Глава 1. физическая культура в иерархии ценностей общей культуры в истории человечества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г.М.Соловьев
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
по физической культуре при Министерстве образования России
в качестве учебного пособия для высших учебных заведений
Ставрополь 2003г.
Научный редактор
доктор педагогических наук, профессор М.Я.Виленский
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А.В.Беляев,
доктор педагогических наук, профессор В.К. Шаповалов
Соловьёв Г.М.
Физическая культура в образовательном процессе вуза: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 г.-243с.
Содержание учебного пособия охватывает широкий круг вопросов, отражающих теоретическую часть государственной программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений. Подготовлено оно на основе современных научных представлений о физической культуре личности и технологии её формирования. Особое место в изложенном материале занимают разделы, относящиеся к научно-теоретическим положениям на предмет здоровья, культуры здорового образа жизни и оздоровительной физической культуры. Операциональная часть пособия освещает методические аспекты физического совершенствования, спортивной тренировки и организации здорового образа жизни студенческой молодёжи.
Адресовано студентам и преподавателям высших учебных заведений. Прочесть его будет интересно педагогам и психологам, интересующимся проблемами теории личности, а также вопросами формирования валеологической культуры учащейся молодёжи.
Предисловие.
Учебное пособие составлено на основе требований государственного образовательного стандарта и примерной государственной программы по дисциплине «Физическая культура» в высшем профессиональном образовании.
Ведущей побудительной причиной его написания явилось авторское видение на содержание, систему и последовательность изложения теоретического раздела программы по данной дисциплине в высшем учебном заведении.
Представленные научно-теоретические, методические и специальные знания включают результаты собственных и обобщённых современных научных исследований на теорию о физической культуре личности и формирования её в условиях высшей школы.
В авторской трактовке даются и определения таких понятий как «физическая культура», «физическая культура личности», «физическое воспитание», «физкультурно-спортивная деятельность», «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни личности», «физкультурник», «физкультурная тренировка», «физкультурная подготовленность» и др.
Разработанное учебное пособие представляет собой одну из проблемных попыток определения содержания и объёма теоретической информации по физической культуре, функционирующей в системе высшего образования. Причём сделать это с учётом преемственности её с общей образовательной школой и представлениями о степени научной абстракции, сложности и трудности знания, соответствующих высшей образовательной школе.
Только на основе знаний, освоенных человеком, физкультурно-спортивная деятельность может быть по настоящему творческой, позволяющей находить собственные пути и способы удовлетворения интересов и потребностей в сфере физической культуры. Ибо знания есть проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге и мышлении, которое представляет собой осмысление человеком объектов и явлений, закономерностей их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Обучение же представляет собой «перевод» общественных знаний, умений и навыков в индивидуальные. Общественное знание – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженных в языке, науке, культуре, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией в целом. Индивидуальные же знания есть совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания мира.
Действительно-практическая сфера физической культуры личности представляет собой общественно и индивидуально необходимые знания, умения и навыки, способности, черты поведения и другие качества, обеспечивающие успешность деятельности в достижении высокого уровня психофизического и духовного здоровья.
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.