Деятельность учителя при КСО
Говоря о функциях профессионального педагога при КСО, нужно иметь
в виду, что с введением коллективных учебных занятий в классе все
становятся учителями, педагогами. Конечно, это преобразование
происходит не сразу, не мгновенно, но оно происходит объективно, как
только ученики начинают работать в парах сменного состава, т.е все
становятся учителями: все обучают всех. Каждый школьник, начиная с
I класса, систематически каждый день по нескольку часов и на
протяжении школьных лет обучает по всем учебным предметам своих
товарищей, точнее многих. Он объективно формируется как учитель и
воспитатель. Не только с каждым годом, но даже с каждым месяцем и
даже с каждым днём растёт и совершенствуется его педагогическое
мастерство. Все школьники с первых дней обучения формируются как
педагоги, обучающие и воспитывающие других - тех, кто их окружает,тех, с кем они ежедневно работают в процессе обучения. Профессиональный педагог, учитель нужны при КСО, но его главное, новое назначение совсем иное - формирование педагогического мастерства у каждого школьника, у
каждого студента. Поскольку школьники при КСО всё время
выполняют педагогические функции, то стихийно, объективно все они
формируются как педагоги и растёт, совершенствуется их
педагогическое мастерство.
Второй задачей учителя становится не само по себе исполнение обучения и воспитания, а постоянное совершенствование этого исполнения,
постоянная реализация и модернизация учебно-воспитательного
процесса, забота о внедрении новейших достижений науки об оучении
и воспитании, методики, передового педагогического опыта.,
перестройка учебно-воспитательного процесса на прогрессивных
началах, а если необходимо, то и полная революционная перестройка
учебно-воспитательного процесса, как это и требуется в современных
условиях. Учителя при переходе к КСО просто ходят друг к другу, наблюдают вместе коллективные занятия и попутно обсуждают, как эти занятия поставить лучше. Такие "педагогические производственные
совещания" становятся чем-то обычным, регулярным. третья функция педагога - не менее важная, чем предыдущие:
для школьников или студентов всегда нужен специалист-предметник -
человек, глубоко знающий науку, которую они изучают; он
своевременно устраняет препятствия, раскрывает перспективы,
обеспечивает высокий темп продвижения вперёд.
Третья функция - это работа организационного характера. Педагог
должен настолько подготовить своих непосредственных помощников,
чтобы всё или почти всё управление учебно-воспитательным
процессом осуществлялось школьниками или студентами. Пятая функция. Четвертая функция - Профессиональный педагог - это всегда и воспитатель. Педагог, профессиональный учитель в своём классе был и остаётся
"хозяином": он видит, что ученикам нужна лекция - даёт лекцию; если
нужна беседа с классом, то проводит такую беседу; нужно - проводит
контрольную работу и т.д.
Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
Взаимные диктанты.
Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.
Порядок работы:
1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).
2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.
5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.
6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Петров, проверял Сидоров».
Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.
Работа по вопросникам.
Устное письменное выполнение упражнений:
1.Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение.
2.Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.
3.Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику свое упражнение. Затем они расходятся для работы в следующей паре.
Решение задач и примеров.
Учитель предварительно обучает учащихся ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Ученик ведет себя как учитель: «Прочитай условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?
1.Раздаются карточки, на каждой карточке по одной задаче. У каждого задачи разные. Работают самостоятельно, не переговариваясь с товарищами.
2.Учитель проверяет.
3.Работа в парах. Обмениваются карточками (задачами).Один из пары становится учителем, другой – учеником. Учитель дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке (задаче).
Партнеры обмениваются карточками и работают в других парах.