Организация процесса деятельности с детьми.
Основная форма работы — обучение детей на занятиях. Занятия проводила с начала учебного года. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10—12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин во второй младшей группе, а в средней группе до 20 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.
Для усвоения материала использовала следующие методы и приемы: 1.Наглядный;
2. Сопоставления;
3. Словесный;
4. Показ и объяснение;
5. Словесная инструкция.
Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей.
В своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:
Принцип дифференцированного подхода
Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе». Например, прочитать стихотворение по картинкам.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В младших группах очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!». В среднем возрасте я следила за тем, чтобы дети старались самостоятельно выполнять задание, например: составление рассказа «Осень» по картинкам.
Методы мнемотехники.
Выделяются основные методы мнемотехники:
1. Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
2. Эйдейтизм (образное запоминание):его развитие происходит виграх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
3.Метод Цицерона(мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
4.Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д.
5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
При применении в работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается смекалка, тренируется внимание, а самое главное – улучшается память.
Структура мнемотехники.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Я начала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Работу я начала со второй младшей группы. Я показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводила в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».
Здесь я и решила использовать предметную модель, которая формирует умение воспроизвести представление об объекте, например: я показываю карточки с изображением кошки (мнемоквадраты) : кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; затем я показываю карточки с изображением мышки, собаки, человека и помогаю детям осознать, и сказать о том, что делает кошка, когда видит мышку, собаку, как человек относится к кошке, то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на карточке, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Во время рассказывания сказки я так же стала изображать ее содержание с помощью схем на фланелеграфе, что вызвало интерес у детей и желание рассказать о каком-то герое (по моей просьбе). Например: показываю на оранжевый кружок и спрашиваю: Кто это? (Лиса)
Лиса какая? (рыжая, оранжевая, хитрая, красивая и т. д.)
Что она делала у зайца в избушке? ( Она там жила, сидела…) А так же предлагаю рассказать о том что говорили собаки, когда встретили зайца (показываю на мнемоквадраты), а зайчик что ответил? и т.д. Дети, глядя на модели быстро ориентировались и отвечали на вопросы. Сначала я, конечно, выставляла на фланелеграф по одной картинки с персонажами сказки, но со временем заменила их на мнемодорожки и увидела в глазах детей интерес и желание самостоятельно манипулировать этими схемами, при этом озвучивая свои действия, но все-таки отдельными фразами. Еще мы использовали модели при заучивании наизусть стихов и потешек, выкладывая содержание на фланелеграфе, что способствовало более быстрому запоминанию текста.
Вот, пожалуй и все, что мы успели сделать в младшей группе. Дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать некоторые интонации при этом, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их, выделять признаки, качества, сравнивать игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением (большой – маленький, длинный – короткий, толстый - тонкий); Действия предмета или с предметом. То есть от отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связного высказывания. Они стали более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой, активными.
В следующем году мне следовало научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность
последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Если во второй младшей группе я брала для развития связной речи мнемоквадраты и мнемодорожки, то в средней группе я решила использовать мнемотаблицы и коллажи. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Опираясь на методику, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я давала цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы в месте с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Хотелось бы еще рассказать еще о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Этапы работы с мнемотаблицами.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов:
1этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ рассказа, рассказывание стихотворения, загадывание загадки и т. д. по заданной теме. Опираясь на данную методику, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, предметах быта и природный объектах. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях, были созданы мнемотаблицы по блокам: зима, весна, лето, осень, а также таблицы для заучивания стихотворений и загадывания загадок