Совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей
В новом учебном году очень важно продолжить целенаправленную педагогическую деятельность по активизации воспитательного потенциала семей обучающихся, формированию культуры семейных отношений. Сегодня очень важно обсуждение с членами семьи таких тем, как: «О родительстве: роль отца и матери в семье», «О ценности правильного воспитания детей в семье», «О смысле семейной жизни, ее духовно-нравственных основах», «Изучаем уклад жизни семьи наших предков, возрождаем прогрессивные традиции», «О построении понимающего мира в семье», «О культуре семьи: культура отношений, культура общения, культура быта, культура жизнедеятельности и др.», «О том, как предупредить ссоры в семье», «Как нужно относиться к братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам», «Как стать другом и помощником старших в семье» и др.
Замечательной формой работы с семьей является составление родословной семьи, создание семейных летописей, альбомов, кинохронологий семьи, выставок, экспозиций семейного творчества, разработка совместно с родителями сценариев семейных праздников «В семейном кругу», «Искусство жить достойно в семье». Хорошо зарекомендовавшей себя формой работы с родителями является создание в социуме и в школах семейных клубов с целью организации семейного досуга, обсуждения нравственных ценностей современной семьи, традиций семейного воспитания, основ народной педагогики и оказания специалистами психолого-педагогической помощи родителям в разрешении проблем семейного воспитания.
Целесообразны реализация учебных программ факультативных занятий по семейному и гендерному воспитанию, применениеинформационно-коммуникационных методов (просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, опрос с демонстрацией видеоматериалов, подготовка мультимедийных презентаций и видеороликов, обсуждение публикаций СМИ и др.).
Темами для обсуждения с учащимися могут быть «Роль семьи в жизни общества», «Организация жизни современной семьи», «Потребности и бюджет семьи», «Распределение обязанностей в семье», «Особенности мужского и женского пола», «Идеал мужественности и женственности в различных культурах», «Гендерные роли и стереотипы в современном обществе», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Культура взаимоотношений между полами», «Как вместе преодолевать конфликты и разногласия», «Рождение и воспитание детей в семье» и др.
В целях реализации задач семейного и гендерного воспитания рекомендуем следующие учебные программы факультативных занятий, размещенные на сайте Национального института образования (http://adu.by/?p=201): «Подготовка учащихся к семейной жизни» для 10 (11) классов, «Основы гендерной культуры» для 8 (9) классов, а также пособия:
Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 96 с.
Подготовка учащихся к семейной жизни: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / А.А. Аладьин [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 200 с.
Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
Более тридцати работ по проблеме семейного воспитания обучающихся подготовлено научным коллективом под руководством Осиповой М.П. Пособия подготовлены авторами на основе опытно-экспериментальной работы научно-методического центра «Школа-семья» при БрГУ имени А.С.Пушкина совместно с педагогами школ Брестской области, анализа многих теоретических источников, а также с учетом реализации государственной семейной политики, которая отражена в соответствующих нормативных документах.