Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике 4 страница
В практике физического воспитания наиболее унифицируют годовой план-график, разрабатываемый в учебных заведениях на основе общей обязательной официальной программы для относительно однородного контингента занимающихся: класса, группы, отделения. Его составляют применительно к общему режиму учебного года, исходя в первую очередь из выделяемого лимита времени для занятий урочного типа. Вместе с тем в графике важно предусмотреть и другие формы занятий физическими упражнениями, которые будут гарантированы организационно в режиме учебного дня и вне его (см. форму на стр. 374).
План на годичный или иной крупный цикл спортивной тренировки разрабатывают применительно к практически сложившейся цикличности тренировочного процесса и официальному календарю предстоящих соревнований. В основе его хронологической структуры должны лежать закономерности периодизации тренировочного процесса. В соответствии с этим в нем отображают изменение во времени компонентов тренировки, которые могут быть формализованы и выражены количественно, а также частоту и последовательность выступлений спортсменов в соревнованиях по периодам и этапам тренировочного цикла (см. форму на стр. 376). Основные разделы содержания тренировочного процесса и отдельные параметры тренировочных нагрузок намечают, как правило, более подробно, чем в перспективном плане, при условии, конечно, что планирующий располагает данными, необходимыми для выполнения обоснованных расчетов.
Оправданная степень детализации крупноциклового плана зависит от того, насколько известен не только в принципе, но и подробностях намечаемый в нем путь к целевым результатам, насколько постоянны условия их достижения. Если этот путь хорошо известен многим и детально зафиксирован (в существующих разработках, методических пособиях и т. д.), годовой план может быть составлен очень детально (вплоть до недельных циклов, как это делают нередко при планировании школьного курса физического воспитания и базовой спортивной подготовки). Если же планируемый процесс будет иметь в деталях трудно предсказуемые задолго вариации и тем более если ряд его параметров вообще никем еще не освоен (что особенно характерно для подготовки к рекордным спортивным результатам), годовой план лучше составлять лишь в крупных чертах, без детализации до малых масштабов времени
(она будет осуществляться в последующем — в рамках этапного и краткосрочного планирования).
2.3.2. Этапное планирование
Этапный план. Годовой (крупноцикловый) план получает уточняющую конкретизацию прежде всего в этапных планах, которые разрабатываются поочередно в расчете на стадии планируемого процесса, намеченные в общих чертах в годовом либо аналогичном плане. Этапный план в этом отношении является как бы фрагментом крупноциклового плана, разработанным до определенного уровня детализации; вместе с тем в этапном плане находят свое выражение коррекции, необходимость которых возникает по ходу реализации запланированного материала. Этапный план составляют непосредственно перед началом очередного этапа с учетом фактически пройденного и достигнутого на предыдущем этапе. При этом в качестве этапа важно выделить относительно самостоятельную стадию планируемого процесса, которая более или менее существенно отличалась бы от его предыдущей и последующей стадий и в то же время имела бы объединяющие их черты, выражающие общую логику его построения. Такие этапы в практике планирования физического воспитания обычно имеют продолжительность от 1 —1,5 до 2—2,5 месяца (в условиях учебных заведений этапные планы общего курса физического воспитания обычно составляют в расчете на четверть или семестр учебного года либо на часть четверти, семестра).
В практике бывает и так, что обходятся без составления этапного плана как отдельного документа. В какой-то мере это компенсируется подробным составлением крупноциклового плана (который в таком случае представляет собой как бы совокупность свернутых этапных планов) и тщательным оперативно-текущим планированием. Однако такой подход чреват нарушением логики планирования и уменьшает его практическую эффективность. Разработка этапного плана приобретает особое значение в тех случаях, когда планируемый процесс на очередном этапе будет во многом существенно отличаться от предыдущего (например, в связи с переходом к освоению нового раздела программного материала или в силу особенностей непосредственной подготовки к ответственному соревнованию).
Степень детализации этапного плана зависит, естественно, от того, насколько подробно разработан крупноцикловый план, а также от частоты предстоящих занятий и других конкретных условий планирования, о которых уже шла речь. Если число урочных занятий, планируемое в рамках этапа, сравнительно невелико, причем содержание и формы их строго регламентированы унифицированной программой, общим расписанием, относительно постоянными условиями, как, например, в общем школьном курсе физического воспитания, этапный план обычно составляют в виде поурочного графика с выделением каждого отдельного урока (см. стр. 380). В иных ситуациях, особенно когда число занятий в недельном режиме велико и они будут довольно широко варьировать по содержанию, параметрам нагрузки, формам и внешним условиям организации, этапный план составляют с меньшей детализацией, намечая в нем не каждое отдельное занятие, а чедельные или подобные совокупности занятий — микроциклы (см. стр. 386).
Одна из возможных форм этапного плана-графика урочных занятий по общему
Класс (V) Четверть (2-я) Календарные сроки (9.XI—15X11)
■ ' - ■ | Число занятий. | ||
К/1 | |||
Ин- | Программный материал, | примерные затраты времени | |
дек- | |||
сы | разделы | на этапе | |
Классно-урочные занятия | 10X45 мин | ||
I | Гимнастика4" | 10X20—30 мин | Гимнастика: |
1.1 | Строевые, порядковые уп- | 10X3—5 мин. | 1.1. Повторение освоенных |
ражнения | ранее построений | ||
1.2 | Основная «школа» гимна- | 9X10—12 мин. | 1.2. Повторение освоенных |
стических движений без | ранее упражнений без пред- | ||
предметов и с предметами, элементы акробатики и ритмической гимнастики | метов | ||
1.3 | Упражнения в висе, упоре и перемещении на гимнастических снарядах | 8X10—15 мин. | |
1.4. | Опорные и другие прыжки | 6X5—10 мин. | 1.4. Подготовительные упражнения к прыжку через козла (1) |
Игры, игровые упражнения | |||
2.1 | Относительно простые сюжетные подвижные игры | 8X10—15 мин. | 2.1. Эстафета с мячом |
2.2. | Элементы баскетбола | • | |
Комплексное ис- | 9Х Ю мин. | 3. (1 —1)+++ Выявление | |
пользование разу- | показателей теста ПМ для | ||
ченныхупражнений | «круговой тренировки» на | ||
в форме «круговой | материале освоенных уп- | ||
тренировки» (преимущественно для воспитания двигательных качеств) | ражнений | ||
Задания в дополняющих за- | Не менее 35 заня- | Ежедневно: бег умеренной | |
нятиях(общий минимум) | тий. 60 ч на этапе | интенсивности до 1,5—2 км, утренняя гимнастика, освоенные ранее индивидуальные упражнения, участие в играх на подвижных переменах |
Примечания. + Не считая использования освоенного гимнастического материала в «круговой тренировке». ++ Цифры в скобках (1), (2) и т. д. указывают, какой раз по порядку, считая с начала разучивания на этапе данного материала, включается он в систему занятий (детализированный перечень соответствующих упражнений в принятой очередности может быть дан в приложении с указанием их дробных индексов). + + + Цифры в скобках
школьному курсу физического воспитания(с условными | примерами) | |
Недели (№ с начала учебного года и с начала этапа) | ||
X/I | XI/ | |
Уроки (№ с начала этапа) | ||
Гимнастика: 1.1. Перестроение в колон-мах (1)++ | Гимнастика: 1.1. Повторение (2) | Гимнастика: 1.1. Варианты перестроений в колоннах (3) |
1.2. Разминочные упражнения и новые элементы акробатики (1) | 1.2. Повторение: элементы акробатики (2) | 1.2. Локальные упражнения для основных звеньев тела; усложненные элементы акробатики (3) |
1.4. То же, что и в уроке № 1 (2) | 1.3. Подтягивание в сме шанном висе и выход в упор на перекладине, жер ди брусьев (1) 1.4. Прыжки через козла 80 см (3) | 1.3. Повторение упражне ний предыдущего занятия (2) 1.4. Повторение прыжко вых упражнений (4) |
2.1. Освоенная ранее игра с бросками надувного мяча | 2.1. Эстафета с мячом и преодолением препятствий | |
3. (1—2) Тестированиена 1«круг» с дозировкой: '/г ПМ, 8 «станций», поточно-непрерывно; регистрация ЧСС. | 3. (1—3) «Круговая тренировка» с прохождением по возможности до 1,5 «кругов» | 3. (1—4) «Круговая тренировка» с увеличением числа «станций» по возможности до 2 «кругов» |
Ежедневно: бег умеренной интенсивности до 1,5— 2 км, утренняя гимнастика, освоенные ранее индивидуальные упражнения, участие в играх на по-движ-ных переменах | Выполнение заданий предь нием разученных упражнен испособов их выполнения тренировке» | |дущей недели с включе-ий из подразделов 1.2—1.3 , освоенных в «круговой |
при обозначении «круговой тренировки» (1 — 1 и т. д.) указывают: первая — порядковый номер комплекса упражнений, включаемых в нее, вторая — какой раз применяется этот комплекс в занятиях на этапе. + + + + Тестирование проводится на материале того же «круга» упражнений, что и в занятии № 2, с тем же нормированием нагрузки (.'/») ПМ и регистрацией пульсовой реакции.
Ин- | Программный | Число занятий, | |
дексы | материал, разделы | примерные затраты времени на этапе | |
X1I/III | |||
Классно-урочные занятия | 10X45 мин | ||
Гимнастика"1" | 10X20—30 мин. | Гимнастика: | |
1.1 | Строевые, порядковые уп- | ЮХЗ—5 мин. | 1.1. Повторение в ускорен- |
ражнения | ном темпе (4) | ||
1.2 | Основная «школа» гимна- | 9X10-12 мин. | 1.2. Локальные упражнения |
стических движений без предметов и с предметами, элементы акробатики и ритмической гимнастики | с предметами (1) | ||
1.3. | Упражнения в висе, упоре | 8Х 10—15 мин. | 1.3. Варианты перехода из |
и перемещении на гимна- | виса в упор, размахивания, | ||
стических снарядах | соскоки (3) | ||
1.4 | Опорные и другие прыжки | 6X5—10 мин. | 1,4. Прыжки через козла (90 см (5) |
Игры, игровые упражнения | |||
2.1 | Относительно простые сю- | 8ХЮ—15 мин. | 2.1. Подвижная игра с мя- |
жетные подвижные игры | чом | ||
2.2 | Элементы баскетбола | 2.2. Ознакомление с начальными элементами баскетбола (1) | |
Комплексное ис- | 9ХЮ мин. | 3. (1—5). Повторение «кру- | |
пользование разу- | говой тренировки» с норми- | ||
ченных упражне- | рованием, как и в предыду- | ||
ний в форме «круговой тренировки» (преимущественно для воспитания двигательных качеств) | щем занятии | ||
Задания в дополняющих | Не менее 35 заня- | Выполнение заданий по | |
занятиях (общий минимум) | тий, 60 ч на этапе | ежедневному бегу до 2 км, ежедневной гигиенич. гимнастике с включением разученных упражнений, участию в подвижных играх на переменах, «дне здоровья и спорта» и др. |
Продолжение | ||
Недели (№ с начала учебного гола и е начала этапа) | ||
XII/III | XIII/IV | |
Уроки (№ с | начала этапа) | |
Гимнастика: | Гимнастика: | Гимнастика: |
1.1. Варианты перестрое- | 1.1. Выполнение разученных построений и пере- | |
ний в колоннах (5) | строений как вспомогательных действий с отдель- | |
ными вариациями без значительных затрат времени | ||
(6-7) | ||
1.2. Повторение упражне- | 1.2. Составление обновленного комплекса упражнений | |
ний с предметами (2) и | для гигиенич. гимнастики (из разученного материала); | |
элементами акробатики | элементы ритмики (1—2) и акробатики (5—6) | |
(4) | ||
1.3. Повторение упражне- | 1.3. Лазанье по канату в два приема (1—2); упраж- | |
ний предыдущего занятия | нения в равновесии на гимнастическом бревне и рейке | |
(4) | скамейки (1—2); подтягивания в висе и отжимания | |
в упоре в комплексе упражнений «круговой трени- | ||
ровки» (5—6) | ||
1.4. Прыжки через козла | 1.4. Выполнение напрыгиваний, соскоков и других | |
100 см (или 90 см) (6) | действий прыжкового характера в составе снарядо- | |
вых и других упражнений (7—8) | ||
2.1—2.2. Подвижная игра | 2.1—2.2. Подвижная игра | |
с включением отдельных | с использованием элемен- | |
элементов баскетбола (2) | тов баскетбола (3) | |
3. (1—6) Тестирование на | 3 (2—1). Выявление пока- | |
1 (стандартный) «круг»++~^+ | зателей теста ПМ для | |
обновленного комплекса | ||
«круговой тренировки» (с включением подтягиваний в висе и элементов акробатики) | ||
Выполнение заданий по | Ежедневный бег умеренной интенсивности с ускоре- | |
ежедневному бегу до 2 км, | ниями в пределах освоенной продолжительности; | |
ежедневной гигиенич. гим- | отжимания в упоре, подтягивания в висе и др. разучен- | |
настике с включением ра- | ные гимнастические упражнения; подвижные игры на | |
зученных упражнений, | переменах | |
участию в подвижных иг- | ||
рах на переменах, «дне | ||
здоровья и спорта» и др. |
Ин- | Программный | Число заня- | Недели (№ с начала учебного года | ||
дек- | материал. | тий, пример- | и с начала этапа) | ||
сы | разделы | ные затраты времени на | |||
этапе | XIV/V | ||||
Уроки (№ с начала этапа) | |||||
Классно-урочные занятия | 10X45 мин. | ||||
Гимнастика"1" | 10X20-30 мин | Гимнастика: Гимнастика: | |||
1.1 | Строевые, поряд- | 10X3—5 мин. | 1.1. Выполнение разученных построений и | ||
ковые упражне- | перестроений как вспомогательных дейст- | ||||
ния | вий с отдельными вариациями без значительных затрат времени (8—9) | ||||
1.2 | Основная «шко- | 9ХЮ—12.мин. | 1.2. Повторение мате- 1.2. Сдача зачета | ||
ла» гимнастиче- | риала занятий № 7—8 по гигиенической | ||||
ских движений без предметов и с предметами, элементы акробатики и ритмической гимнастики | гимнастике | ||||
1.3 | Упражнения в ви- | 8ХЮ— 15мин. | 1.3. Лазанье по канату | 1.3. Выполнение | |
се, упоре и пере- | в два приема (3); | норматива в под- | |||
мещении на гим- | упражнения в равнове- | тягивании на пе- | |||
настических снарядах | сии на гимнастическом бревне и рейке скамейки (3); подтягивания в висе и отжимания в упоре в комплексе упражнений «круговой тренировки» (7)" 1.4. Выполнение на- | рекладине | |||
1.4 | Опорные и дру- | 6X5—10 мин. | |||
гие прыжки | прыгиваний, соскоков и других действий прыжкового характера | ||||
Впрочем, различные разделы этапного плана допустимо детализировать не в одинаковой мере. Так, наряду с поурочной разработкой плана-графика школьного курса физического воспитания дополнительные занятия, проводимые на самодеятельных началах, планируют в общем графике обычно более укрупненно, например по неделям, с кратким обозначением рекомендуемого комплекса упражнений и среднерасчетных затрат времени на них (см. в качестве иллюстрации соответствующий раздел в плане-графике на стр. 380. Это не исключает, разумеется, иных форм планирования таких занятий (составление занимающимися индивидуального плана с консультационной помощью преподавателя и т.д.).
Как видно из приведенных примеров, в этапном плане-графике получают конкретизацию все основные аспекты планирования, представленные в соответствующей части крупноциклового плана: здесь более детально намечают этапные результирующие пока-
Продолжение
Ин- | Программный | Число заня- | Недели (№ с начала учебного года | |
дек- | материал, | тий, пример- | и с начала | этапа) |
сы | разделы | ные затраты • времени на | ||
этапе | X1V/V | |||
Уроки (№ с начала этапа) | ||||
в составе снарядовых и других упражнений (9) | ||||
Игры, игровые упражнения | ||||
2.1 | Относительно | 8ХЮ—15 мин. | 2.1—2.2. Подвижная | 2.1—2.2. То же. |
простые сюжет- | игра с использованием | что и в предыду- | ||
ные подвижные игры | элементов баскетбола (4) | щем занятии (5) | ||
2.2 | Элементы баскетбола | |||
Комплексное | 9ХЮ мин. | 3 (2—2). Тестирова- | 3 (2—3), «Круго- | |
использова- | ние на 1 «круг» (по об- | вая тренировка» с | ||
ние разучен- | новленному комплексу | преодолением (по | ||
ных упраж- | упражнений с норми- | возможности) | ||
нений в форме «круговой тренировки» (преимущественно для воспитания двигательных качеств) | рованием '/г ПМ) | 1,5—2 «кругов» | ||
Задания в допол- | Не менее 35 | Повторное выполнение | заданий предыду- | |
няющих занятиях | занятий. 60 ч | щей недели; участие | во внутришкольных | |
(общий мини- | на этапе | соревнованиях на выполнение норм и | ||
мум) | требований комплекса гимнастических). | БГТО (нреимущ. |
затели, включая не только те, которые предполагается достигнуть в итоге этапа, но и промежуточные; подробнее проектируют в динамике этапа содержание занятий и отдельные параметры связанных с ними нагрузок; с большей детализацией очерчивают этапную систему занятий, порядок их распределения во времени, соотношение основных и дополнительных занятий. В приложениях к таким графикам и в других материалах этапного планирования целесообразно еще более подробно разрабатывать его фрагменты (намечать комплексы подготовительных, в частности подводящих упражнений, определенную последовательность их применения с расчетными затратами времени и т. д.). Все это приобретает серьезное конструктивное значение в поэтапной организации процесса
ГЯ__ 1Г9П
Одна из возможных форм этапного плана-графика спортивной тренировки
подготовки к ответственному соревнованию
Индексы | Объекты планирования | Параметры в расчете на этан | |
I 1.1 | Общие параметры затрат времени и число занятий Суммарные затраты времени на планируемые за- | ||
нятии | 75—85 ч | ||
1.2 | Число собственно-тренировочных занятий; число отводимых на них дней | 26 занятий; 21 день | |
1.3 | Число соревнований; число соревновательных дней | 2; 2 дня | |
1.4 | Число занятий вспомогательного типа | 23 (включая вос-^ становит.) | |
П. | Группы упражнений в тренировке | ||
II.1 | Общеподготовительные упражнения, общий объем, в том числе: | 27 30 ч | |
II.1.1 | в «развивающем» режиме | 4—5 ч | |
II. 1.2 | в «фоновых» режимах (включая разминочный, поддерживающий и восстановительный) | 23—25 ч | |
II.2 | Специально-подготовительные упражнения избира- | 38—43 ч; отдель- | |
тельной направленности, общий объем, в том числе: | ные параметры суммарной нагрузки* | ||
II.2.1 | с интенсивностью до 80 % от соревновательной | ок. L'/:i суммарного объема** | |
II.2.2 | с интенсивностью 80 90 % от соревновательной | ок. 'Д суммарного объема | |
П.2.3 | с интенсивностью свыше 90 % от соревновательной | ок. '/ю суммарного объема | |
н.з | Тренировочные формы соревновательных упраж- | 10 12 ч; отдель- | |
нений; объем | ные параметры нагрузки... | ||
контрольные результаты в них | (указываются по микроциклам) | ||
ill | Соревнования | ||
ранг соревнований, намечаемые результаты в них | (указываются по микроциклам) | ||
IV | Частные контрольно-результирующие показатели | (указываются по | |
микроциклам) |
Примечания. * При планировании объема нагрузки в соизмеримых упражнениях данного типа целесообразно наряду с затратами времени указывать хотя бы один из отдельных информативных параметров суммарной нагрузки (напр.. километраж в упражнениях циклическою характера, число подходов в ациклических упражнениях и т.д.); ** Указаны доли упражнений различной интенсивности в обшем объеме планируемых специально-подготовительных упражнений на этапе; их интенсивность соотносится с интенсивностью соревновательных упражнений, как это сделано для примера в предшествующей графе.
(с условными пример квалифицированного | ами, относящимися спортсмена) | к месячному этапу непосредственной | ||
Микроциклы | (№ на этапе и с начала большого тренировочного цикла) | |||
1 (22) | 2 (23) | 3 (24) | 4 (25) | |
Даты... | Даты... | Даты... | Даты... | |
25—28 ч 8; 6 дн. | 19—21 ч 7; 5 дн. | 18—20 ч 7; 6 дн. | 13—16 ч 4; 4 дн. | |
1; 1 д. 5 | 1; 1 д. | |||
8—10 ч | 5-6 ч | 8 ч | 6 ч | |
3—4 ч 5—6 ч | 5—6 ч | 1 ч 7 ч | б ч | |
11 — 14 ч; 0,3—0,4 этапного объема*** 0,4 ПЭО**** | 8—10 ч; 0,2—0,3 этапного объема 0,2 ПЭО | 10-11 ч; 0,2—0,3 этапного объема 0,2 ПЭО | 7—8 ч; 0,1—0,2 этапного объема 0,2 ПЭО | |
0,2—0,3 ПЭО | 0,3—0,4 ПЭО | 0,2—0,3 ПЭО | 0,1-0,2 ПЭО | |
0,3 ПЭО | 0,2—0,3 ПЭО | 0,3—0,4 ПЭО | 0,1 ПЭО | |
2,5—3 ч; 0,2—0,3 этапного объема Контрольное упр.— 95 % целевого результата | 3—4 ч; 0,3—0,4 этапного объема | 3—4 ч; 0,3 этапного объема Контрольное упр.— 98 % целевого результата | 1 —2 ч; 0,1 этапного объема | |
• * | Подготовительное — 97—98 % целевого результата | — | Основное — целевой результат | |
(отдельные показа! показатели функци преимущественно в | ели в контрольно-т энальных сдвигов п случае индивидуальн | зенировочных упражнениях и отдельные ри тестирующих нагрузках планируются ого планирования) |
Указывается, какая доля суммарного объема нагрузки во всех упражнениях этого типа, запланированного в целом на этап, приходится на данный микроцикл. Указывается, какая доля парциального объема нагрузки, запланированного в этой подгруппе упражнений на этап (ПЭО), приходится на данный микроцикл, (наряду с указанными относительными величинами параметры нагрузки могут быть обозначены соответственно в абсолютных числах).