Семья как социальный институт
Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, т. е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Социальные проблемы современной семьи: резкое расслоение общества, недостаточная помощь государства, затрудненность социальной и географической мобильности, миграции,
ухудшение состояния здоровья населения и семей, демографическая ситуация (малодетные и бездетные семьи), изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщины, рост количества неполных семей (разводы, вдовство, повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы и т. п.), насилие в семье, появление нетрадиционных видов семей.
Функции семьи:репродуктивная (продолжения рода), хозяйственно-экономическая, воспитательная (формирование личности ребенка и развитие его способностей; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения. «И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними». (Ф.М. Достоевский); социальная (являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта), психотерапевтическая: рекреативная (восстановительная), регулятивная — регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом; фелицитологическая — создание условий для счастья каждого члена семьи, коммуникативная.
Типы (формы, модели) семей( по разным основаниям).
• Наиболее распространенный тип семьи — нуклеарная,
состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Ну
клеарная семья может быть полной или неполной. Если в се
мье есть прародители, их дети и внуки семья считается расши
ренной. Это типизация по составу семьи.
• По количеству детей: однодетные, малодетные, много
детные.
• По типу главенства в семье: эгалитарные (равноправ
ные), патриархальные, матриархальные.
• По качеству отношений: счастливые, благополучные, ус
тойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагопо
лучные, дезорганизованные (культ силы, страх, изолирован
ность членов семьи и др.), гармоничные, псевдосолидарные,
деструктивные и др.
Существует также типология социального риска (девиант-ные семьи), т. е. выделение семей, где по объективным или субъективным причинам социальное функционирование за-
труднено. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные, с избыточной иждивенческой нагрузкой; многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, неполные; семьи военнослужащих срочной службы; безработных; семьи, проживающие в депрессивных районах. Сюда же относятся семьи с неблагополучными условиями воспитания: алкоголиков, наркоманов, семьи с асоциальным поведением и установками родителей.
Вопросы и задания
1. Что такое семья?
2. Каковы функции семьи?
3. Назовите известные вам классификации семей и дайте им краткую
характеристику. Приведите примеры.
Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая,
прививая, искореняя, формируя детей, родитель,
зрелый, сформированный, неизменный, не поддается
воспитывающему влиянию среды, окружения и детей.
Я. Корчак