаций беженцам
Г) затрудняюсь ответить
3. Привыборе варианта пенсионного обеспечения граждане имеют право:
А) Направить на формирование накопительной части трудовой пенсии 6,0 процента страхового взноса, либо отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить указанный размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии
Б) Отчислять денежные средства в благотворительный фонд
В) Получить денежные средства наличными деньгами
Г) затрудняюсь ответить
4. Правопреемники за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, имевшего на индивидуальном лицевом счете пенсионные накопления должны обратиться в срок:
А) До истечения 6 мес. со дня смерти
Б) В течении года со дня смерти
В) В любое удобное время
Г) затрудняюсь ответить
5. Разделы индивидуального лицевого счета застрахованного лица:
А) общая, специальная и профессиональная
Б) общая, индивидуальная и специальная
В) общая, страховая и профессиональная
Г) затрудняюсь ответить
6. Застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются:
А) лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Б) юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, которые начисляют страховые взносы
В) лица, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере
Г) затрудняюсь ответить
7. Специальная часть индивидуального лицевого счета содержит в себе информацию:
А) о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий
Б) о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования
В) о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда
Г) затрудняюсь ответить
8. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации
А) Фонд социального страхования
Б) Пенсионный фонд России
В) Негосударственный пенсионный фонд
Г) затрудняюсь ответить
9. В случае утраты застрахованным лицом, работающему по трудовому договору, свидетельства обязательного пенсионного страхования, ему необходимо:
А) обратиться в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства к страхователю с заявлением о его восстановлении
Б) обратиться в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства в ПФР по месту жительства с заявлением о его восстановлении
В) обратиться в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства в ФСС по месту жительства с заявлением о его восстановлении
Г) затрудняюсь ответить
10. Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются:
А) судом
Б) УСЗН
В) переговорным путем
Г) затрудняюсь ответить
11. Общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица не содержит информацию:
А) страховой номер
Б) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
В) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии
Г) затрудняюсь ответить
12. В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:
А) сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;
Б) сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой
В) суммы произведенных выплат
Г) затрудняюсь ответить
13. В профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:
А) суммы инвестиционного дохода
Б) сведения о сумме денежных средств, уплаченных в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию
В) дата регистрации в качестве застрахованного лица
Г) затрудняюсь ответить
14. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица является документом, хранящимся в ПФР в форме:
А) электронного документа
Б) тематической подшивки
В) карточки
Г) затрудняюсь ответить
15. Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее:
А) конфиденциальности.
Б) общей доступности
В) затрудняюсь ответить
Г) государственности
16. Полную и доступную информацию по вопросам уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не выходя из дома можно получить:
А) по телевизору
Б) на сайте Отделения ПФР
В) от соседки
Г) затрудняюсь ответить
17. Индивидуальный лицевой счет лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования необходим:
А) Для учета, хранения и инвестирования пенсионных средств гражданина
Б) На лицевом счете отражаются все данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах, а также данные о страховом стаже в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчете пенсии
В) Для временного размещения денежных средств гражданина
Г) затрудняюсь ответить
18. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования должно находиться:
А) В управляющей компании и негосударственном пенсионном фонде, в которые застрахованным лицом переданы в доверительное управление пенсионные накопления
Б) У застрахованного лица
В) В отделе кадров организации или бухгалтерии организации по месту работы
Г) затрудняюсь ответить
19. Индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования является:
А) организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав
Б) организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации прав в сфере получения услуг согласно базовой программе обязательного медицинского страхования
В) организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации прав в сфере получения выплат по негосударственному пенсионному обеспечению
Г) затрудняюсь ответить
20. В каком году образован ПФ РФ:
А) 1990
Б) 1991
В) 1992
Г) затрудняюсь ответить
Разработка кейса на тему: «Пенсионный фонд Российской Федерации»
Решения по повышению пенсионного возраста в ближайшие годы приниматься не будут, заявил глава Министерства труда и социальной защиты России Максим Топилин.[2]
Вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ будет обсуждаться в будущем из-за роста продолжительности жизни и развития здравоохранения, однако в настоящий момент он не актуален, заявил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.
"В перспективе, конечно, нам придется пенсионный возраст повышать, но это не вопрос сегодняшнего дня. Сейчас не надо, а когда-то это придется делать. Мы же с вами понимаем, что мы будем дольше жить, продолжительность жизни будет расти, здравоохранение будет развиваться, и когда-то, соответственно, придется это делать", — сказал Топилин на заседании в Совете Федерации.
Ранее министр финансов нашей страны Антон Силуанов призвал власти срочно повысить пенсионный возраст. Чиновник заявил, что это позволит сбалансировать пенсионную систему и не увеличивать налоговую нагрузку на компании.
В настоящее время мужчины в России могут уйти на законный отдых в 60 лет, а женщины - в 55.
1. Какой пенсионный возраст в других странах?
2. Как Вы считаете, для чего наше правительство повышает пенсионный возраст?
3. Поможет ли повышение пенсионного возраста улучшить ситуацию с пенсионной системой?
4. Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации с ПФ РФ?
Заключение
В процессе прохождения педагогической практики были изучены:
- программы учебной дисциплины, курсы лекций д.э.н., доцента Гребеника В.В., содержание фондов оценочных средств по дисциплине «Финансы»;
- учебно-методические материалы, научно-методические разработки, научно-методическую литературу, тематику научных направлений кафедры «Финансы и Кредит»;
В результате практики была выполнена следующая педагогическая работа:
- посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам к.э.н, доцента Кривцова О.Ф. «Финансовый менеджмент», к.э.н., доцента Эрнст О.А. «ДКБ»;
- на основе посещения занятий был проведен анализ занятий по согласованию с преподавателями учебных дисциплин и обобщение педагогического опыта коллег;
- проектирование различных моделей занятий с использованием традиционных и нетрадиционных приемов, методов и организационных форм;
- использование различных способов рефлексии и оценивания в педагогической деятельности;
- самостоятельное проведение занятий.
В период прохождения педагогической практики магистрант должен:
- ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по направлению 38.03.01 «Экономика» профиля «Финансы»;
- освоить организационные формы и методы обучения в НОУ ВПО Московская академия экономики и права на примере деятельности выпускающей кафедры «Финансы и Кредит»;
- изучить современные образовательные технологии вуза;
- получить практические навыки учебно-методической работы в вузе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, навыки организации и проведения занятий с использованием современных информационных технологий обучения кейс-технологий;
- изучить учебно-методическую литературу;
- принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием;
- при проведении своих занятий для повышения степени усвоения учебного материала аудиторией были использованы презентационный материал с использованием проектора.
[1] Курсивом выделены правильные ответы.
[2] Российское агентство международной информации «РИА Новости».